"Вне зоны доступа, или последний визит патриарха"
Татьяна Деркач
Сенсация: Патриарх Кирилл стал невъездным в Украину! Одни скорбят, другие негодуют, третьи радуются. Даже эта новость расколола верующих. Как, собственно, и все новости, к которым имеет отношение Московская Патриархия, известная своим неумением обходить острые углы и сглаживать конфликты. Или будет по ее велению, по ее хотению – или никак. Компромисс для РПЦ – это только признак слабости и почвы для реванша. Так Москва златоглавая и живет уже больше 20 лет – от уступки до реванша, от реванша до уступки. В надежде, что последние раскаты смеха будут именно за ней. Но гордым, как известно, Сам Бог противится.
Русская Православная Церковь должна признать, что, не сумев предотвратить войну в Украине, на долгое время потеряла украинское государство как партнера церковных отношений. А ведь симфония с собственным государством для РПЦ стала едва ли не краеугольным камнем церковного строительства, который вполне уже превратился в эдакий парадогмат русской экклезиологии. Сила притяжения этого искаженного эха Юстиниановых новелл столь велика, что трудно представить «господствующую» Церковь в России без самой России, вне ее бюрократического аппарата и олигархических кругов, которые принято добродушно называть «церковными меценатами». Как говорится, «единый кулак». Но Церковь, заточенная на определенное государство, за его пределами единообразно существовать не в состоянии. Или придется отказаться от жесткой сцепки с сакрализированным государством, или полностью вернуться в политические границы своего земного кумира.
И вот чем дольше длится бой, тем больше становится понятно, что Украина – таки не Россия, и Россией уже не будет. УПЦ (МП) господствующей Церковью, на равных вшитой в ткань государственных институтов, стать не смогла. И уже вряд ли сможет именно в силу своей идеологической борьбы с Украиной как государством. Клонировать российские порядки и, как следствие, унифицировать статус УПЦ в Украине со статусом РПЦ в России уже не получится.
Что на выходе? В школы представителей УПЦ не пустят – благодаря репутации «мракобесов». От силовых органов предложат держаться как можно дальше. Вооруженные силы Украины за последние полгода провели такую ментальную ротацию, что цель военного капелланства, продвигаемая из недр РПЦ – верность «Единому Отечеству» и восстановление «Исторической Руси» – в украинской армии достигнута не будет.
«Южный предел исторической Руси» весьма обиделся на свои северные окраины (и бывшие колонии). Рикошетом достанется и филиалу РПЦ в Украине. За то, что огромное количество священников УПЦ агитировало за «царя Владимира» и «армию-освободительницу», запугивая прихожан карами земными (от «фашиствующей хунты» и «нацистов-правосеков») и небесными (от Бога за грехи против России – «единственной хранительницы истинной веры православной»). За сердобольные разъяснения на местах, что Украины нет и быть не может. За усердные труды по окормлению православного казачества, которое в критический момент превратилось в озлобленное бандформирование, воюющее против Украины. За катастрофическую деградацию моральных христианских ценностей и богословских достижений общецерковной мировой мысли. За монотонное вранье официальных спикеров, все вышеуказанное отрицающих. За двуличные заявления церковного руководства о поддержке территориальной целостности и мира в Украине, звучащие на фоне полного бездействия по отношению к своим верным чадам, предавшим Родину и поднявшим против нее меч. «Это тоже наша паства!» За то, что бесчинствующих бандитов, убивающих украинцев, похищающих заложников, захватывающих здания, взрывающих мосты и заводы и превращающих украинские города в пресловутый радиоактивный пепел, цинично называют братьями и единоверцами этих убитых и заложников. И вот – результат: визит Главы РПЦ на грани срыва. Казалось бы, в Церкви люди верующие должны задуматься: где мы согрешили и слукавили, что теперь имеем такое отношение? Но раскаяния пока не видно. «Мы все делаем правильно, против нас действует враг рода человеческого».
И были те, кто вступился за Патриарха Кирилла: мол, это неслыханное вмешательство во внутренние дела Церкви! Хочется спросить: отчего ж такое возмущение? Оставим в стороне теорию, в которой симфония с государством считалась самым желательным способом земного существования Церкви (кстати, император Константин – не пример ли беспрецедентного вмешательства во внутренние дела Церкви?). Забудем на мгновение даже пример РПЦ, чьи внутренние дела давно уже находятся в крепких объятьях государства. Возьмем недавние украинские события. О вмешательстве во внутренние дела Церкви говорят люди, прекрасно знающие, что эта Церковь позволяла с собой делать бывшему президенту Виктору Януковичу и не менее бывшему генпрокурору Виктору Пшонке при участии отставного же главы МВД Виталия Захарченко. Где были ваши возмущенные голоса? Где было недовольство, когда государство в лице отдельных чиновников беспардонно вмешивалось во внутренние дела Церкви с помощью миллионных дотаций из бюджета? Возникает подозрение, что это либо не то вмешательство, к которому благосклонна Церковь, либо не то государство, которому позволено все.
Кстати, отказ в визите в Украину Патриарху Кириллу – вполне законное право нашего государства согласно ст.24 Закона Украины от 23.04.91 г. № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях». «Священнослужители, религиозные проповедники, наставники, прочие представители зарубежных организаций, являющиеся иностранными гражданами и временно пребывающие в Украине, могут заниматься проповедованием религиозных вероучений, исполнением религиозных обрядов или другой канонической деятельностью только в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, который осуществил регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации». И если государственный орган согласия не дает – то придется смириться. О вмешательстве в дела Церкви нужно было кричать 20 лет назад, тогда, когда эта норма появилась в законодательстве.
Но нет худа без добра. Пусть и вялое, и непоследовательное, но хоть какое-то сопротивление УПЦ (МП) чиновничьей опеке при взаимном отталкивании государства способно сформировать иную парадигму отношений, нежели та, что сложилась между самой РПЦ и государством Российским. Именно поэтому с большой долей вероятности экзархат РПЦ не сможет прижиться в Украине, будучи отделенным от «своего» государства и находясь в радикально-агрессивной оппозиции к государству Украинскому, по определению «чужому» и «враждебно-антироссийскому». Чистый экстракт РПЦ в Украине ждет участь рыбы, выброшенной на берег. Но это уже будет другая история. Вполне логичная и заслуженная.
Комментарии
Отправить комментарий