Отрывки из Жития святителя Нифонта - Патриарха Константинопольского и афонского подвижника


Отрывки из Жития святителя Нифонта - Патриарха Константинопольского и афонского подвижника

Великий древний афонский монастырь Дионисиат! Сколько цветов небесных, небесных кринов возросло в этом месте Удела Пресвятой Покровительницы Горы Афон, согреваемых и вдохновляемых священным дыханием его. Покровитель этой обители и святой Предтеча Христов и "Святейший Послушник" – святой патриарх Нифонт и поныне наставляют ее монахов высшей мудрости – смирению...

Святитель Нифонт II был Патриархом Константинопольским в 1486 – 1489 и в 1497 – 1498 годах. Но в земной жизни своей он просиял не только в подвиге апостольском, в подвиге святительском, но явил высочайшее личное смирение – смирение такой глубины, что стал в том превыше не только множества преподобных – смиреннейших героев духа, но удивил и ангелов Божиих. Плотью проходил он земное поприще, душою же пребывая на Небесах.

Пример его земной жизни очень важен для нас сейчас – для нас, одичавших без Пастыря Небесного, слабых душами, забывающих о главном событии жизни любого человека – о неминуемой смерти и водворении в мир иной, вечный. Ибо то смирение, какое явил патриарх Нифонт, свидетельствует о силе и целостности его души, которой суета и ценности мира сего не заслоняли сокровищ мира вечного, мира иного и лучшего...

Родина Святителя – благословенная Греция. Его родители, Мануил и Мария, были весьма значительны в мире сем, но при этом имели счастливое устремление в мир горний: не власть, деньги и желания плоти привлекали их, но благочестие и добродетели. То счастливое устремление передалось и маленькому сыну их, наименованному в святом крещении Николаем, – будущему святителю Нифонту: в ранние годы его мало интересовали детские игры и шалости, в отрочестве он отличался скромностью. Николай имел прекрасное сердце, а при том и ум его отличался даром быстроты, позволившем ему быть лучшим учеником в своем училище.

В свободное время люди обыкновенно занимаются любимыми занятиями, таким любимым занятием у отрока Николая было чтение житий святых. Но не просто читал он, переключаясь с одного на другое. Цельная и благородная душа его стремилась подражать подвижникам. И юный подвижник, возревновав о сохранении своего целомудрия, ограничил себя в пище хлебом с водою...

Однако душа его искала большего. Николай, руководимый иеромонахом Иосифом, тайно покидает мир и скрывается от него в монастыре Епидаврион, где подвизался в те годы отшельник святой жизни отец Антоний. Так сильно желал Николай жизни в монастыре, что со слезами, боясь отказа, просил старца Антония разрешения остаться. Старец говорил ему о трудности и даже жестокости иноческого жития, особенно в юные годы, но Николаю тесно было в суете мирской, он ясно увидел, что все ценности мира не стоят ничего, он жаждал большого, он жаждал непреходящего. И старец, видя твердость желания его, оставил его, дал ему келлию и стал наставлять на путь подвижнический. Николай стал учиться добродетелям, стал учиться смирению, он пребывал в полном послушании Старцу, старался во всем ему подражать. Послушник понес первые подвижнические труды, он искал ангельского образа. Николай знал уже, наученный отцом Антонием, что к небу ведет лишь скорбный и крестный путь, и иного пути нет. Настал день, и Старец постриг доброго Николая и нарек его Нифонтом.

Тогда противник смирения гордый диавол усиленно восстал на него. Трудно было отцу Нифонту, ох трудно. Ведь он был еще молод. Враг насылал воспоминания об оставленном мирском богатстве, зарождал множество сомнений о правильности выбранного пути. Суетное мирское представлял большим, важным, вожделенным, силясь заслонить им истинно великие небесные добродетели. То было начало крестного пути отца Нифонта. Родители... Любимые мама и папа... Как там они? Ведь они плачут в разлуке... Господи, дай сил! Любовь к родителям не должна заградить любви к Богу. Где взять сил, чтобы быть вместе с родителями не в миру, а о Боге? Диавол толкал его в мир, к родителям, но память смертная удерживала в обители в уповании на жизнь вечную. Трудно было удержать мир душевный, тогда отец Нифонт шел к Старцу на откровение помыслов. И милость Божия через утешение и наставления старческие нисходила на него.

Отец Нифонт был светлым иноком: на тернистом крестном пути побеждал диавола. Но вскоре он был лишен мудрого и опытного водительства. Старец Антоний приспел у Господа; преисполненный славой подвижнической, он отошел в Обители Небесные...

Оплакивая своего Старца, отец Нифонт долгое время пребывал в безмолвии. Он удалился в крепость Нарда, где подвизался тогда в добродетельной жизни другой старец – афонский старец Захария.

В то время великое смущение было в Церкви Православной. Флорентийский собор из соображений политических принял унию с еретическим Римом, предал веру отцов, отвергшись чистоты Христовой. Отец Нифонт вместе со старцем Захарией пересек всю Грецию от Иллирии до Далмации, выступая против решения Флорентийского Собора, умоляя христиан остаться верными апостольскому Православию.

Шел 1453 год от Рождества Христова – страшный год земной истории. Турки покорили своему неистовству православный Восток и его столицу Константинополь. Насилия и кровопролития на знали границ. Отец Нифонт и старец Захария удалились в Ахриду, в обитель Пресвятыя Богородицы. Но не долго они подвизались вместе, ибо вскоре скончался митрополит ахридский Николай, и клир совместно со множеством мирян умолил Старца принять на себя иерархическое достоинство. Старец Захария был хиротонисан в архиерея, а блаженный Нифонт, видя искусительность своего положения при Владыке, стал смиренно отпрашиваться у него удалиться на Святую Гору Афон ради подвигов преподобнических в безмолвии.

– Когда я более всего требую твоего присутствия и нуждаюсь в тебе, при многосложном и тяжком, возложенном на меня звании, – отвечал на это владыка Захария, заливаясь слезами, – в то время ты хочешь оставить меня: в нуждах познаются истинные друзья и чада. Зачем же отрекаешься от меня, чадо мое Нифонте?

Слезы Старца тронули отца Нифонта, и он сам не смог удержаться от слез. Всю ночь провели они в молитвенном бдении, а под утро в тонком сне увидел Владыка Ангела Господня, повелевшего ему не удерживать божественного Нифонта...

Уже два года был он святителем Солунским, когда довелось ему по делам церковным побывать в Константинополе и быть с почетом принятым Патриархом Максимом III и его Синодом. Здесь Господь утешил его невыразимой радостью – встречей с владыкой Захарией. Словно ждал владыка Захария, прежде, чем отправиться в Царствие Небесное, последней встречи на земле со своим учеником. Непродолжительной была радость их встречи: святитель Захария заболел и отошел ко Господу. А вслед за ним скончался и Патриарх Максим.

И тогда еще более почтил Господь смиренного Нифонта: он был избран и возведен в Константинопольского Патриарха. Надо ли говорить, что не искал он столь великой чести? Давно ли он был скромным монахом на Афоне, и вот Господу стало угодно возвести его смирение на степень иерархического служения Вселенской Церкви. Воистину, великое чудо Божие! Из небытия, из ничего была вызвана к жизни душа человеческая, а спустя немного времени та смиренная душа обрела достоинство Святейшего Владыки.

Стадо Христово смущаемо было в те годы западным фанатизмом, но святитель Нифонт на высоком Вселенском Престоле проявил себя в полном блеске. А при этом много утешил он страждущих под мусульманским игом христиан, но и более того: самих агарян вразумлял и привлекал к свету Христовой истины от тьмы заблуждения святостью жизни своей и силою слова.

Конечно же, восстали на него бесы тогда сугубо. Та великая беда, о которой он сам пророчествовал для себя при прощании с дионисиатской братией, приблизилась. Едва Церковь Христова украсилась новым светильником своим, как восстали на него, бесам послушные, некоторые из церковных же клириков. Возненавидели его эти враги, послушные бесам и власти султанской. И одержали они победу на земле: он был низложен и изгнан из патриаршего дома.; Но невинный страдалец, изгнанный правды ради, не опечалился о себе, но о том печалился, что клирики те подпали под власть бесовскую, о любимой пастве своей печалился, которой не желал ничего более, кроме мира и спасения. На все воля Божия, и радовался он о ней, слагая с себя достоинство патриаршее, молясь о прощении врагов своих. И удалился Святитель в сладкую тишину безмолвия монастыря святого Предтечи в Созополе. Святитель Нифонт патриаршествовал в первый раз с небольшим два года: 1486-1489...

Но он не обрел желаемой тишины в сей обители, ибо верны слова Господа: "Не может град укрытися верху горы стоя" (Мф. 5, 14). Слава его шла за ним. Многие хотели слышать или уж хотя бы видеть Святейшего изгнанника.

И провел его Господь ради совершенства души его еще раз через испытания: во второй раз был воззван он на патриарший престол Константинопольский и во второй раз изгнан.; Нечестивый султан, встретив однажды на пути своем Святейшего Патриарха остался недоволен тем, как тот его приветствовал: не так, как "богоподобного". Патриарх был обвинен в невежестве против власти султана, претерпел укорения и бесчестие пред всем народом, а вслед затем сослан в Адрианополь в заточение под строгим надзором янычар. Бог Единый знает, что довелось вынести Святителю Божию от не знающих Истинного Бога агрессивных мусульман. Святитель Нифонт патриаршествовал во второй раз в 1497-1498 годах...

А в Адрианополе страдальца ждало утешение: хотя он и оставался под строгим надзором турецкого правительства, но место пребывания ему было назначено при церкви первомученика Стефана, где он стал служить Господу, славя Его, не имея в виду никакой помощи человеческой и утешения.

Слава же его с ним пребывала. И более того, достигла она до Валахии, господарь которой Радул молитвенно желал видеть угодника Божия, и Бог исполнил его желание. Он прибыл в Адрианополь и с разрешения турецких властей виделся с блаженным Нифонтом. В преизбытке сердечной радости, тронутый благочестивыми словами Святейшего изгнанника, господарь стал просить его прибыть в Валахию на святительскую кафедру. И когда Святитель изъявил согласие вступить на поприще новых подвигов апостольского служения, Радул ходатайствовал перед турецкими властями о нем и получил разрешение.

В Валахию они прибыли вместе и были там встречены народом с радостью и даже восторгом.

–Отныне ты нам наставник и пастырь, – говорил Радул святому Нифонту, представляя его народу своему, – твои слова для нас – закон!

–Благословенно твое желание, – отвечал на это святой Нифонт. – Дай Бог, чтобы ты сдержал свое слово и обет до твоей кончины! Впрочем, прошу и умоляю тебя, господарь, если погрешишь в чем-либо как человек, не уклоняйся от отеческого моего и духовного назидания; потому что для всего народа ты пример как в отношении к добродетели и благочестию, так и в уклонении от путей Господних.

–Ты наш отец, – возразил господарь, – что полезно для душ наших, твори не обинуясь: мы с радостью и безусловным повиновением готовы слушать и исполнять твои наставления и советы!

Первое, что сделал святитель Нифонт на новой своей кафедре, озабоченный нравственным состоянием народа, созвал поместный Собор под председательством самого господаря и верховных его сановников и изложил на нем правила христианской нравственности и догматы Церкви как основание общественного мира и залог благословения свыше, убеждая всех строго следовать им и соблюдать неуклонно. Господаря как властителя он призвал наказывать бесчинных, не зреть на лицо ни великого, ни малого, творить праведный суд, помня о Божием Суде Страшном, где каждый ответит за исполнение своих обязанностей. Ибо социальное зло в христианском государстве не в порядках и установлениях, а в извращении их немощными людьми.

И всех он хотел ввести в познание собственной должности, собственного положения и ответственности пред Богом. Иереев и иноков наставлял он, убеждая их духом кротости и любви и напоминая о Страшном Суде. Народ, увлеченный святостью его и силой слов святительских встал в массе своей на путь исправления. Отдавая должное дарам и подвигам его, называли его с любовью новым Златоустом. Храмы полнились людьми, люди сосредоточенно молились. Валахия переживала лучшие годы своей христианской истории. "Святитель Нифонт признан всеми румынами как спаситель Православия в их стране. Папистская Церковь нашла там подходящие психологические и духовные условия, чтобы ввести унию. Убедив православных в том, что с падением Византии пало и Православие, они легко могли уловить их в свои сети" (Архимандрит Гавриил "Святой монастырь Дионисиат на Горе Афон", стр. 151.).

Позже люди в Румынии, питая безграничную благодарность к Святителю за его труды, решили его прославить, и даже одну из улиц в столице назвали его именем (улица Патриарха Нифонта).

Но в нашем мире так уж есть: где больше святость, там и бесы усерднее. Когда святитель Нифонт преуспевал в нравственном воспитании народа, враг всякого добра диавол усилил брань на него, не терпя его златословесных его поучений.

Напали на Святителя бесы через одного из вельмож соседней Молдавии, человека безнравственной жизни и дурного характера, именем Богдан, подпавшего за свои преступления под суд высшей власти в своем отечестве. Убегая от казни, он, бросив дом, жену и детей и скрылся в Валахии. В Валахии же ему удалось расположить к себе господаря Радула, да так расположить, что тот позволил ему не только остаться при себе, но и, вопреки канонов церковных и закона гражданского, возжелал выдать за него свою сестру, хотя и знал о законной жене и детях Богдана. Когда совершился противозаконный брак, кроткий Нифонт был так огорчен, что призвал к себе Богдана и убеждал его не расторгать уз законного брака. Безнравственный же Богдан не побоялся Бога наговорить дерзостей Святителю, что де тот чернит его из желания угодить брошенной жене. Святитель пекся о законе Божием, Богдан же, представляя все как просто симпатии между людьми, грозился отомстить за себя и свою честь. Так он все и представил господарю Радулу. Святитель Божий Нифонт лично явился к господарю и просил его не нарушать Божественных правил Церкви. Слаб человек, нетвердым оказался и Радул: не уважил он законную просьбу Святителя, но в собственном непонимании стал убеждать того, что люди мирские не могут безусловно следовать требованиям церковным.

–Мое дело, – отвечал божественный Нифонт, – строго следить за нравственностью паствы, и я свято исполняю свою обязанность. Для чего же иначе твоя светлость и вызвал меня сюда, если не для того, чтоб, не смотря на лица, обличать неправду и беззаконие и требовать от всех строгого хранения законоположений Церкви! Не свои собственные я проповедую вам законы, а законы Божественные, за которые готов положить мою душу. Если же вы не хотите слушать меня, я чист пред Богом!

Сказав сие, он удалился из дворца, пришел в церковь и велел созвать народ. Когда же народ собрался, преподал ему назидательное слово, затем, облачившись в святительские одежды, торжественно отлучил от Церкви незаконного Богдана с его новою незаконною женою и всех участников их преступного брака. После того, охваченный пророческим вдохновением, предсказал Валахии грядущие смуты, а Радулу и Богдану позорную смерть за их беззакония и, сложив с себя знаки первосвященнического достоинства на святой престол, вышел из церкви.

Некоторое время святитель Нифонт жил тайно в доме одного дворянина из рода бессарабов, которого возлюбил немало, по имени Неанка, духовного сына своего. Дорогой читатель! Запомни это имя, ибо встретится оно еще в сем жизнеописании, о добром Неанке мы поговорим и в самом конце нашего повествования.

К великому сожалению, не было раскаяния ни у Богдана, ни у Радула. Радул, правда, трепетал гнева Божия; потому, хотя и гневался на Святого, понимал, что тот истинно праведен и благочестив. С почтением пригласил он блаженного Нифонта к себе и ласково стал просить извинения, оправдывая брак Богдана тем, что он получил на то одобрение великой Константинопольской Церкви. После того стал просить, чтобы и святый Нифонт "одумался" и благословил Богдана и его новую супругу.

–Радул, Радул! – Отвечал на это с тяжелым вздохом Святитель, – что бы ты ни обещал мне, как бы ты ни умолял меня о соизволении на преступный брак Богдана – все напрасно. Вспомни, не ты ли вызвал меня сюда; за что же гонишь меня? Если я сделал какую неправду, свидетельствуй о мне. Мой долг – обличать беззаконие в устранение соблазна для других, и я исполняю это. Вспомни, ты вызвал меня сюда, ты же и гонишь меня отсюда. Я удалюсь, куда Господь укажет мне путь; но знай, что великое зло и бесчисленные скорби постигнут твою область: сам ты умрешь несчастным и ужасным образом. Будет время, поищите меня и не обрящете!

И сколь же легкомыслен бывает человек! Не пал пред Святителем в покаянии Радул. Удалился от него блаженный Нифонт, говоря:

–Великое бедствие постигнет здешнее место.

При прощании с Неанком, говоря о грядущих бедах, святитель сказал:

–Премилосердный Бог сохранит тебя, если исполнишь мой отеческий завет. Ты будешь даже возвеличен, славно будет имя твое. И тогда вспомни меня, духовного твоего отца! Я не перестану ходатайствовать о тебе пред Богом.

И горько рыдал Неанк о разлуке со своим духовным наставником и отцом...

* * *

Пример жития святителя Нифонта да вдохновит на благочестивые подвиги новых ревнителей Православия, да послужит ко смирению гордым владыкам мира сего, да подвигнет их к милосердию, да вдохновит на смирение всякого гордеца, да наставит новых монахов на памятование о смысле монашества, да свидетельствует пред богоотступническим миром об истинной и вечной правде Христовой, да напомнит о вечной жизни забывающим о смерти, да укрепит и утешит гонимых и страдающих правды ради, да будет опорой новым христианам, все еще верным Христу во времена злые. Да возгорится в земле нашей чистая и сильная любовь ко Господу, подобная любви учеников святителя Нифонта – священномучеников Макария и Иоасафа, возженная в них Святым, да восстанут новые русские макарии и иоасафы и да возродится Русь Святая!

А слава о всем да будет Единому Богу: Отцу и Сыну Его Господу Иисусу Христу и Святому Духу, исходящему от Него – Троице Единосущней и Нераздельней! Аминь.

Источник

Комментарии