Русские в Китае. Документы

ТРЁХРЕЧЬЕ
Азаренков А.Н.
Печалование Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
    "Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. Красные отряды вторглись в пределы Китая и всей своей жестокость обрушились на русских беженцев, выходцев из России, нашедших в гостеприимной Китайской стране убежище от красного зверя.
      Уничтожаются целые посёлки русских, истребляются всё мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Всё русское население, безоружное, на китайской территории Трёхречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками. Вот замученные священники: один из них привязан к конскому хвосту. Вот женщины с вырезанными грудями, предварительно обезчещенные. Вот дети с отрубленнными ногами; вот младенцы брошенные в колодцы; вот расплющенные лица женщин, вот 80 летние старцы в предсмертных муках расстрела; вот реки, орошаемые кровью убегающих в безумии женщин и детей, расстреливаемых из пулемётов красных зверей.
    Кровь леденеет, когда читаешь сообщения компетентных лиц с Дальнего Востока о зверствах красных в захваченной ими части Китая.
    Всё существо содрагается от этой небывалой кровавой рассправы с безоружным населением и детьми.
    Вопиют архипастыри и пастыри Дальнего Востока, протестуют пред всем миром русские общественные организации, взывает ко всем русская печать.
    Вот уже 12 лет насильники в Москве раздирают русские души, уничтожают древние святыни, подвергают гонению духовенство и верующих, морят и гноят в тюрьмах множество невинных людей, культивируют утончённые пытки, перед которыми бледнеют все, ведомое в этой области истории".
                    Из Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)
                    <Свято-Троицкий Монастырь. Джорданвилл, HI. 1998 г.>


      Что же произошло в те, не такие уж далёкие, годы? Отчего так разрывается сердце?
    
Осенью 1929 года большевики на Дальнем Востоке вторглись в пределы Китая, в Трёхречье, населённое русскими беженцами, преимущественно семьями участников белой борьбы с большевиками в Сибири. Пока советские войска воевали с китайской армией в Маньчжурии, карательные отряды НКВД занялись в казачьих поселениях своим излюбленным делом. Именно на это событие владыка Антоний отозвался обращением к народам всего мiра. Обращение это было послано главам всех правительств, главам всех православных, инославных и иноверных Церквей и редакциям главнейших газет в Европе и Америке.
         Что бы понять и прочувствовать эту трагедию, обратимся к архивам…
       Газета русских эмигрантов в Китае "Гун-Бао", № 843 за 8 октября 1929 года. Репортёр сообщает: "Прошу уведомить Вас о событиях в хуторах Тенехэ[1] и в Чакчир. В ночь на 1 октября на рассвете хутор Тенехэ (35 вёрст от Якеши) был окружён советским отрядом. Глава этого отряда потребовал от старшины посёлка именной список жителей Тенехэ и собрал всё мужское население и 4-х учеников по 13-14 лет. Повели в сторону от посёлка, отведя версту, приказали собраться в кучу и сесть. И наведя два пулемёта расстреляли.
      Жилища, имевшие запасы сена и два маслоделательных завода – Воронцова и Проскурякова – были сожжены. Из расстреляных восемь человек оказались раненными и по уходе отряда доставлены в Ка…нор (неразборчиво – А.А.) и Якеши. Отсюда из Якеши отправлены в Хайлар на излечение. Несколько человек тяжело ранены.
      Убито и похоронено 64 человека. Напавший отряд численностью в 50 человек, из посёлка Тен(ехэ?) отправился на посёлок Чанкир; в 20 верстах от посёлка Ты<…>ыр (неразборчиво), где также всё мужское население расстреляно. Убито и похоронено 26 человек.
      Раненные жители Тенехэ рассказывают, что все вы против СССР и приказали идти из посёлка. И расстреляли.
     Перед расстрелом глава красного отряда крикнул: Вы знаете, кто вас расстреливает? По словам раненных они опознали советских партизан Забайкалья и Нового Цурухайтуя и Цагайтуя. Один из напавших Топорков, убил своего зятя Кулакова. Сестра его просила на коленях не убивать её мужа.
     Есть слухи, но ещё не проверенные, что посёлки Найжин и Кущи подверглись той же участи. Имеются сведения о том, что 4 октября в 5 часов утра отрядом красной конницы был сделан вторичный налёт на посёлок Тинхэ в Трёхречье. Забрав по выбору женщин и 50 лучших лошадей с телегами, а также некоторое имущество отряд к 11 часам, ушёл по направлению к границе СССР.
    Китайцами было заявлено нашему сотруднику: Уничтожение советскими войсками проживающего на китайской территориии мирного населения переносит вопрос о разрешении конфликта (КВЖД, прим. авт. А. А.) совершенно в иную область. Такие действия являются оскорбительными для Китая и дальнейшие переговоры теперь не могут вестись в рамках только тех вопросов, какие обсуждались в Берлине.
    Населяющее Трёхречье русские казаки обратились к местному командованию с просьбой о защите.
    Согласно сведениям за время с 1 октября советскими отрядами расстреляно свыше 100 человек и разграблено до шести хуторов.
    За один вчерашний день большевики расстреляли ещё 50 человек сверх этих чисел. Мужчин расстреливали в ряд и расстреливали из пулемётов на глазах жён, матерей и детей. Женщин заставляли приготовлять для убийц пищу, после чего над ними надругивались и затем расстреливали.
    Расстреливали также и детей до 10 летнего возраста. Даже моложе 5 лет бросали в колодцы на глазах у обезумевших матерей.
    Советские информаторы сообщают, что было расстреляно 140 человек".
  
 Гун-Бао №844, 9 окт.
      "Мы далеко не все представляем собой осколки отступившей в Китай частей Белой армии, которые известны в СССР под названием "белобандитской шайки". Того элемента, который мог бы подходить под наименование "белобандиты" среди нас почти нет.
      Трёхречье стало заселяться, главным образом уже после гражданской войны в России, а особенно в последние годы, когда никаких "белобандитов" уже не было. Заселяли его главным образом забайкальские и отчасти амурские казаки, эмигрировавшие из СССР, в силу тяжёлых экономических условий.
      Никакой борьбы с советской властью, они ни на территории СССР, ни вне её никогда не вели. Придя в Трёхречье со своим скотом и частью с сельскохозяйственным инвентарём, они сразу же сели на землю и занялись хлебопашеством, сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей. Вначале эти переселенцы проходили, хотя и нелегально, но при попустительстве советской власти, которая смотрела на это сквозь пальцы и только с конца прошлого года власти стали ставить препятствия переселенцам и, даже, бывали случаи, вооруженных стычек с пограничной стражей, но всё же эмигрировать удавалось.
     В конце сентября в Трёхречье проникли незначительные красноармейцы, которые никаких агрессивных мер не проводили. Казаки тоже со своей стороны никакой вражды не проявляли. На другой день после этого явилась новая группа, которая уже от имени советского командования предложила казакам вернуться или же хотя бы вернуть скот.
    Через два дня налёт повторился.
    Проходя через разграбленный посёлок красноармейцы объявили женщинам, что их мужья казнены по приказанию советского правительства и, что они должны подвергнуться той же участи со своими детьми.
    Расстреляв оставшихся женщин и детей, красноармейцы направились в следующие посёлки, где повторили своё кровавое дело.
***
    Кровавые события, разыгравшиеся в Трёхречье, тяжёлым чувством отозвались в сердцах всех русских Эмигрантов, населяющих ОРВП...
     Безвинно пролитая кровь русских людей всколыхнула всё население Харбина. Эта скорбь зовёт всех русских под своды православных храмов для общей молитвы о душах новых жертв коммуны от палачей.
     Сегодня во всех храмах Харбина панихиды.
    Гун-Бао. 15 окт. № 848, 1929 г.
     Организован набег советских частей, сделанным одновременно в нескольких пунктах этого района. Переправа через реку Аргунь была совершена в один день, т. е. 28 сентября.
    Отряд разгромивший посёлки Цанкир и Тыныхэ прошёл предварительно от реки Аргунь около 150 вёрст и потому только 1 октября явился в населённый пункт и учинил свою рассправу. Что же касается другого отряда, вышедшего сразу в населённый район на берегу Аргуни в 300 вёрстах от Хайлара, то там расправа, о которой только теперь стало известно, имела место ещё 28 сентября.
    В этот день отряд красных, состоящий из набранных в районе Нерчинских заводов молодых коммунистов и местных бывших каторжан, но производимый военным командованием Красной Армии, переправился на правый берег Аргуни. Переправа была проведена под прикрытием моторного катера, вооружённого пулемётами.
    Отряд около 200 человек встретил на китайском берегу мужественное сопротивление небольшого китайского кордона (10 человек) у посёлка Дамысово. В результате этого сопротивления начальник кордона Лю Си-фу и 6 человек китайских солдат были убиты.
    Посёлок Комары подвергся немедленному же разграблению, почти все жители, не успели  бежать и не ожидавшие над собой расправы были уничтожены, а имущество их разграблено и дома сожжены.
    Здесь отряд перешёл в соседний посёлок Дамысово, насчитывающий несколько десятков домов и являющийся в этом районе самым крупным и богатым. Зверству красных в этом посёлке не было пределов.
   Расстреливались и убивались на месте не только мужчины и женщины, но и малолетние дети. Были случаи, когда детей хватали и с высокого берега бросали в волны Аргуни, посылая "спасать родителей". Когда же обезумевшая мать бросившись за ребёнком выплывала с ним, то тут же на берегу приканчивали и мать и дитя.
    Ворвавшись в дом местного хуторянина Зырянова, красные звери не остановились перед убийством его маленького сына трёх месяцев.
*
    Ограбив и уничтожив поголовно таким образом целый ряд прибрежных по Аргуни беженских посёлков, красные переправились обратно на свой берег, увезя с собой всё награбленное. Все дома были сожжены и посёлки почти сравнены с землёй.
      Трупы расстреляных остались валяться на улице, где их застала смерть.
    Недалеко от этого места в пути была настигнута красными подвода с маслом, следовавшая в Хайлар[2]. Эту подводу сопровождали шесть человек. Большевики убили их всех и затем положив их на подводу подожгли масло. Трупы в продолжении нескольких часов жарились и кипели в горящем масле".
     В Тыныхэ убито – 64 человека, Чакчир – 24, Дамысово – 50 человек. (Прилагается в газете поимённый список жертв в Дамысово: от 56 лет до детей).

        Дополнение о Танехэ
    В № 13 харбинского церковного журнала «Хлеб небесный» за 1929 г. сообщаются некоторые подробности нападения на этот поселок. Здесь говорится, что 1-го, а не 27 сент. было совершено нападете на поселки Танехэ и Цанкыр. В отряде кроме русских большевиков, находились мадьяры. Этот красный партизанский отряд, разграбив Танехэ и Цанкыр, разбился на группы и начал грабить и убивать на различных путях Трехречья, напав на пути на ряд поселков — Наджин-Булак, Усть-Кули, Лабдарин, Верх-Кули. Уходя обратно на советскую территорию, отряд грабил и жег все на своем пути.
   Бежавший из Танехэ рассказал, что всех мужчин и мальчиков красные выгнали из поселка, поставили на колени и расстреливали из пулеметов. Один из бросившихся бежать был ранен в шею и упал, образовавшаяся около него на земле лужа крови спасла его; он услышал громкую команду начальника красных палачей — «пройтись наганом по головам — штыками по животам» и услышал выстрелы, которыми добивали раненых, и слова около себя  —  «ну, этого не стоит добивать — он мертв».
   Более детально нам сообщили, что красные партизаны первоначально вошли в поселок Цанкыр, где их приняли за белых, ибо они разбрасывали листовки «Русской Правды». По их просьбе один из крестьян проводил их в Таныхэ и по пути выяснилось, что это красные. Они убили этого крестьянина и зятем часть их вошла в поселок, в котором они собрали всех мужчин и повели их к Крестовой пади. Одна из женщин посёлка оказалась сестрой старшего в этой группе красных Клавдия Топоркова и она на коленях молила брата пощадить её мужа, на что брат её ответил: «Ничего не могу сделать... заставляют нас... Буду защищать, так самого убьют... Тебя могу защитить... кочуй за нами».
   Жители Танехэ узнали в красных партизанах или своих односельчан, служащих в красной армии, или земляков с того берега Аргуни из поселков Цюрухайтуй, Зарюльск, Капцегайтуй и Уреленегуевск. Начальником этого отряда красных был некий Моисей Жуч, одетый в красное платье. Помощник его Клавдий Топорков, Александр и Михаил Мунгаловы, Карп Пинегин, Яков Федоров, Иван и Трофим Пинегины, Прокопий и Феофил Щукины, Иван по прозвищу Неспятин, Николай Баянов. Большинство этих красных партизан служат в красной армии.
       Вот имена некоторых расстрелянных в Танехэ:
   1) Николай Пинегин — 12 лет, 2) старик Мунгалов, 3) старик Топорков — 80 л., 4) С.С.Тюкавкин,
5) М. Госьков, 6) Тискин, 7) Аксенов, 8) Аникиев, 9) Якимов, 10) Павел Баженов— 15 л., 11) Елевферий Баженов.
***********************************************************

    «Область трех рек, или Трехречье (так называют территорию бассейнов притоков р. Аргуни — Гана, Дербула и Хаула), занимает площадь, примерно, в 11 500 кв. км. Места эти издавна посещались забайкальцами, которые перегоняли сюда свои стада и табуны на пастьбу, заготовляли сено, охотились, а иногда и производили распашки плодородных целинных земель. Отдельные русские хутора в Трехречье появились довольно давно. До сих пор находят здесь избы поселенцев 1895-1900 гг. Приблизительно к этому времени относится и возникновение русской деревни Верхний Тулунтуй."
    Захинганье (Трёхречье) – территории, лежащие за Большим Хинганом, горной системой на северо-востоке Китая и востоке Монголии. Трёхречье образовано притоками Амура – реками Сунгари, Уссури и Аргунь[3].
    Как только большевики стали осуществлять расправу с казачеством, сразу же начался массовый уход аргунских и ононских казаков в Китай. Первыми ушли те, у кого заимки были в Китае по восточным притокам Аргуни: Хаулу, Дербулу, Гану (Трехречье), а также Мергелу. Им уходить было проще других. На русской территории у них оставались лишь дома, небольшое количество коров и лошадей для домашнего обихода, а все остальное было уже в Китае.

   Со стороны большевистских правителей последовала двойная реакция. Во-первых, закрыли русско-китайскую границу: отныне ее переход без разрешения считался нелегальным и карался тюремным заключением. Во-вторых, были произведены грабительские набеги на поселения по ту сторону границы.

   Первый такой набег состоялся весной 1921 года и осуществлен комбригом Федоровым Абрамом Яковлевичем. Двинулись двумя небольшими отрядами. Один во главе с Федоровым направился в низовье реки Ган к поселениям Городок, Курьер, Сератуй. Второй возглавлялся кем-то из его подручных. Он двинулся в нижнее течение рек Хаула и Дербула к поселениям Красный Яр, Цаплинное, Стрелка.
Нападать на эмигрантские поселки было абсолютно безопасно: винтовки, шашки у казаков были отобраны китайской администрацией.
     Но вернёмся в 1929 год. Источник сообщае, что территория, на которой "расселились забайкальские казаки[4]приаргунских станиц, простиралась от восточного берега Аргуни до западных склонов Большого Хингана, а с юга на север от КВЖД до верховьев Гана и Дебула – восточных притоков Аргуни". Здешние места китайцами совершенно не обживались. Зимы были суровы, лето очень засушливо. В этих то гиблых местах и поселились временно, как они думали, забайкальцы, живя надеждой на скорое возвращение в родные станицы, на родную землю. А пока люди мирно вели скромное хозяйство и пасли скот, в пограничном управлении СССР, по распоряжению свыше, был организован на государственном уровне, набег.
    Итак, 1 октября операцией, а точнее карательным рейдом, руководил представитель Хабаровского пограничного управления. Фамилию к сожалению установить не удалось, но известно, что "до перевода в Хабаровск он был в составе Новоцурухайтуевского пограничного поста. Отряд для набега формировался из агентов разведки и тайных агентов ОГПУ, жителей приаргунских станиц".
    "Нагрянули под вечерок, когда скот и табуны пригоняются на ночь домой. Выгнали табуны и рогатый скот в степь и, отрядив по два-три гонщика, пошли со стадами к русской границе. Остальные рассыпались по зимовьям, всех выгоняли, вещи перетряхивали, грудных детей вынимали из люлек, а то и просто выкидывали. Искали золото во всех видах. Что нашли, сколько нашли — никому не сказывали".
     Стали известны и некоторые фамилии участников этого кровавого набега, которых опознали чудом оставшиеся в живых женщины из Тынхе. А вот из показаний одного из красных бандитов Бакшеева, которые тот давал на своего дружка, позже, в советские органы: "Трезвый Саша Лыткин ничего – вроде бы и не был в Чанкыре и Тынхе. Пьяный же – плачет, по щекам себя бьёт, слезливо ноет: "Всё прощу себе, но грудного ребёночка, за ножки, о рубленный угол головой! Не могу забыть! Не могу забыть!" ( Лыткин А. Ф. долгое время был председателем колхоза, вышел на приличную пенсию в брежневские времена, а может и сейчас ещё землю нашу поганит).
    ..." в 1929 году в Читинской области сформировался отряд большевиков и в сентябрь они перешли Китайскую границу, учиняя на пути кровавую расправу над русскими, своими бывшими земляками-белыми. Итак, 27 сент. ранним утром раздались выстрелы над поселком Танехэ. С плоскогорья хребта спускались конные всадники. Первой жертвой пал Якимов Гриша, мой двоюродный брат. Он ходил за лошадью в поле, ему надо было ехать в город Хайлар, где он учился в гимназии. Его заставили гнать лошадей домой во двор, а затем скомандовали идти на место сбора жителей, но на полпути застрелили. Вооруженные пулеметами, винтовками, штыками и гранатами, бандиты носились по поселку, выгоняя людей на край села, поджигая дворы и опустошая хаты. Наши родители, Сергей Ананьевич и Анна Васильевна, взяли нас, своих детей (три девочки и младший мальчик четырех лет) и пошли на указанное место, откуда наш папа уже не вернулся домой. Враги оцепили собравшихся, кружась на лошадях, о чем-то совещались, а мы в страхе ожидали недобрый конец. Вскоре объявили женщинам с детьми идти по домам, а мужчин 80 человек, где были глубокие старики и 14-летние подростки, быстро погнали за посёлок.
      На повороте высокой горы этого хребта, против кладбища скомандовали стать на колени, говоря с насмешкой: «Вы верите Богу, пусть Он спасет вас!»... Обстрел из пулемета, куча окровавленных тел, раненых всячески добивали. Спешно расправились варвары, боясь преследований, и скрылись. (Воспоминание Н. С. Якимовой. г. Тула, янв. 1994)[5]
      Очевидица из Чакчира свидетельствует: "Убивали всех: мужчин, женщин, детей. Спаслась тем, что в суматохе проскользнула в сенной двор и там пряталась в зароде… Один из грабителей, Жигалин Павел, упал на землю, стал биться, кричать: " Подлецы, что вы делаете?". Бросились к нему свои, обезоружили, связали"…
    В своей книге, "Финал в Китае[6]", Пётр Балашкин сообщает об этой карательной экспедиции: "Насилию, разбою, дикой расправе не было конца. В одном из казачьих поселений было убито 140 человек, включая женщин и детей. Несколько раненных добрались до Хайлара и поведали об ужасах, перенесённых мирным населением. Свыше шестисот трёхречьинских поселенцев было вывезено в Советский Союз. Японское консульство на ст. Маньчжурия пыталось защитить мирное русское население, но ничего не могло сделать. Судьба вывезенных выяснилась позже: часть была расстреляна, большинство попало в концлагери и тюрьмы".
*
    "Набег 1929 года на Трёхречье стал частью широких действий СССР в Маньчжурии в рамках так называемогоконфликта на КВЖД. Проведя частичную мобилизацию и создав Особую Дальневосточную армию, СССР предъявил Китаю трехдневный ультиматум. Уже с середины августа ОДВА начала действия на китайской территории. (Советские вооруженные части произвели нападение на угольную станцию к югу от ст. Маньчжурия и т. д.). Советская пресса запестрела заголовками: «Разоружить белобандитов», «Уничтожить белобандитов» и т. д. В приказе по Дальневосточной армии главнокомандующий Блюхер требовал уничтожить белых эмигрантов, способных носить оружие, которых он насчитывал в Маньчжурии до пяти тысяч. Конфликт с Китаем, …а резали русских детей! Дело-то не в том, кто или какая сторона развязала "конфликт на КВЖД", и на ком больше лежит ответственности за это. Разговор не об этом… Кто-то ведь уполномочил маньяков и садистов из страны советов в проведении этого показательного кровавого акта мерзости. И не в японцах дело: в том же, 1929-м, злосчастном году, Спецкорпус под командованием комкора В. Примакова, вторгся в Афганистан! Дошли аж до города Мазари Шарифа и затем повернули к своей границе. Видно "одно место" чесалось или зудело у "Кремлёвских мечтателей".
    В октябре и ноябре были проведены две десантные операции на Сунгари, с захватом городов Лахусасу и Фугдин. В ноябре – Маньчжуро-Чжалайнорская операция, с захватом Хайлара и Мишаньфунская операция за озером Ханка. Войска ОДВА остались в районе Хайлара под видом "независимых" от советского командования монгольских соединений. Русские эмигранты потянулись в Шанхай и др. города вне Маньчжурии.
   Военная кампания для китайской армии складывалась неудачно, и 22 декабря 1929 г. был подписан хабаровский протокол, по которому военные действия в Маньчжурии были закончены, и на КВЖД восстановлено прежнее положение. После подписания перемирия подпольная деятельность советских властей заметно сократилась, но доминирующее положение советских представителей на КВЖД оставалось прежним. Зато стало более затруднительным положение русских эмигрантов. Боясь катастрофического исхода конфликта, китайские власти решили разоружить белые отряды "самообороны". Также они выслали из Харбина и других городов Маньчжурии видных вождей белой эмиграции. Так началось активное Переселение русских эмигрантов в портовые города Китая и, главным образом, в Шанхай.
***
    " Эмигрантское население Харбина устроило массовую демонстрацию в знак протеста против советских бесчинств в Маньчжурии и, в особенности, в Трёхречье. Оно потребовало от германского консула, взявшего на себя защиту интересов СССР во время конфликта, предоставления Лиге Наций фактов о советских зверствах над мирным населением Трёхречья.
    Пострадавшим стала поступать помощь. Американский Красный Крест пожертвовал 2000 долларов. На призыв Харбинского Комитета Помощи Беженцам откликнулись многие общественные организации и частные лица…" В Лиге Наций промолчали, хотя первые митинги протеста прошли в Лондоне, затем акции протеста перекинулись в Париж. В Испании, Чехословакии, Германии, Сербии, Болгарии люди выходили на улицы шокированные "подвигами" советских коммунистов-убийц.
    Пускались Подписные Листы "в пользу оставшихся вдов и сирот после тех зверств, которые учинены над казачьим населением Трёхречья Советскими красно-бандитами".
   Образовался беженский комитет, общежитие. Детей стали устраивать в приюты при храмах или в католические конвенты.
    Вот оригинальные документы обнаруженные автором в Государственном Архиве Российской Федерации. Эмигранты из своих нищенских денежных средств помогали кто чем может.
Китай это не "Европа".

Председателю Комиссии помощи бегущим из Советской России
Милостивая Государыня
    Анна Львовна
    Признавая полезную и плодотворную деятельность возглавляемого Вами комитета по сбору и снабжению одеждой населения, перебегающего границу и бегущаго от ига коммунистов, среди которого большинство наших братьев-казаков, мы приносим Вам нашу искреннюю и сердечную благодарность.
    В данный момент после тех зверств которыя чинят красные бандиты при нападении на безоружное и мирное казачье население "Трёхречья", мы выпустили подписные листы по сбору пожертвований одеждой и деньгами в пользу оставшихся вдов и сирот. Не откажите в поступающие к нам вещи и одежду направлять в Ваш Комитет с просьбой переотправлять их по назначению так как у Вас это дело уже блестяще съорганизованно и здесь и на местах.
    С совершенным к Вам
    почтением и уважением
    П. (подпись)
    С. (подпись
***
    Казачий Союз в Шанхае. (Списки членов казачьего союза в Шанхае, субсидирующих Союз. Подписные листы на сбор средств для бежавших из Трёхречья 1929-1931 гг.). Сборы в китайской валюте.
            Подхорунжий Мельников Василий – 30
Есаул Пигуев Ан. Як. – 5
Хорунжий Пашнин Мих. Ив. – 5
            Войсковой Старшина Суворов Пав. Ив. – 5
Есаул Курочкин Н. Н. – 10
Воробьёв – 5
С. Ючиков А. Г. – 5
Квашнин – 5
            Фильшин (Забайк. Станицы) П. О. – 100
Оренбургская станица – 50
Уссурийская станица – 15
            Уссурийск. станицы Пичуева Л. Я. – 25
Суворова П. И. – 25
Енисейск. – 20
Трёхречье – 20
Енисейск. ст. – 3
            Иркутская (Засечн.? неразборчиво) – 5

    Далее даются списки девяти Уссурийских Казачьих Станиц в г. Шанхае изъявивших желание субсидировать Казачий Союз. 
***
3 ноября 1929
    Зубной врач в Ханькоу (Hankow) И. Е. Писарев передал в Благотворительное общество Ваш подписной лист № 8 в пользу оставшихся вдов и сирот после тех зверств, которые учинены над казачьим населением Трёхречья Советскими красно-бандитами.
    Общество по обсуждении на своём заседании от 25 минувшего октября постановило ассигновать для указанной выше цели 50 долларов, каковые и препровождаются при сём переводным билетом на имя Союза через местное Отделение Бельгийского Банка от 2-го сего ноября за № 1082.
Председательница Общества Петрова
Секретарь-казначей (подпись
***

          Состоящий под
Августейшим покровительством
 Ея Императорского Высочества
Великой Княгини Киры Кирилловны
             комитет помощи
                 Бегущим
     из Советской России
             1494 Авеню Жофръ т36025
Шанхай 3-го дек. 1929
Предсадателю Казачьего Союза
Г. К. Бологову
Милостивый государь
Григорий Кириллович
    Ссылаясь на мой разговор с генералом К. В. Половцевым, настоящим имею честь уведомить Вас что наш Комитет желал бы устроить благотворительный вечер в помещении К. С. сего 14-го дек. (суббота).
    Ввиду вышеизложенного прошу Вас не отказать в любезности уведомить меня возможно ли это устроить на это число
    В ожидании Вашего скораго и надеюсь, утвердительнаго ответа, прошу принять уверение в моём к Вам полном уважении.
    Предс. комитета А. Л. Олсуфьева
    П. С. Пользуюсь случаем уведомить Вас, что на прошлой неделе мы отправили в Маньчжурию 6 новых ящиков с вещами, в числе которых были 2 ящика от Вашего Союза.
*
АКТ
    23 ноября 1929 г. в присутствии ниже подписавшихся была вскрыта кружка по летнему концерту в этот вечер в различных ресторанах. При проверке оказалось:
Серебряными рублями – 33
Бумажными рублями – 9
Бумажными центами – 40
Мелкой монетой – 820 центов
В кружке № 2 оказалось:
Долларов – 32
Мелкими двугривенными – 84
10 центов большими и 10 центов малыми.
            ГАРФ. ф 5963 (25-31 гг) оп. 1, д.39

                                    Текст телеграммы отправляемой
Президенту Соединённых Штатов Америки Герберту Хуверу, Вашингтон
                                    от русского населения г. Шанхая
    "В северо-западной части Маньчжурии, на территории Китая, с первых чисел октября творится безчеловечная, массовая резня невинных людей. Сотни русских, мирных, беззащитных земледельцев, - мужчины, женщины, дети, - в страшных мучениях пали под ударами последовательно, систематически, нападающих шаек убийц, посылаемых красными из-за Советской границы. Войны нет, но тысячи беззащитных людей обречены на гибель и разорение. Мир молчит!
    К Вам, главе нации, провозгласившей пакт Келлога – охрану мирного труда народов, к Вам, бывшему главе АРА, которого весь русский народ считает своим другом, к Вам, главе могуственнейшего, человеколюбивого народа, обращаются соплеменники несчастных, доведённых до отчаяния грядущим ужасом новых зверств.
    Вашего слова достаточно, чтобы мiръ заставил красных палачей прекратить этот кровавый кошмар.
Скажите это слово. Спасите население Трёхречья!"
(ГАРФ. Белоэмигрантский Союз в Шанхае. Ф. 5963, 1925-31 гг., оп. 1, д 39.)
**********************************

ПРИЛОЖЕНИЕ
Речь товарища Разумова.
(Заседание девятое 30 января 1934 г., вечернее)
    Постышев (председательствующий). Заседание съезда возобновляется. Слово имеет товарищ Разумов. (Аплодисменты).
   Разумов (Восточносибирский край). Значение Восточносибирского края и задачи партийной организации определяются прежде всего тем, что на протяжении 1 800 км край граничит с Монголией и на 1 тыс. км. - с Манчжурией, т. е. непосредственно с Японией. Мы, находясь в непосредственной близости с Японией, ощущаем лихорадочную подготовку ее к войне с СССР, которую ведет Япония на территории Манчжурии. Эта лихорадочная подготовка характеризуется следующими моментами: она подготовляет операции на своих участках, расположенных по линии КВЖД, так, чтобы обеспечить возможность не только захвата, но и очень быстрого овладения КВЖД, имеющей огромное стратегическое значение. Японцы ведут сейчас широкое строительство подъездных путей и стратегических железнодорожных веток в Манчжурии. Они ведут бешеную работу по развертыванию и качественному укреплению авиации и мотомеханизированных частей. Моторизированные части Красной армии и особенно ее авиация тревожат японскую военщину. Японские военные круги открыто признают наши преимущества, стремятся во что бы то ни стало обогнать нас, и не будет, очевидно, преувеличением сказать, что сильные механизированные части и авиация Красной армии являются одной из серьезных причин оттяжки войны.
   Особенно, товарищи, мы чувствуем ту работу, которую ведут японцы с помощью белогвардейских вожаков. Они концентрируют белогвардейцев в Трехречьи, граничащем со стороны Манчжурии непосредственно с Восточной Сибирью. Они ведут огромную организационную работу среди русских казаков, живущих по ту сторону нашей границы. Наконец японцы ведут большую работу по тренировке своих частей: приучают их к морозам, к большим переходам, к русскому хлебу - ко всему тому, что является необходимым для того, чтобы вести войну на территории советской Сибири. Япония крепко готовится к войне, и несомненно происшедшие изменения в военном министерстве Японии не будут иметь отражения на политике Японии по отношению к Советскому Союзу.[7]
******************
    А как советская власть относилась к маньчжурским эмигрантам? Людям, получившим советские паспорта и приехавшим строить "социалистическое государство"?
    20 сентября 1937 года Народный Комиссар Внутренних Дел СССР Н. И. Ежов, подписал приказ № 00593, под грифом СС ("Совершенно Секретно"), "Об операции по репрессированию бывших служащих Китайско-Восточной железной дороги и реэмигрантов из Маньчжоу-Го". Данный нормативный акт накануне был одобрен и утверждён на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). В этом приказе читаем: "Учётные материалы показывают, что въехавшие в СССР харбинцы в подавляющем большинстве состоят из бывших офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности"[8]. А ведь это только один из подобных приказов. - "Возвращайтесь! Вас ждёт Родина!" И тут же передавали вернувшихся в карательные Органы…
    Но вернёмся к нашей теме.
    И в 45-м "советы" прошлись по судьбам и жизням трёхреченцев. СМЕРШ! Большинству ещё уцелевших казаков вменялось "вредительство в колхозах", другими словами – нежелание вступать, и бегство из (или "от") колхозов. Впрочем оно так и было. Очень многие, спасаясь от принудительной коллективизации, бежали за Аргунь. Селились не только в Трёхречье, но и в других местах Барги, достигая Хайлара и даже Харбина.
    "На месте расстрела в поселке Танехэ в 1943 году на братской могиле был поставлен памятник замученным. У моего брата, Якимова Павла Сергеевича, есть картина памятника, нарисованная по памяти, правда не очень талантливо исполненная. Может, у кого-то есть фотокарточка того памятника? Не известная миру, в глухой степи, меж гор осталась братская могила, а памятник теперь, наверное, стёрт временем. Ни часовни, ни храма никто не построит на крови мучеников — там не осталось русской души". (Из воспоминаний Н. С. Якимовой, г. Тула, янв. 1994 г.).
   А ведь Было! Было! "Трёхречье. С крахом в Маньчжурии Гоминдановской власти молодая империя полностью пошла навстречу желаниям казачества. Это единственный район в мире, где жизнь казачья идёт, как у себя на Родине, по старым обычаям и укладам, где звонят церковные колокола, где часто можно встретить идущую на рысях полусотню. Бряцает оружие, поднимается пыль по станице. (Газета "Русское Дело", 26 сентября 1943 г.).
***
    Справка: до "Великой культурнрой революции" в Трёхречье действовало 18 храмов и один монастырь, численность православныз христиан достигала 28 000 человек, работали 9 русских школ. Сейчас, кажется, один.
   "Его неожиданное появление в монгольской степи создает впечатление пустынных миражей, но по мере приближения к храму я понимаю, что это реальность. Синее небо, красные стены храма, зеленый купол — насыщенные краски заставляют поверить, что храм — не мираж. Но внутри храм абсолютно пуст — стены слепят глаза свежей побелкой, в одном углу еще не убраны леса. На колокольне нет колоколов.
   Нас встречает казначей прихода Михаил — один из тех, по чьей инициативе храм был построен. Михаил подтверждает сведения, согласно которым сейчас в Трехречье[9] живет 8000 потомков русских при общей численности населения в 90 000 человек. Все они считают себя православными по вере, но крещено только старшее поколение — около 2500 человек.
   Старшие говорят по-русски, а их дети и внуки — в основном по-китайски, хотя по-русски многие понимают. Есть поселки православных тунгусов и якутов. Вообще местное русское население рассредоточено по 7-8 деревням. Существует в Трехречье и русский национальный уезд с административным центром в станице Караванная (пос. Эньхэ)".
    Трёхречье…
    Дай Бог, чтобы такого не повторилось никогда. Не повторится, если мы будем напоминать почаще ныне живущим, о злодеяниях власть предержащих тех страшных лет. Если будем неустанно рассказывать правду, чтобы окончательно смыть клеймо "врагов народа". Это клеймо мешает и возрождению нынешнего казачества, на пути которого ставятся всяческие препоны социального характера.
    Вспомни, Господи, что над нами совершилось. Призри и посмотри на поругание наше.    (Плач Иеремии).                                                                Казачат расстреляли
Видно ты уснула, жалость человечья?!
Почему молчишь ты, не пойму никак.
Знаю, не была ты в эти дни в Трехречьи.
Там была жестокость — твой извечный враг.
Ах, беды не чаял беззащитный хутор...
Люди, не молчите — камни закричат!
Там из пулемета расстреляли утром
Милых, круглолицых, бойких казачат...
У Престола Бога, чье подножье свято,
Праведникам — милость, грешникам — гроза,
С жалобой безмолвной встанут казачата...
И Господь заглянет в детские глаза.
Скажет самый младший: «Нас из пулемета
Расстреляли нынче утром на заре».
И всплеснет руками горестными кто-то
На высокой белой облачной горе.
Выйдет бледный мальчик и тихонько спросит:
«Братья — казачата, кто обидел вас?»
Человечья жалость прозвенит в вопросе,
Светом заструится из тоскливых глаз.
Подойдут поближе, в очи ему взглянут —
И узнают сразу. Как же не узнать?!
«Был казачьих войск ты светлым Атаманом,
В дни, когда в детей нельзя было стрелять».
И заплачут горько-горько казачата
У Престола Бога, чье подножье свято.
Господи, Ты видишь, вместе с ними плачет
Мученик-Царевич, Атаман Казачий!
                                                    Марианна Колосова (Харбин, 1929 год)

      Печатается по материалам Азаренкова Александра (Москва)
    Работа с фондами документов из отделов ГАРФ проводилась автором статьи в 2003-2004-х гг. (исключая "Речь т. Р…").

                                    


Иван Сапёров. Казак станицы Остроленской Верхне-Уральского Отдела.
    Будущий полный Георгиевский кавалер, сподвижник атамана Дутова. (Впоследствии вернулся из Китая, подвергся репрессии).
***

[1] "Тенехэ" далее по тексту даётся в том варианте, который обозначен в архивах, мемуарной литературе и газетах тех лет: Тенехэ, Тинхэ, Тыныхэ, Танехэ.
[2] По всей вероятности на подводе находился священник Модест Горбунов с сыновьями. О той страшной кончине рассказывает журнал "Жар-Птица" (Китай), за июль 1948 год.
[3] Марковчин В. "Три атамана". М.2003 "Звонница", стр. 153. (Книга на основе рассекреченных документов ФСБ). В описываемое время там проживало 18 000 чел.
[4] Атаманом всего Трёхречья был выбран полковник Мунгалов Дмитрий Иакимович (Маньчжурия, 1933 г.)
[5] Материал предоставлен приходом храма Пресвятыя богородицы "Всех скорбящих Радостей".
[6] Т. I, из-во "Сириус", 1958 г.
[7] Борис Чимит Доржиев.
[8] Вестник Катынского мемориала № 3, 2004 г.
[9] "Три дня в Трёхречье. Путевые заметки". Журнал "Китайский Благовестник", Свящ. Дионисий Поздняев.

Комментарии