Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахернѣ
Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахернѣ
(О благоговѣніи ко святынѣ)
(О благоговѣніи ко святынѣ)
I. Нынѣшнее празднованіе положенію честныя ризы Пресвятыя Богородицы установлено слѣдующимъ образомъ. Преданіе говоритъ, что Пресвятая Богородица подарила одну изъ Своихъ одеждъ еврейкѣ, благочестивой дѣвицѣ, съ повелѣніемъ, въ свою очередь, передъ смертію, передать ее такой же дѣвицѣ. Въ V вѣкѣ два брата, знатные греческіе вельможи, Гальвинъ и Кандинъ отправились на поклоненіе св. мѣстамъ въ Палестинѣ. Идя въ Назаретъ, — городъ, гдѣ было благовѣщеніе, они остановились ночевать въ одномъ селеніи въ домѣ благочестивой еврейки. Здѣсь въ одной изъ комнатъ они увидѣли большое количество свѣчей и услыхали запахъ ѳиміама (ладона). Вельможи спросили хозяйку о комнатѣ, и та сказала имъ, что она хранитъ у себя дорогую святыню — ризу Пресвятой Богородицы. Братья-греки, считая храненіе Богоматерней ризы у еврейки не благочестивымъ, рѣшились тайно унести св. ризу. Сдѣлавъ ковчегъ совершенно сходный съ тѣмъ, въ которомъ хранилась риза, они помолились Богу, чтобы Онъ не вмѣнилъ имъ во грѣхъ похищеніе ковчега съ ризою, ночью тайно взяли этотъ ковчегъ, а свой поставили, и привезли ризу въ Константинополь, помѣстили въ своемъ домѣ. Но такъ какъ отъ Богоматерней ризы при домѣ ихъ явлено было много чудесъ, то по повелѣнію императора Льва патріархъ Геннадій перенесъ ее съ благоговѣніемъ во Влахернскую перковь Богородицы. Это было въ 474 г. Части одежды Богородицы, отдѣленныя отъ положенной въ Константинополѣ, имѣются въ разныхъ мѣстахъ: въ московскомъ Успенскомъ и Благовѣщенскомъ соборахъ, въ Римѣ — въ Латеранскомъ соборѣ, на Аѳонѣ — въ русскомъ скитѣ св. Иліи.
II. Перенесеніе св. ризы Богоматери изъ Палестины въ Константинополь въ частный домъ двухъ вельможныхъ грековъ, тайно похитившихъ эту святыню изъ дома еврейки, а отсюда въ храмъ Богоматери, совершилось по чувству глубокаю благоговѣнія, т. е. высокаго уваженія къ святынѣ, какой безспорно была и есть св. риза Богоматери, славнѣйшей и честнѣйшей безъ всякаго сравненія херувимовъ и серафимовъ. Это даетъ намъ, братія, побужденіе побесѣдовать съ вами о благоговѣніи ко святынѣ вообще.
Благоговѣніе ко святынѣ выражается главнымъ образомъ въ благоговѣніи къ храму и его святынѣ. Каждый христіанинъ долженъ считать для себя священною обязанностію почитать храмъ и святыни его.
а) Храмы Божіи въ строжайшемъ смыслѣ составляютъ для всякаго христіанина священное мѣсто, священное не только по своему святому назначенію для молитвы и священнодѣйствія, но и по самому существу, какъ мѣста селенія Всевышняго, какъ домы Божіи. Поэтому каждый христіанинъ долженъ питать къ нимъ особенныя чувства благоговѣнія и почитанія. Нѣкогда патріархъ Іаковъ удостоился видѣть во снѣ таинственную лѣстницу, по которой ангелы Божіи нисходили на землю и потомъ восходили на небо, и изъ устъ Самого Бога, явившагося ему, услышать многознаменательное обѣтованіе о своемъ потомствѣ. Возставъ отъ сна, исполненный ужаса отъ видѣнія величія и славы Божіей, онъ воскликнулъ: страшно есть мѣсто сіе: нѣсть сіе, но домъ Божій и сія врата небесная. Это чувство трепетнаго благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ Господь благоволилъ являть Свое присутствіе людямъ, не одинъ разъ изображается въ ветхомъ завѣтѣ. Такъ Моѵсей, узрѣвъ чудесную купину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы разсмотрѣть чудо, услышалъ голосъ, говорящій ему: не приближайся сѣмо, иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто бо, на немъ же ты стоиши, земля свята есть. (Исх. 3, 5). И послѣ, когда Богъ восхотѣлъ возвѣстить законъ Свой на Синаѣ, Онъ запретилъ, подъ страхомъ смерти, прикасаться къ горѣ. (Исх. 19, 12). Если Господь требовалъ такого почтенія и благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ являлъ Свое присутствіе только временно, то не большаго ли Онъ требуетъ почтенія и благоговѣнія къ нашимъ храмамъ, въ которыхъ утверждаетъ постоянное жилище Себѣ?
Чтобы внушить это чувство благоговѣнія къ храмамъ, Господь нашъ І. Христосъ ясно выразилъ однажды негодованіе противъ осквернителей храма іерусалимскаго (Іоан. 2, 14—16), который былъ только образомъ нашихъ храмовъ. Какая же ревность снѣдаетъ сердце Его (Іоан. 2, 17), когда Онъ и въ нашихъ храмахъ видитъ подобное же нечестіе? Каждый изъ нашихъ храмовъ, какъ домъ Божій, какъ мѣсто присутствія святыхъ Святѣйшаго, долженъ быть домомъ святыни: дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, взывалъ св. пророкъ Давидъ. (Псал. 92, 5). Въ храмахъ нашихъ совершается святѣйшее таинство евхаристіи; въ нихъ силы небесныя, предстоя съ нами священному и страшному тайнодѣйствію, воспѣваютъ Ему вмѣстѣ съ нами хвалу и прославляютъ Его непостижимую благостъ. Поэтому, естественно, каждый изъ христіанъ долженъ питать трепетное благоговѣніе и любовь къ храмамъ Божіимъ и, входя и предстоя въ нихъ, долженъ забывать все земное, изгнать изъ своей души всѣ мірскіе помыслы, чтобы одинъ Господь всецѣло наполнялъ ее и озарялъ умъ его чистою вѣрою, сердце — пламенною любовію.
б) Оказывая величайшее чувство благоговѣнія и почитанія къ храмамъ Божіимъ, мы должны также вмѣстѣ съ тѣмъ благоговѣйно почитать и всѣ святыни храма, напримѣръ: святѣйшее таинство тѣла и крови Господней, св. мѵро, пречестный крестъ Господень, св. евангеліе, св. иконы, останки не только тѣлъ, но и одеждъ святыхъ Божіихъ, напримѣръ ризу Богоматери, вериги апостола Петра и т. п. священные предметы, а также священные сосуды и вообще всю священную утварь храмовъ Божіихъ. И такое благоговѣйное почитаніе мы должны оказывать не только во время службъ церковныхъ, но и всякій разъ, когда приходится видѣть ихъ, прикасаться къ нимъ или проходить мимо ихъ. Примѣръ этого мы можемъ видѣть въ ветхомъ завѣтѣ, въ почитаніи скиніи свидѣнія и вещей, принадлежащихъ къ ней и къ составу ветхозавѣтнаго богослуженія. (Исх. 36, 8; Лев. 4, 6; 22, 10, 16).
Неблагоговѣйное разсматриваніе и прикосновевіе ко свящ. ковчегу по возвращеніи его изъ плѣна филистимскаго повело за собою страшное наказаніе: множество евреевъ были наказаны за это смертью.
III. Впрочемъ, всѣ священныя вещи христіанинъ долженъ чтить не ради ихъ самихъ, но ради того, кого онѣ изображаютъ, или кому служатъ орудіемъ спасительнаго дѣйствія на насъ. Чтитъ ли онъ св. крестъ Господень, икону, евангеліе, ризу Богоматери или др. свящ. предметы, мысль его должна быть устремлена къ Богу, Богоматери и святымъ Его, и всякое дѣйствіе почитанія должно служить у него выраженіемъ чувствъ его къ Богу, быть жертвою усердія къ Богу. (Свящ. Гр. Дьяченко).
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 2-4.
Комментарии
Отправить комментарий