Самый массовый подземный побег из немецкого концлагеря
Во время второй мировой войны немцы построили специальный концлагерь Stalag Luft III для захваченных в плен лётчиков союзников. В основном это были англичане и американцы. Заключенные совершили один из самых крупных побегов в истории. В рытье 4 тоннелей принимало участие более 250 человек. Самый длинный тоннель «Гарри» был длиной в 102 метра и проходил на глубине 8,5 метров.
Шталаг Люфт III был чисто офицерским лагерем и находился в ведении Люфтваффе. К концу войны в нем содержалось около 10000 пленных. Условия содержания пленных летчиков были вполне удовлетворительными. Их сносно кормили, не задействовали на тяжелых работах, разрешали заниматься спортом и устраивать выставки поделок и театральные представления. Летчики получали посылки по линии Красного Креста и часто питались лучше своих охранников. Тем не менее, побеги через подкопы под лагерной оградой были частым явлением.
Меня в этой истории удивляет и то, что лидер группы, совершившей Большой Побег, командир эскадрильи Спитфайеров Роджер Бушелл после своего первого побега в 1942 году сумел добраться до Праги и был схвачен только во время зачисток, проводимых после покушения на Гейдриха. Укрывавшая его чешская семья была расстреляна, а сам Бушелл и его напарник по побегу чех «Джек» Зафук уцелели, хотя Бушелл и был впоследствии расстрелян гестапо.
Подкоп для Большого побега был сделан на такой большой глубине для того, чтобы немцы, не услышали звуков подземных работ Также заключенные заглушали рытье подкопа спортивными занятиями и хоровым пением. Они тщательно готовились к побегу — для всех были изготовлены документы и пошита гражданская одежда. В тоннеле ходила вагонетка и были проложены вентиляционные трубы. Их сделали из молочных бидонов.
Всего же было вырыто три тоннеля. Один был замечен лагерной охраной, второй использовали для хранения необходимых вещей. А по третьему решили сбежать. Однако убежать всем не удалось. Патруль появлялся близ выхода из тoннеля каждые 5-6 минут, поэтому выбраться из него и доползти до спасительного леса в тот момент, когда патруль был вне видимости, могли только 10 человек в час вместо планируемых 50-60 человек.
Поэтому за темное время суток из лагеря сумели выбраться только 76 человек. В 4.55 утра стало светлее, и охранник, в конце концов, разглядел выход из тoннеля. Двое заключенных, не успевших уйти далеко от лагеря, были задержаны почти сразу. Большинство беглецов в темноте не сумели найти железнодорожную станцию и не успели на ночные поезда. Время было потеряно, и почти все из них были пойманы неподалеку от Загана.
Кроме этого, пленные немного не рассчитали, и тoннель, протянувшийся примерно на 30 метров за ограду лагеря, был остановлен всего в нескольких метрах от леса.
По легенде, когда немцы провели полную инвентаризацию после побега, то выяснили, что для реализации своего смелого плана заключенные использовали 4 000 кроватей, 90 двухярусных нар, 635 матрасов, 192 покрывала, 161 наволочку, 52 двадцатиместных стола, 34 стула, 76 скамеек, 1212 постельных валиков, 1370 досок, 1219 ножей, 478 ложек, 582 вилки, 69 ламп, 246 канистр, 30 лопат, 330 метров электрического кабеля, 200 метров веревки, 3424 полотенца, 1700 одеял и 1400 жестяных банок из под сухого молока. Понятно, что без помощи со стороны охраны не обошлось. Но как всего этого добра недосчитались за время строительства тoннелей?
Грустен финал этой истории: 50 белгецов расстреляли, а до своих удалось добраться только троим. Это были норвежцы Пер Бергсланд и Йенс Мюллер и голландец Брам ван дер Шток, прежде находившиеся на службе в британской военной авиации. Первые двое добрались до Швеции, последний сумел достичь Гибралтара через Голландию, Бельгию, Францию и Испанию.
В 2014 году, в дни 70-летия этого события, пятьдесят британских летчиков прошли маршем от места, на котором был расположен нацистский лагерь военнопленных Stalag Luft III на территории западной Польши, к британскому военному кладбищу в Познани.
В 1963 году об этом побеге был снят фильм «Большой Побег». Источник
Комментарии
Отправить комментарий