Реформаторские нововведения в Русской Православной Церкви при патриархе Никоне


О РАЗДЕЛЕНИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ


Перечисление новшеств Никона

Реформируя Русскую Православную церковь, бывший патриарх Никон, ввел своей реформой следующия нововводства, не бывшия дотоле в русской православной церкви.

Первое нововводство Никона: это было отмена земных поклонов и двуперстнаго сложения с заменою его троеперстием: "Первая попытка в этом роде, - говорит историк М. Макарий, - сделана была Никоном, спустя около семи месяцев вступления его на патриаршую кафедру, и касалась только двух новшеств. Но при первой же этой попытке обнаружились и ярые противники Никона и начатаго им дела. Пред наступлением великаго поста в 1653 году Никон разослал по всем церквам Московским следующую память: "по преданию святых апостол и святых отец, не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны. Еще и тремя персты бы есте крестились" (М. Макарий "История русской церкви", т. XII, стр. 118). Такое нововведение со стороны Никона было погрешительным на том основании, что оно шло в прямое противоречие со священным Писанием, святоотеческим творением и историческими данными (см. подробно об этом доказательства во II-й главе, настоящей книги).

Второе нововводство: заключалось в том, что было установлено вынимать просфоры диаконам, тогда как древнее предание не дозволяло этого. В книге "Скрижаль", изданной патр. Никоном по этому поводу говорится следующее: "От всего хлеба просфоры с собственною ипостасию изимается от диакона, якоже великая церковь прият и предаде и режется некиим железом, еже глаголется колие, той убо диакон, иже изимает и режет тело от просфоры, образует ангела, иже рече деве: радуйся, аще и днесь священницы сие режут, но обаче в велицей церкви сицевым образом бываше древле, и от диаконов просфора резашеся" ("Скрижаль", лист 139). О воспрещении же этого священнаго действия диаконом, см. кн. св. Иоанна Златоустаго, на послание к евреям, т. XII, кн. 1, стр. 397).

Служебник Иосифа патриарха, 10 лета, литургия св. Василия Великаго и Григория Богослова, лист 236; там же лист 108 об., преподоб. Максим Грек ч. 3, сл. 12, стр. 99, Казан. изд. 1862 г., Кормчая, сл. 5, лист 39 об. изд. 1660 г,: св. перваго вселенскаго собора правило 18. Из всех перечисленных свидетельств это священнодействие является прямою обязанностью священников, но отнюдь не диаконов. За неисполнение-же сего на таковых лежит клятва. См. препод. Иосиф Волоцкий, сл. 12, лист 473. изд. 1896 г., Зонарь Иоанна Постника, прав. III, лист 80, изд. 1908.

Третие нововводство: нарекли Бога тьмою. По учению-же Вселенской Церкви Бог есть свет. Тьмою же называется диявол. В кн. "Скрижаль" об этом говорится так: "ибо лучше имать именовати Бога тьму и неведение, нежели свет". ("Скрижаль", лист 565). Деяние собора 1666 г.: "ибо лучше имать именовати Бога тьму и неведение, нежели свет" (Деяние собора 1666 г, лист 17 обор. перв. счета, изд. 1893 г.).

Опровержением же сего еретическаго мудрования служат доказательством следующия свидетельства: Евангелие от Иоанна, зач. 29, гл. 8, ст. 12; там-же: зач. 43, гл. 12, ст. 36 и 46; 1-е послание Иоанна Богослова, зач. 68, гл. 1, ст. 4 и 5; св. Григорий Богослов слово 37, о Святом Дусе, лист 174, изд. 1565 г.; Катихизис большой, гл. 6, лист 31 об. изд. 1895 г.; Символ веры перваго и второго вселенских соборов; св. Кирилл Александрийский, час. 12, гл. 7, стр. 80, изд. 1889 г.; Блаженный Иероним, час. 5, стр. 214, изд. 1879 г. Тьмою называется диавол см. кн. св. Кирилла Иеросалимскаго "Огласительныя поучения", сл. 1, стр. 282, изд. 1893 г. Назвать Бога тьмой - это-ли не кощунство?

Четвертое нововводство: заключается в том, что в чин крещения ведена молитва духу лукавому, проповедуется пришествие в мир диавола, произносится волшебное заклинание. В новом потребнике, изданном в Москве в 1675 г. говорится следующее: "Да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый, помрачение помыслов и мятеж мысли наводяй". (Новый Потребник, изд. Москва 1675 г., лист 41). Потребник издания 1745 г.: "Запрещает тебе Господь, диволе, пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет" ("Потребник" изд. 1745 г., лист 23, о заклинании см. Потребник изд. 1675 г., лист 539, 540). В опровержение сего мудрования см. Потребник патриарха Иоасафа, гл. 16 лист 111 об., изд. 1888 г.; Катихизис большой, гл. 73. лист 367 об.; Потребник большой, гл. 16, лист 110; там-же: лист 104-107 на оборотах. Святая церковь научает отрицатися от сатаны. См. постановление св. апостол, кн. 7, гл. 41, стр. 239, изд. 1864 г.; св. Ефрем Сирин, ч. 2, стр. 220, изд. 1895 г.; Св. Кирилл Иеросалимский "Огласительныя поучения", сл. 1, стр. 282 и 283, изд. 1893 г.

Пятое нововводство: уничтожение из символа веры слова истиннаго. Смотри "Скрижаль", лист 414, 419 и 420. Деяние собора 1666 г., лист 1, счета 1, и во многих других книгах. Дух Святый, есть истинный Бог см. учение св. православной церкви. Евангелие от Иоанна, зач. 16, гл. 5, ст. 24; зач. 31, гл. 8, ст. 31 и 32; зач. 33, гл. 8, ст. 51; зач. 43, гл. 12, ст. 48; св. Игнатий Богоносец, послание 6 к Ефессеом, лист 38, изд. 1888 г. Киевское; Евангелие от Иоанна, зач. 48, гл. 14, ст. 15-17; зач. 52, гл. 15, ст. 26; толкование Феофилакта, лист 249; кн. Кириллова, гл. 8, лист 126 об., изд. 1895 г; препод. Иосиф Волоколамский, слово 7, лист 293, изд. 1896.; св. Епифаний Кипрский, ч. 5, стр. 127, параграф 3, изд. 1880 г. О символе веры см. с прилогом "истиннаго" книга Кириллова, гл. 47, лист 507 об. изд. 1876 г. Фотия патриарха Константина града послание; преподоб. Никон Черныя горы кн. 1, предисловие; преподоб. Максим Грек, час. 1, сл. 25, стр. 512 изд. 1872 г.; "Стоглав", гл. 9, стр. 68; Триодь Цветная, патриарха Иосифа, изд. 7156 г. в пяток великий, лист 136, по изд. 7418 г. лист 174; Часослов единоверческой печати, лист 16 и 42, изд. 1893 г.; Потребник Иосифа патриарха, гл. 11, лист 449, изд. 7147 г.

Шестое нововводство: отмена сугубой аллилуия с заменою троением, т. е. аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже ("История русской церкви", М. Макария, том XII, стр. 219-220, изд. 1880 г.; соборное деяние 1666 г. лист 29 об.). Порядок троинственности божественной аллилуии чужд св. православной церкви, по учению которой правильным произношением считается и повелевается двоить, а не троить слов аллилуия, т. е. таким образом: аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (См. об этом главу XVI-ю настоящей книги).

Седьмое нововводство: заключается в искажении божественнаго имени Исус на Иисус. Правильным-же произношением согласно свящ. Писания и учения свв. отец и учителей церкви именно Исус, а не Иисус: см. Евангелие от Матфея, зач. 2; Апостол Толковый, послание к филипписеом, зач. 240, лист 820; Пролог, месяца июня 24 дня, слово святаго Афанасия Александрийскаго, на рождество Иоанна Предтечи и о Елисавети, и о Богородице, лист 566; Пролог месяца марта 25 дня, слово св. Иоанна Златоустаго, лист 134; преподоб. Иосиф Волоколамский, слово 5, стр. 201; Евангелие Благовестное, глава 1, зач. 1, лист 14; Евангелие учительное сл. 63, лист 337 об.; Соборник большой, гл. 6, святаго Григория Богослова, сл. 1, ст. 5. лист 48; Апостол Толковый, послание Иоанново. зач. 70, лист 195 об.; Четь-Минея Макарьевская, декабря 4 дня, Иоанна Дамаскина. сл. 33. столб. 209; Катихизис малый, лист 9; Катихизис большой, гл. 1, лист 4, изд. 1895 г. О христианине и о имени Исусе Христове. Все вышеуказанныя свидетельства, повелевают божественное имя называть не иначе, как Исус, противники же сего подлежат проклятию.

Восьмое нововводство: заключается в том, что якобы человек сотворен грешным и тленным, тогда как по учению Церкви православно-Христовой, человек по сотворению свят и безгрешен. См. Иоанн Дамаскин, книга 2, гл. 14, о человеце, лист 19; Катихизис большой, гл. 38, лист 159 об.; св. Епифаний, часть 4, стр. 31 и 33, изд. 1880 г.

Девятое нововводство: признание за истинное крещение, совершаемое поливательным образом. См. подробно об этом признании кн. "Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых", напечатано повелением Петра Великаго, благословением же правительствующаго всероссийскаго Синода, месяца генваря в 15 день, гл. 9, лист 37 об.; кн. "О поливательном крещении", предисловие, лист 5; там же, гл. 8, лист 31. Святая же Церковь, не признает никакой другой формы св. крещения кроме трехпогружательнаго. См. Евангелие от Матфея, зачало 6; Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280, изд. 1915.; Евангелие от Марка, зач. 2; св. Киприан Карфагенский, часть 2, стр. 200, изд. 1891 г.; св. Амвросий Медиоланский, поучительныя слова, слово 10, на крещение Господне, стр. 80-81, изд. 1838 г. в Москве; св. Ефрем Сирин, часть 8, стр. 64; св. Иоанн Златоуст, том 7, беседа о вере, стр. 290; Катихизис большой, гл. 73, лист 364 об.; Трех-толковая Кормчая, правило святых апостол 49; там же правило 50; преподоб. Максим грек, часть 1, слово II, стр. 215; св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 9, л. 109, о вере и крещении; кн. "о вере" лист 287; послание святейшаго Иосифа, патриарха московскаго, к королевичу Вальдемару, глава 81; Стоглав, гл. 71, изд. Кожанчикова, 1863 г.; Потребник большой, гл. 70, лист 556, Соборное изложение, единовер. изд. гл. 71, чин крещения от ересей приходящих, лист 9, 2-го счета. Господствующая же церковь, признавая за равное трехпогружательному крещению и крещение, совершенное через обливание, таким образом явно нарушает учение св. православной Церкви, повелевающей, как это видно из вышеперечисленных ссылок, совершать таинство св. Крещения чрез посредство обязательнаго троекратнаго погружения в воду, поэтому господствующая Церковь, по своему, так сказать, явно нарушительному учению о совершении крещения, подвергается за это проклятию.

Десятое нововводство: прием без крещения приходящих из римско-католической и лютеранской церквей. См. "История русской церкви", М. Макария, том XII, стр. 196-197; "Деяния Соборов" 1666-1667 гг. часть 2, лист 72 об.; Н. Знаменский, "Руководство к истории", стр. 364, изд. 1870 г. Признавая еретиков католиков и лютеран крещение за истинно-законное, господствующая церковь в этом явно погрешает. Еретики: католики и лютеране, имеют совершительность крещения через посредство обливания, а не погружения, поэтому каноническия правила св. Православной Церкви не признают за подобным крещением спасительность действия на крещаемаго, почему и повелевается таковых еретиков, приходящих к св. православной Церкви, подвергать вновь святому крещению. См. подробно: Кормчая трехтолковая, правила св. апостол 46-47 изд. 1901 г.; Матфей Властарь, состав 2, гл. 1, лист 48; правило св. Апостол 68; правило 19-е 1 Всел. собора; Св. Киприан Карфагенский часть 1, письмо 58, стр. 326, изд. 1891 г;; Трехтолковая Кормчая, Карфагенскаго собора, правило 59, стр. 523, изд. 1903 г.; древле-письменныя послания патриархов и митрополитов, гл. 81, послание Иосифа патриарха к королевичу Вальдемару. Являясь ослушником вышепоказанных ссылок на свидетельства святоотеческаго учения, по отношению крещения католиков и лютеран, господствующая церковь, таким образом ввела в область своей церкви явное еретическое мудрование.

Одиннадцатое нововводство: общение иерархии с еретиками. По учению святых отец молящиеся с еретиками подлежат извержению. Смот. Трехтолковая Кормчая, святых апостол правило 1, стр. 18, издан. 1901 г.; там-же, правило 45, стр. 84; св. Поместный собор Лаодикийский, правило 33; Карфагенский собор, правило 9, толкование Аристина, стр. 394, по изд. 1903 г. Иерархия же господствующей церкви, не взирая на каноническое запрещение, всегда сообщается в молении, когда приезжают в Россию представители из духовенства других инославных исповеданий. Кроме вышеперечисленных нововводных учений, к сожалению, много содержится и еще разнаго рода нововводств в господствующей церкви. И вот, несмотря на все это, г.г. миссионеры все-таки никак не могут понять того, что не старообрядцы отделились от православной церкви, а отделился своей нововводностью, бывший патриарх Никон и другие вместе с ним иерархи.

Должно ли изменять предания церкви?

Защищающие реформы бывшаго патриарха Никона, миссионеры обыкновенно стараются оправдать это печальное положение тем, что якобы церковь имеет вполне законное право изменять или отменять по своему усмотрению те или другие церковные обряды, потому что, - говорят они, - обряды не есть догмат. Чтобы подтвердить это, миссионеры ссылаются на некоторые церковно-исторические случаи, а именно: 1) на отмену древняго обычая празднования Пасхи вместе с евреями, 2) на отмену божественной литургии, преданной апостолом Иаковом, 3) на отмену ветхозаветных праздников, 4) на отмену женитьбы епископов, и другие случаи. Но прежде чем приступить к разбору вышепоименованных церковно-исторических случаев, необходимо в начале всего разобраться в том, что имеет ли действительно право, - как уверяют г.г. миссионеры, - Церковь по своему усмотрению всегда изменять или отменять православныя церковныя предания или обряды? На это уверение миссионеров, мы категорически заявляем, что Церковь изменять или отменять церковныя предания или обряды; коль-скоро они за собою имеют святую древность, - не может. "Братие, - завещевал св. апостол Павел, - стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или писанием нашим" (Фессалон. 2-15); или: "Хвалю вас, братия, что вы все помните и держите предания так, как я передал вам" (1 Коринф., 11,2) Св. Ириней Лионский: "Все желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире" (Против ересей, кн. 3-я, гл. 3, п. 1).

Св. Епифаний Кипрский: "Нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях; святейшие апостолы одно оставили в писании, другое в предании" (посл. 60, 6).

Св. Иоанн Златоуст: "Не все в послании предано, но и многое без писания. Но то и другое равно достоверно; поэтому и церковное предание принимает за достоверное. Предание есть, больше ничего не ищи" (Толк. на 2 посл. Фессалон. 11-15).

Св. Иосиф Волоцкий: "Еже Христос не токмо собою, но и божественными апостолы и свв. отцы предал есть, нам подобает хранити, а еже убо отмеща и хуля, всех невернейши есть и ниже христианин может быти" (Просветитель, сл. 8, стр. 490).

Никон Черныя горы: "Разоряя уставы отеческие и кормчествуя правила, горе наследует" (Кн. Ник. черн. горы, сл. 18).

Там-же: "Аще кто от исправления утвержденных богоносными отцы подвигнет что, ктому такового несть како нарещи строением, но преступление и к Богу нечестие" (там-же, лист 574).

Соборник Большой: "Проклят разоряя уставы отеческие и непременныя уставы церковные, яже положиша отцы твои" (Соб. Больш., лист 379).

Кормчая: "И церковныя преступаяй законы, и новая нечто вводя, от своея буести, да будет проклят" (Кормчая, глава 50, лист 61).

Книга Кириллова: "Святый Исидор Пилусиотский глаголет, отъемлющии или приложити что смеющии к богодухновенным словесем (что) единым от двоих недугуют. Или убо неверовавше духом реченных бывших святых писаний, или суть невернии, или себе непщуют, мудрейших Святаго Духа, и что иное токмо беснуются" (кн. Кириллова, лист 439).

Там-же: "Отцы бо суть, иже анафему предел положившии, тем яже повеленная от самых отец отметают и оскверняют" (там же, лист 485, посл. 5).

Св. Иосиф Волоколамский: "Иже в небрежении полагающе священная и божественная правила святых отец наших да будет проклят" (Иосиф Волок., слово 12).

Зонара: "Иже кто не повинуется ни послушает преданием сим написанным от святых апостол и богоносных отец, и инако мудроствовати и ходити и жити, кроме сих писанных правил, анафема" (Зонара. прав. 140).

Матфей правильник: "Соединения же свиток, иже в небрежение, рече, полагающих священныя правила блаженных отец наших, яже и святую утверждают церковь, и все христианское исполнение украшают и к божественному наставляют благоговеинству, анафема" (Матф. прав. сост. 20, гл. 5).

Мелетий Александрийский: "Отцы бо анафеме преложение отдаша и приобщения быти чюждим повелеша священных Христовых истинныя церкве радующихся приложением и новым вымыслом" (Мелет. Алекс., лист 493).

Кн. о вере: "Святии паки отцы на соборех разсуждение имеюще, о тако велицей погибели душ человеческих, оттуду исходящей, таково указание издаша: вся кроме церковнаго предания и учения, и изображения святых приснопамятных отец, обновляемая или по сем содеянная, анафема, анафема, анафема. Мы же правовернии сего трикратнаго проклятия убоявшеся, не дерзаем ни в чем предания церковнаго повреждати" (кн. о вере, глава 28).

Соборник Большой: "Воспряни позде некогда окаянне, и мрак, имже покровен еси, отъими покрывало, и яко бысть нам общник крещением, и честным телом и кровию Христовою, буди поклонением, а не нехристиянския веруя церковь возмущая, ина убо веруя, иная же отметая, то не будеши совершенно тоя чадо" (Собор. Больш., лист 329).

"Кто уничтожает, - говорит Св. Вселенский собор, - какое либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема" (Деяния всел. соб.. том 7, стр. 612).

Патриарх Иосиф: "Чада моя, божественныя писания любите и в них поучайтесь: ибо чтение писания отверзает нам небеса... Если кто будет сопротивляться преданию соборной церкви и нашему поучению по указанию свв. отцов, вы возвещайте о том нашему смирению" (Макарий - "История русской церкви", том II, стр. 98).

На основании вышеизложенных свидетельств мы видим, что отменять или изменять св. обряды или предания, раз они православны и имеют за собою древность, ни в коем случае нельзя. Знаменитый богослов А. С. Хомяков вот что говорит об обрядах: "Видимое всегда есть только оболочка внутренней мысли. Обряд дело великое: это художественный символ внутренняго единения" (Сочин. его, том 1, стр. 28). Единством обрядов церковных должен дорожить всякий христианин, ибо в нем видимо проявляется даже для непросвещеннаго единство духа и учения: для просвещеннаго же находится источник радости живой и христианской" (том 2 стр. 6). Если, миссионеры говорят, что обряды изменять и отменять можно всегда, то для чего же соборы 1666 и 1667 гг. установили и строго подтвердили неизменяемость троеперстнаго сложения и предали проклятию двуперстие...

1914 г.

Комментарии