О пилатовой титле


От редакции:
Среди церковных нововведений, появившихся на Руси во второй половине XVII века, особняком ставится так называемая пилатова титла INЦI, т. е. «Исус Назорей царь Иудейский». Это надписание, появившееся на никонианских крестах и иконах, попало на какое-то время и в старообрядческую среду. Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы).
Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи дьякона церкви Крестецкий Ям, а впоследствии основателя особого старообрядческого согласия Феодосия Васильева. Федосеевцы составили ряд сочинений в защиту надписания IНЦИ; известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.
В течение многих десятилетий вопрос о «пилатовом титле» обсуждался в старообрядчестве и даже выносился на безпоповские соборы. Со временем к концу XVIII века федосеевцы все же согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Лишь небольшая часть федосеевцев продолжила признавать кресты с титлом IНЦI; эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной. Помимо поклонения этому титлу, они долгое время сохраняли обычай очищать молитвой купленное в светских лавках и торжищах брашно (пищевые продукты). Все остальные старообрядцы со времен раскола и до сегодняшних дней используют древнее дораскольное надписание «Царь Славы».
Примеры старообрядческих крестов разных времен (фото с сайта www.mednyobraz.ru)Примеры старообрядческих крестов разных времен (фото с сайта www.mednyobraz.ru)
Интересно, что древнее наименование в XIX веке начинает возвращаться и в синодальную церковь. Историк, правовед и публицист Владимир Карпец (1964–2017) указывал в одной из своих публикаций в газете «Завтра»:
Старое титло, как и осьмиконечный Крест, возвращаются в Церковь (имеется ввиду синодальная церковь — прим. ред.), хотя лишь «на равных правах» с латинским IНЦI (INRI). Происходит это в значительной степени стихийно, но ни духовенство, ни власть (Екатерина II прямо сочувствует старообрядцам, а Император Павел вводит Единоверие, хотя и — под давлением Синода — компромиссное) не мешают. В конечном счете в Греко-Российской Церкви утверждаются два титла.
Крест-Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Изображение воспроизводится по изданию: Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. ЕкатеринбургКрест-Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Изображение воспроизводится по изданию: Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург
Сегодня мы публикуем русский перевод одного из главных старообрядческих апологетических сочинений, направленных против почитания титлы «IНЦI».
 
***
Наставление соловецкого дьякона и экклисиарха Игнатия о недавно появившейся в России четырехбуквенной надписи на крестах «IНЦI».
Мы поклоняемся, как должно, Твоему кресту, Христос, потому что почитаем Твое имя, написанное на нем.
Исус назарянин царь иудеев (из недавно изданной книги Меч Духовный, слово в 3 неделю Поста, лист 396). Этому имени, написанному на кресте (ниже, на обороте), да поклонится с благодарностью вся земля, ведь Исус, царь иудеев, изволил поставить свой царский престол на земли, когда водрузил на ней крест. Земля не может похвалиться каким-либо более драгоценным жемчугом, сокрытым в ней, чем дерево креста, посаженное в ней царем иудеев. Евсевий Пимен (в книге Лифос, 1642 года): И в римской церкви, во время литургии на агнце разве ты не увидишь с одной стороны от изображения Распятого Спасителя эти буквы под титлом, IНЦI, обозначающие надпись, написанную Пилатом на кресте? Ниже: на просфоре греческой надпись IС ХС ника. Как у латин на просфоре имеется надпись IНЦI.
О проклятые еретические и богоборческие рты, как вы открываетесь на столь высокое, святое и пречистое! О заточенный еретичеством хульный язык, какой змеиный яд ты пролил из своего рта! До каких пор вы будете переть против рогатины, изрыгая злой лай своим гавканьем! Вы повторно установили пилатову надпись на дающем жизнь кресте Христа, как будто не зная о том, что надо всеми царствует Исус назарянин. Царь иудеев, а не ваш! А он живет нынче не в Назарете, а сидит по правую руку Божией славы на небесах. И нам, верным христианам не пристало подписывать той надписью — ведь мы-то знаем, что прославился царь Божественной славы своей великой славой. И Ему кланяются все вместе: роды небесных, земных и преисподних, Тому, кто сидит по правую руку величественной славы Бога Отца, а не пребывает в Назарете с людьми. А этой своей надписью называют богоборцы Спасителя-Света простым человеком. Ведь эта надпись была написана по повелению Пилата не о Божественной и приличной Ему как Богу славе Христа, но чтобы отличить крест Христа. Ведь с ним вместе были распяты и два другие злодея. А кроме того, для того, чтобы поставить в укор иудеям, что вот они предали противника кесаря на распятие, будто бы радея за дело кесаря. Так ведь иудеи злодейски оклеветали Христа пресветлого Света немерцающего Солнца перед Пилатом: что он противник кесаря и не покоряется Августу Римскому.
А Пилат догадался, что иудеев подстрекает злобная зависть из-за чудес, совершенных Христом и из-за того, что многие из иудеев склонились к нему. Вот почему они предали его на распятие. А Пилат обличает их жестокосердную лукавую злобу. Однако такой надписью он не прославил Христа как Бога всего творения, но назвал Его назарянином, простым человеком. Ведь Пилат был язычник, он не приклеился ко Христу Свету истинному Спасителю нашему правой верой, не был научен книгам, написанным пророками, и не стремился узнать об этой тайне, прообразы которой встречались во всех поколениях. Название Христа Света истинного «царем иудеев» распространилось среди всех живущих в Иерусалиме и около Иерусалима, но этим именем он еще не был прославлен в своей небесной славе. Так что Пилат пишет просто, называя его назарянином, простым человеком, как и остальных. И что пришло ему в голову, то и повелел просто так написать. И вот эту-то надпись и превознесли теперь новые злые еретики. В то время и Нафанаил, сведущий в законе, сам не желая того, стал проповедовать, идя ко Христу: «Равви! Ты царь Израиля!» Но хоть он и возгласил так, но сам Спаситель не похвалил его за это, а наоборот, раскритиковал: ведь он хоть и провозгласил имеющего общий образ с Богом Слова — Христа — Сыном Бога, но только как бы в силу Его добродетели и по благодати. Мысля телесно, он думает, что Христос Свет равен людям, а не прославляет Его как Творца и Бога всех. Называет Его Царем Израиля, а не славит как Царя всех. Поэтому и Спаситель Свет наш Христос истинный, истинный по сущности Сын Божий, ставший и Сыном девы, будучи милостив, терпит такие слова Нафанаила, принимает их как начало провозглашения своей достойной Бога славы и силы, правоверия и чудес. Но при этом он сообщает Нафанаилу достойным Бога голосом о силе и славе своего более, чем вечного Божества. «Если ты думаешь обо мне, что я простой человек и царь Израиля, прославляешь меня как Сына Божьего не по существу, а из-за моих добрых дел и причастности к благодати, то вот: истинно, истинно говорю вам, что с этих пор будете видеть открытое небо и ангелов Божиих — как они спускаются к Сыну Человеческому и поднимаются от него на небо. И ангелы Божии, и небеса, и все творения будут служить мне как творцу всех у вас на глазах». И с этого момента Он стал рассказывать о своей достойной Бога славе и проповедовать о ней — чудесами и учением, а наконец и крестом, и распятием, положением во гроб и славным воскресением, а по воскресении — 40-дневным пребыванием с учениками и в конце концов — вознесением на небеса, когда Он воссел по правую руку Отца. Так Он прославился славой среди небесных, земных и преисподних. И теперь, прославившись своей великой славой, Он сидит по правую руку славы Бога Отца на небе, а не живет с людьми в Назарете, как раньше.
А эти богохульные еретические рты, обгорелые головешки из ада преисподней, остатки от содомского пожара, семя разоренного вавилонского столпотворения, чревоугодие египетского лакомства отвергают вечную присущую Ему как единосущному с Богом Отцом славу, не провозглашают Его Творцом и Владыкой всего творения, не исповедуют Его в двух природах, Божественной и человеческой, и одном лице. Они не славят Его как единственного Сына Божия по природе и истинного Бога, Владыку и Создателя, Творца всех творений, а вот так еретически лают на Него, выйдя из ада погибели. Укоряя Его, называют простым человеком, устанавливая на кресте Пилатову надпись — ту, которую евангелисты Матфей, Марк и Лука называют обвинением: иудеи написали обвинение, в соответствии с которым распяли Его — «Исус назарянин царь иудеев». И нынешние еретики провозглашают то же самое обвинение, и верят в него так же, как древние иудеи. Пишут: «Исус назарянин царь иудеев», — а не всего творения. Чтобы мы, верные христиане, познавшие святую истину, называли Того, Кто есть Сын Божий по самой своей сущности, — назарянином, простым человеком. И это после Его прославления, по воскресении, вознесении на небеса, когда Он воссел по правую руку не имеющего начала Отца! Мы, из тех, кто крещен истинным крещением, познавших Его как Бога всех! Вот это и есть их еретическое дело, ведь они, проклятые, лгут о том, что он был зачат от мужского семени. И отступили от Христовой веры, ото всего, во что были крещены. И всю проповедь евангельскую и апостольскую выставили лживой, а прежде всего Благовестие Иоанна Богослова, где он пишет: «В начале было Слово». Я написал бы об этом достоверно и подробно, да тесно мне теперь. И времени, и места не имею. Только о самом необходимом напоминаю, чтобы прояснить смысл разногласия, в возражение нынешним проклятым еретикам.
О богоборческие гавкающие еретические пасти, пища для геенского огня, наследники вечной тьмы! Послушайте внимательно и разумно. Святые апостолы, ученики Спаса Христа, распространяли проповедь по всей вселенной и приводили неверных идолопоклонников в веру, удостоверяя их различными многими чудотворениями. В качестве временной меры, ради того, чтобы людям было проще уверовать и познать истинную веру, они в качестве педагогического приема произносили это слово, обращаясь к неверным и некрещенным идолопоклонникам. Они не устанавливали тем самым догмата. Это слово произносили святые апостолы по соображениям того времени, как сделал верховный среди апостолов Петр, сказал разслабленному: «Исцеляет тебя Исус, назарянин, через меня» или «Во имя Исуса Назарея встань и ходи». И сразу быстро разслабленный поднялся. Но и в этом случае Петр сказал это разслабленному не для того, чтобы установить догмат или устав, но в качестве временной меры в отношении неверного и некрещенного. Поскольку они, идолопоклонники, старательно служили идолам, книг Закона и Пророков не имели. И даже слуха не слышали об этом таинстве: что есть Бог, всего творения Творец. Что Его Сын, одной с Ним сущности, сошел на землю, и принял плоть, характерную для нашей сущности, от много благословенной Девы Марии, когда сошел к ней Святой Дух, — от не имеющей никакого порока и Святейшей Богородицы, — и было возвещено ей о зачатии во плоти Сына Божия голосом архангела. И родился плотью воистину без мужского семени всегда существующий Сын Божий. А затем крестился, сотворил многие чудеса, и распят был, и похоронен, и воистину воскрес в третий день, и вознесся на небеса. И мертвым всем воскресение будет, и страшный Судия судити придет, и совершит воздаяние каждому в соответствии с его делами: праведным даст вечную радость, а грешным — тем, кто не веровал в Него, — вечную муку. И вот святые апостолы употребляли это слово, обращаясь к некрещенным и неверным, упоминая о Назорее. Они делали с целью привести ко крещению некрещенных и не наученных святым книгам, чтобы они узнали, в Кого им предстоит веровать после крещения и Кто есть Сын Божий. Тот Сын Божий, одно призывание имени которого бывают явлены великие силы и совершены великие чудеса. А чтобы, видя, как святые творят такие чудеса, идолополонники, в своем безумии, не допустили мысли, что эти чудеса творит сын их бога идола или какого-то другого подобного, — апостолы и приказали им верить в Того. А к тому же, чтобы они не могли подумать, что Бог, не имеющий начала Отец единственного Сына, имел жену. Поэтому и упоминают святые апостолы о Назорее, приводя некрещенных идолопоклонников в веру в то, что Он воистину Спас миру Христос, по природе своей Сын Бога, небесного не имеющего начала Отца, что Он Создатель и Творец всего сотворенного, свет от света, Бог истинный. От истинного Бога. Образ и подобие вечного существования Отца, и образ Его ипостаси. Он пребыл неизменно тем, чем был, и стал тем, чем не был: сошел на землю, принял плоть от святейшей и самой непорочной и всегда остающейся Девою Богородицы Марии, а после того, как был рожден и вернулся из Египта, в Назарете только воспитывался плотью. Этим исполнялось пророческое слово: из Египта призвал Я Сына Моего. И еще другое пророчество: что Он будет назван назореем. «Назорея» переводится как «святыня»: поэтому святой, наисвятейший и благословеннейший Сын Божий, придя из Египта с Иосифом, считавшимся Его отцом, и со своей чуждой скверны Матерью, поселился в Назарете. И там был вскормлен плотию, и пребывал в повиновении у родителей — мнимого отца Иосифа и матери, всегда остающейся Девою. Вот и назвался назореем, то есть святым и наисвятейшим, благословенным и благословеннейшим во веки, аминь — а не ради превознесения земного Назарета был Он назван назарянином, и жителем его Он не назывался.
А называть Сына Божия назарянином, простым человеком, в наше время — это значит предаваться лютому богоборчеству. Так называя Его, вы, сами того не желая (или осознанно так хулите?), называете Его нетленное Рождение бывшим от блуда. А ведь даже все небесные безплотные силы никак не узнали, когда Он воплотился. Даже сам благовестивший, Гавриил архангел, не смог этого уразуметь. И даже сама принявшая в свою наисвятейшую и самую непорочную утробу всегда остающаяся Девой не смогла ощутить, как Он зачался.
И следовать этому вашему лукавому размышлению, о гнилые еретические и богоборческие рты, новая жидовская сонмица, — это все равно что самую чистую и непорочную, всегда остающуюся чистой Богородицу, Деву нетленную и ничем не оскверненную именовать блудницей, а Христа, Света без порока, чистейшего Ягненка, немеркнущее Солнце правды называть родившимся от блуда.
Как и гласит надпись: «Исус назарянин царь иудеев» — как будто от назарянина от какого-то он зачат и сам себя назвал царем иудеев, и за это его и распяли как противника римского кесаря. А вы для кесаря рады стараться, и пишете, что Исус назарянин — царь иудеев, а не ваш. И предаете за него верных истинных христиан томительными муками смерти. Кто же ваш царь? Кому покаряетесь-то? Антихристу?! Служите ему усердно, за это он пожалует вас вечной и неизбудущей смолой, и огнем преисподним, тартаром лютым. И если так по вашему злому умыслу, то напрасно и обманом прикрываете свое проклятое лукавство, называя Ее Богородицей. Лучше заострите свой язык, как тот проклятый Несторий, что изрек «христородица». А вам стоит называть Ее «цареродица». Мне кажется, вы так бы и сказали, да еще нельзя, ведь еще не все истинные христиане омрачены вашим обманом. Вы называете Ее богородицей, но лукаво исповедуете, что зачатие у нее произошло от мужского семени. А ведь никто из земных людей не бывает Богом. Это и делает для всех явным ваше суетное и лукавое проклятое мудрование. И мы христиане воистину прославляем и почитаем Богородицу чистую и ни чем не оскверненную Матерь, всегда остающуюся Девой без скверны и соблазна. Мы прославляем Того, Кто сошествием Святого Духа принял плоть, покланяемся и веруем Ему, славим  вместе со Отцом не имеющим начала и с наисвятейшим и благим и дающим жизнь Духом. А ваша хула пусть будет привязана к вашей еретической главе — и клятва святых апостолов и святых отцов, наложенная на семи святых вселенских соборах, и девяти поместных, и ваша клятва, которой вы сами себя — хотите вы того или не хотите — проклинаете во всякое время. 
Переводчик: Кирил Меламуд

Комментарии