ПОУЧЕНІЕ ВЪ ДЕНЬ НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА: Объ иконопочитаніи
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.
(16 августа).
69. Объ иконопочитаніи
Празднуемъ сегодня въ честь Нерукотвореннаго образа. Такъ онъ называется потому, что чудесно отпечатлѣлся на убрусѣ, или платѣ, которымъ Іисусъ Христосъ отеръ лице Свое и который послалъ къ Авгарю, Едесскому князю. Церковь научаетъ насъ поклоняться сему пречистому образу. Чествованіе его относится не къ веществу, не къ рисунку, не къ краскамъ, но къ Самому Первообразу, должны чествовать не вещество, а Изображеннаго на немъ. Вещество мы не отождествляемъ съ тѣмъ, что на немъ изображено. Вещество здѣсь для насъ священно не само по себѣ, а по лику, на немъ видимому, и благодати чрезъ /с. 194/ него проявляемой. То же должно сказать о чествованіи иконъ Богоматери, св. ангеловъ и человѣковъ. Иконоборцы древніе и новые непростительно клевещутъ, обвиняя православныхъ за иконопочитаніе въ идолопоклонствѣ. Идолопоклонники почитаютъ идола божествомъ, самому веществу идола воздаютъ божеское поклоненіе. Ничего подобнаго не допускаетъ православная Церковь въ отношеніи къ иконамъ; она воспрещаетъ отождествлять ихъ съ существами, на нихъ начертанными, хотя быть можетъ и не понимаютъ этого нѣкоторые суевѣрные люди.
Чествованіе св. иконъ выражается не однимы поклонами, но также лобзаніемъ ихъ, возженіемъ предъ ними свѣтильниковъ, кажденіемъ и украшеніемъ ихъ. Мы лобзаемъ св. иконы для того, чтобы прикосновеніемъ къ нимъ освятить душу и тѣло и чтобы выразить благоговѣйную любовь къ тому, кто на нихъ изображенъ. Возженіемъ восковыхъ свѣчъ или елея предъ иконами мы выражаемъ духовную радость нашего общенія съ Богомъ и Его святыми. Вещественный свѣтъ въ священномъ писаніи признается сѵмволомъ радости, — въ противоположность вещественному мраку, который почитается сѵмволомъ скорби. Кажденіе или куреніе ѳиміама предъ иконами есть сѵмволъ молитвы. Этимъ обрядомъ мы выражаемъ наше желаніе, — да исправится, т. е. да вознесется молитва наша къ Богу и къ Его св. угодникамъ, яко кадило. Дымъ курящагося ѳиміама, поднимающійся кверху, служитъ образомъ устремляющихся къ небу нашихъ молитвенныхъ желаній. Благовоніе ѳиміама служитъ сѵмволомъ нашей надежды, что молитвы наши будутъ такъ же угодны и пріятны Господу, какъ пріятно намъ ощущать благовоніе отъ душистыхъ веществъ. Чествующіе святыя иконы любятъ украшать ихъ дорогими блестящими камнями и металлами. Блескъ этихъ украшеній напоминаетъ о небесной славѣ, лучами которой озаряются изображенныя на иконѣ существа. Такимъ образомъ, усердіемъ къ вещественнымъ украшеніямъ св. ликовъ выражается желаніе прославить Господа и угодниковъ Божіихъ.
Благо ревнующимъ о прославленіи Господа чествованіемъ Его и святыхъ Его въ священныхъ иконахъ и вмѣстѣ богоугодною жизнію. Прославляющихъ Его на землѣ Онъ прославитъ на небесахъ («Душеполезное Чтеніе», 1896 года).
Святыя иконы суть одно изъ найлучшихъ средствъ къ наученію православнаго народа свв. истинамъ вѣры. Это самыя вразумительныя письмена для тѣхъ, кои не знаютъ письменъ; поелику же таковыхъ много есть, то лишить храмы свв. иконъ /с. 195/ значитъ лишитъ многихъ одного изъ самыхъ дѣйствительныхъ способовъ къ наставленію ихъ въ вѣрѣ. Что можетъ сравниться съ назидательностію св. храма, украшеннаго по надлежащему св. иконами? Входя въ него, человѣкъ невольно отдѣляется мыслію и чувствомъ отъ всего грѣховнаго міра, вступаетъ какъ бы въ видимое сообщество святыхъ и переносится духомъ въ церковь праведниковъ, на небесѣхъ написанныхъ. Что ни взоръ, то благочестивая мысль или святое чувство. Благоразумно ли закрыть сей источникъ святаго воодушевленія и чѣмъ замѣнить его? Но они возбудятъ въ тебѣ удивленіе къ художнику, а не къ Господу, тогда какъ икона, даже безъискусственная, прямо заставляетъ думать о святомъ. Не предъ иконами ли и не ихъ ли дѣйствіемъ рѣшалась судьба людей, даже цѣлыхъ народовъ? Вспомните Марію Египетскую: кто возбудилъ въ душѣ ея святое дерзновеніе обѣщать предъ Богомъ исправленіе своей жизни? Взоръ на икону Богоматери, стоявшую надъ дверьми храма Іерусалимскаго. Судьба нашего отечества въ отношеніи къ вѣрѣ также рѣшилась, можно сказать, ничѣмъ другимъ, а св. иконою, ибо что особенно подѣйствовало на св. Владиміра въ пользу восточнаго православія, когда онъ колебался и недоумѣвалъ въ избраніи вѣры? То, что греческій философъ, убѣждавшій его къ принятію христіанства, заключилъ убѣжденія свои представленіемъ предъ великаго князя картины страшнаго суда.
И какъ перестать почитать свв. иконы, когда употребленіе ихъ утверждено примѣромъ Самого Іисуса Христа и Его апостоловъ, когда важность и святость ихъ запечатлѣны чудесами и знаменіями, отъ нихъ происходящими? Если бы поклоненіе иконамъ было противно духу вѣры и благочестія, то Спаситель не сталъ бы отпечатлѣвать лица Своего на убрусѣ. Если бы изображенія святыхъ заключали въ себѣ что-либо не святое, то еван. Лука не подалъ бы первый примѣра изображать на иконѣ лицо Богоматери. Если бы иконопочитаніе было не сообразно съ свойствомъ новаго завѣта, то благодать Святаго Духа не избрала бы иконъ въ видимое орудіе своихъ чудесныхъ дѣйствій, совершая чрезъ нихъ различныя исцѣленія.
И что пріобрѣли общества, которыя отвергнули необдуманно почитаніе святыхъ иконъ, возвысились ли въ понятіяхъ о предметахъ вѣры? Напротивъ, видимо приблизились къ опасности потерять вѣру въ самые существенные догматы христіанства, храмы ихъ начали походить своей внутренностію на мѣста простыхъ собраній, такъ что ихъ всегда тотчасъ можно обратить на какое угодно употребленіе.
/с. 196/ И кто изъ насъ, устрояя икону, думаетъ творить кумиръ или подобіе Божіе? Кто надѣется изобразить безпредѣльнаго и неописаннаго? Мы только написуемъ тѣ образы, въ коихъ Господь и Создатель нашъ благоволилъ видимо являться намъ, Своимъ тварямъ. Такъ мы изображаемъ Бога Отца въ видѣ старца, потому что Онъ въ видѣніяхъ пророка Даніила представляется Ветхимъ Деньми.Такъ изображаемъ Святаго Духа въ видѣ голубя и въ видѣ огненныхъ языковъ, потому что въ первомъ видѣ Онъ сошелъ на Сына Божія, на Іорданѣ, а во второмъ — на апостоловъ въ день пятидесятницы. Что тутъ предосудительнаго? Что касается до Сына Божія, Спасителя нашего, то можно ли не изображать Его въ образѣ человѣческомъ, когда Онъ принялъ сей образъ на Себя на всю вѣчность? А изображая тако, можно ли не поклоняться сему образу, когда Имъ спасены мы и весь міръ?
Итакъ, съ какой стороны ни разсматривать почитаніе святыхъ иконъ, оно представляется достойнымъ всякаго уваженія, однимъ изъ благолѣпныхъ украшеній церкви, изъ дѣйствительнѣйшихъ средствъ къ назиданію въ вѣрѣ и добрыхъ нравахъ. Послѣ сего остается только съ благодарностію правильно пользоваться симъ средствомъ, стоившимъ такъ дорого защитникамъ иконопочитанія, кои полагали и многіе положили за него души свои. То-есть, какъ пользоваться? Обращая молитвы, прошенія и благодаренія свои не столько къ иконамъ, сколько чрезъ нихъ къ тѣмъ святымъ лицамъ, кои на нихъ изображены; возбуждаясь зрѣніемъ святыхъ лицъ и ихъ святыхъ подвиговъ, на иконахъ изображенныхъ, къ подражанію ихъ вѣрѣ и добродѣтелямъ: не простирая чествованія святыхъ иконъ до обоженія вещества, ихъ составляющаго, и не приписывая имъ другихъ необыкновенныхъ качествъ, кромѣ тѣхъ, кои зависятъ отъ невидимой благодати Божіей, чрезъ нихъ дѣйствующей. (Иннокентія, архіепископа Херсонскаго).
Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 193-196.
Комментарии
Отправить комментарий