Иван Ильин: Как русские люди превращаются в советских патриотов?
Пути этого превращения различны и многообразны, и не все дороги жизни заслуживают особого описания. Трагедия голода, безработицы и отчаяния; трагикомедия паники, безволия и безличности; комедия глупости, хитрости и невежества - понятны. Их не надо разъяснять.
Но есть и сущие превращения.
Есть искренние превращения: человек тоскует по родине, а родина для него не дух, не честь, не культура, не самостоятельное и свободное цветение народной души и даже не ранг народа в мировой истории. Родина для него - это стихия национального языка (хочу говорить по-русски!); ширь ландшафта (мне здесь тесно и душно, хочу наших равнин и лесов!); острота климата (морозы, снега, весенний ветер, грозы, ливни, бури!) и аромат быта (выветрившийся в советчине!).
От многолетней усталости, близорукости и поверхностного жизневосприятия - он перестает воспринимать порочное, позорное и противорусское качество советчины.
Пропаганда подталкивает его, колеблющегося, - и он готов "сопричислиться". Таких не мало. Может быть, они и уцелеют, по своей незаметности, где-нибудь в уголочке...
Но есть и неискренние превращения. Человек отлично понимает и порочность, и позорность, и антинациональность советчины; понимает, но не чувствует ее; и потому все это не мешает ему "сопричисляться". У него холодное сердце и мертвая совесть: в нем нет русского патриотизма (были раньше зачатки, да эмигрантский сквозняк продул и выдул!), нет любви к своему народу (отвык, да и сердца у него не было!), нет живого отвращения к той системе пошлости, лжи, насилия и раболепства, которая вот уже 30 лет уродует добрую и благородную душу нашего народа. Он холодно наблюдает, рассчитывает, любопытствует, "прикидывает"; советуется с международной "закулисой" и, подбодренный ею, решает. Ведь умные люди вообще верят в "правоту" сильного и в умение держать нос по "ветру"; а смысл великого урагана истории и скрытый в нем приговор злодейству - им недоступен. И вот он готовит себе необходимые "связи", "договаривается", «называется груздем» и «лезет в кузов». Это не значит, что он немедленно "возвращается". Да и пустят ли его?... Нет, он нередко остается в эмиграции, начинает советскую пропаганду, лжет иностранцам по советской указке, лжет и по-русски, нарочно смешивает Россию с Советским Союзом, путает все понятия, выдает зло за добро и добро за зло, отправляет других на погибель и становится слугою дьявола. Такова была предательская роль Бердяева, который, впрочем, совсем не был одинок. Другие "едут". Иногда высланные европейским государством, в котором они долго имели убежище и которое они потом отблагодарили предательской агентурой; но иногда и вполне добровольно. Ибо и дьявол может иметь своих "добровольцев"...
Таким советская власть не верит, таких она не ценит; и в этом она права. Они будут использованы, а затем уничтожены, как подозрительные перебежчики: им "пришьют" «шпионаж в пользу Эквадора или Новой Зеландии»... и присудят к "высшей мере"!...
Итак, люди "превращаются" от духовной слепоты: или наивно-беспомощной, или порочно-сознательной. Наивная беспомощность иногда выражается в своеобразном "дальтонизме": человек вдруг (или постепенно!) слепнет для одного "цвета", для определенного сектора жизни. Один уверовал, что успех Красной Армии составляет честь и славу России и уже начинает "забирать" Дарданеллы, Балканы, Персию и аннексировать Китай (военный империализм Красной Армии)... Другой уверовал, что сан Всероссийского Патриарха делает человека "мудрым", "гениальным", "святым", "священномучеником"... И вот он уже шепчется с чекистами в рясах, прислуживает в храме перебежавшему Епископу и мечтает подмять под советскую церковь все восточные патриаршества (клерикальный империализм советской церкви)... Третий преклонился перед - «заводами-гигантами» и восторгается лозунгом «догнать и перегнать Америку». И вот он уже горюет о том, что советофил Капица все еще не подарил Советам атомную бомбу и уже переписывается таинственно с каким-то советским жильцом поруганного Московского Кремля...
И все они, по слепоте и глупости, променяв Россию на Советский Союз, мнят себя "патриотами".
Этим всем одна судьба: «коготок увяз - всей птичке пропасть»: такова «власть тьмы». Духовной зоркости не хватило - ослепнет совсем. Ступил в болото - и не вылезет. Проглотил маленького "чертенка" - проглотит и всего "дьявола"; и тогда "дьявол" проглотит его самого...
Во всех этих превращениях - искренних и неискренних - дело не просто в недостатке осведомленности или в интуитивной зоркости. Дело в скудости духа: в недуховности "патриотизма", в бездуховном политиканстве, в духовно мертвом восприятии армии, в духовнослепой религиозности, в духовно-индифферентном трактовании национального хозяйства.
Ибо без духовного измерения вещей, явлений и человеческих дел - без измерения глубины, без «Божьего луча», без совести и чести - все становится мелким, плоским, пошлым и соблазнительным. А в нашу эпоху величайшего, обостренного и обнаженного соблазна всякая духовная скудость и слепота (в политике, в хозяйстве, в церкви и в армии, в искусстве и в науке!) ведет к приятию безбожия, к содействию мировой революции и к предательству России.
Иван Ильин, «Наши задачи»
Комментарии
Отправить комментарий