Митрополит Антоний (Храповицкий): Канун Сочельника
Канун Сочельника
(Мф. 1). Среди предков Господа Иисуса Христа, кроме праведников, есть и грешники. Недоумевают люди - как от грешников может родиться праведник?
На это есть два ответа: 1) то, что вера истинная, есть вера очистительная и 2) то, что наша жизнь проходит в постоянном чередовании добра и зла, но сила и значение добра не умаляется от этого чередования. Если уголь бросить в воду, то по виду вода станет вся черна, но уголь и вода не смешались и когда уголь отстоится, то вода станет по-прежнему чиста и даже чище. Так и в родословной Спасителя мы видим, что чередование добра и зла в Его предках не умалили добра и омыли зло. Праведность одного иногда очищает всех его близких и даже не подвигами праведности, а только желаниями таких подвигов. Такое прощение и очищение получил Закхей, "потому что и он сын Авраама." В этих словах мы видим, что есть благословение на потомство - грешный, но покаявшийся Закхей сподобился, получить "ныне пришло спасение (или прощение) дому сему," т.е всем его близким. Вода и уголь не смешались, и мы видим победную силу чистой воды.
Вся жизнь есть чередование добра и зла, но хотя было зло, доброта не потеряла своей силы и чистоты.
Мы часто обещаем Богу отказаться от греха: "тьмами обещался Тебе, Иисусе, покаяния, но солгал окаянный" (Веч. молитв.). Часто срывается человек, но снова поднимается и тянется кверху. И пусть его падения не принимаются самим падшим, как доказательство бессилия в нем добра - добро никогда не теряет своей силы. "Тьмами обещался," но вот снова согрешил, и снова уголь греха омой водой покаяния. "Тьмами обещахся," но "да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием" (Вел. Канон).
Комментарии
Отправить комментарий