Литургические эксперименты на московском подворье Оптиной пустыни


Письмо в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки московского подворья Оптиной пустыни о богослужебных экспериментах во время литургии

Дорогая редакция! Недавнее прискорбное событие в церковной жизни, вызвавшее смущение у православных верующих Москвы (проповедь священника-обновленца Георгия Кочеткова в храме Христа Спасителя ), начало давать свои плоды: яд обновленчества расползается и дальше. Такое впечатление, что это празднование было знаком сторонникам литургических реформ – можно поднять голову и продолжать вводить свои новшества. Вот свежий пример.

6 сентября на подворье Оптиной Пустыни в Москве (храм свв. ап.Петра и Павла в Ясенево, настоятель архимандрит Мелхиседек (Артюхин), служащий священник Сергий Ишков) провели очередной эксперимент: устроили Крещение прямо во время Литургии. Отменили воскресные тропари и прокимны, спели «Елицы» вместо «Трисвятого», убрали ектенью об оглашенных, добавили крещенские чтения Апостола и Евангелия... В общем, исказили начало Литургии от «Единородный Сыне» до Херувимской до неузнаваемости. Очень тяжело было присутствовать, ощущение, что отнимают самое дорогое. А самое грустное, что прихожане в большинстве своем, кажется, или ничего не поняли, или приняли нормально и даже с интересом. Одна мамочка со знанием дела объясняла дочке, что изменилось на Литургии и почему.
Раньше такие богослужебные эксперименты проводили в этом храме только на Литургии в Великую Субботу – последние несколько лет, и преподносились как возврат к древней практике крещения. А сейчас эти реформы перенесли уже на обычную воскресную Литургию. Неужели нет другого времени для крещения младенца Иоанна? Раньше мы переживали из-за сокращения богослужения, из-за скандирования всем храмом молитвы перед Причастием, из-за акафистов на всенощной, из-за динамиков, слышных на всю округу, из-за грубости сотрудников, в т.ч. охраны... А сейчас это кажется мелочью по сравнению с искажением Литургии – самой сердцевины церковной жизни. Чтобы на воскресной Литургии крестили – впервые вижу.
Грустно, что так происходит. Когда Оптинское подворье только появилось – службы были продолжительными и строго уставными, но храм на всенощной был полон – миряне тянулись к высоте монашеской жизни. Потом постепенно началось сокращение служб и прочее обмирщение, «подстраивание под мирян»...
Cлова протоиерея Константина Буфеева из его статьи «Размышления о крещальной литургии». Отец Константин пишет:
Существующее в Церкви чинопоследование Крещения является древним и священным. Желание сделать его «более литургичным» представляется дерзостью, если не безумием. Наши богослужебные и требные чины настолько прекрасны и совершенны, что любая попытка их «улучшить» неизбежно оборачивается уродованием и искажением. Так вышло и с чином «Последования Крещальной Литургии»...
Не нужно ни большого ума, ни фантазии для того, чтобы состряпать из чинопоследований Требника и Служебника другие подобные «чины». Например, чин «Елейной Литургии» – совмещение таинства Елеосвящения с Литургией (пособоровался – и сразу причастился!). Или – чин «Венчальной Литургии» (все повенчались – и одновременно причастились!). Или – чин «Отпевальной Литургии» (прямо во время обедни отпеть новопреставленного!). Или (для монастырей) – чин «Постригальной Литургии» (монашеский постриг во время обедни!). Или – чин «Акафистной Литургии» (совмещение молебного акафистного пения с Божественной Литургией!). Эти экстравагантные идеи будут ничуть не менее несуразными, чем неведомый Православной Церкви нелепый и бездарный чин «Крещальной Литургии».
Что же надо делать?
Надо крестить по Требнику и совершать Литургию по Служебнику. А главное – удерживаться от сочинения новых модернистских чинопоследований.

Комментарии