Что такое обряды


Что такое обряды

Старообрядчество больше всего и чаще всего упрекают в «обрядоверии», т.е. в упрямом поклонении обряду больше даже догмы. Их уважение к обряду склонны считать чуть ли не идолопоклонством.

Но, в самом деле, неужели обряд – что-нибудь несущественное, мало нужное в порядке духовной жизни.

Что такое обряд?
Это – «оболочка», одежда догмы, говорили мы. Теперь продолжим немного иначе: это – закрепленная духовная жизнь, сильный момент христианской жизни, великое мгновение, остановленное, так сказать, навеки, в целях духовного воспитания.

В первой христианской Церкви существовало общение во всём, люди имели всё общее, и не было между ними нуждающихся… И вот настроение этих святых дней создал святой обычай или обряд, «агапе» - вечерей любви.

Все христиане того времени, были в постоянном любовном единении; не только имущество, но и сердце и душу они имели одну (Деян., гл. IV).
Святое настроение и «агапе» и этого общения душ закрепилось в одном сложном обряде, системе обрядов в литургии и вообще в богослужении.
Литургия в своих обрядах – вся символическое осуществление молитвы Господа к Отцу: «да все едино будут… яко же и мы» (Иоан. 17, ст. 11. 21). В древности и самая литургия носила название «таинства общения», а Кирилл Александрийский прямо называет общей связью, соединяющей всех.

«Литургия, - пишет Н.В. Гоголь, - нечувствительно строит и создает человека, и если общество еще совершенно не распалось, если люди не дышат полной, непримиримой ненавистью между собой, то сокровенная причина тому есть система обрядов – Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату».

Но литургия – нечто великое, необычайно глубокое. Но возьмите что-нибудь помельче, если позволительно выразиться.

Возьмем такой некрупный обряд, как например «поклоны».
Зачем это чисто механическое движение?
Но вот рассказ «Луга духовного» на эту тему (в нашей свободной передаче).

Однажды пришел к авве Иоанну крестьянин и, рассказав про свою крайнюю нищету, просил у него в долг номисму (4 р.).
Старец сжалился над ним и занял денег в обители. Однако прошло два года, и крестьянин не являлся.
Блаженный авва между тем узнал, что крестьянин ведет беспечную жизнь и не радеет о своей семье. Долго думал старец, как бы помочь горю. Призвав своего должника, он сказал ему:
- Возврати же мне долг, брат!
- Видит Бог, нечем мне заплатить тебе!
- А я вот помогу тебе уплатить. Теперь еще не скоро наступят полевые работы…
- Что ни прикажешь, я все исполню.
- Когда только ты будешь свободен дома, приходи сюда и клади по тридцати поклонов, я буду давать тебе за всякий раз по керате (18 к.).
И стал крестьянин очень часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны.
- Зачем ты это делаешь? – спрашивали старца. – Полезны ли для крестьянина одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его… Мы думаем, что он – христианин и сам знает свои обязанности.
- Духовная жизнь в нем угасла. Молитва оживит его веру и дух благочестия.
- Но ведь он пока кладет только поклоны.
- Плоду предшествует цвет, цвету – лист, листу – почка и оживление ветвей… Не знаете ли, что дар молитвы – плод? Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет. Поклоны, это – первая окопка деревца…

Человек – не мертвое орудие, а живое существо: среди поклонов проявятся начатки молитвенного духа… По капельке малой, малой, как живительный дождь, снизойдет молитвенный дар… Как тому, кто не знает алфавита, вы дадите книгу?

И старец доказал свою правоту делом и продолжал упражнять крестьянина в поклонах. Когда бедняк быль голоден, старец делил с ним братски трапезу и отпускал его домой, нагрузив сухарями на все его семейство. Это было до тех пор, пока не составилась сумма в двадцать четыре карата. Крестьянин возвратил долг старцу. Но мы видали и потом этого крестьянина у старца. Он приходил уже добровольно молиться с ним… В деньгах крестьянин перестал нуждаться, потому что с той поры начал трезвую, трудолюбивую жизнь.

Поклоны – этот «маленький» обряд – вскрыл своей внутренней силой спаявшее в душе сознание греха…

...мог ли устареть и умереть обряд в самом деле?
Конечно нет. Его душа вечно жива.
Разве только мы – можем умереть для обряда.
Нельзя забывать то, что сказано о происхождении обряда.
«Обряд не может убивать духа. Дух создал его, и как воспоминание о прежде пережитом религиозном настроении, он снова будит это настроение, и, если душа не спит, внешность и обряд снова одухотворяются для человека и становятся для него силой животворящей».

Не нужно забывать, что обряд вел это, как сказали мы, - «видимый покров незримой тайны, незримой истины, живое тело живой души», вместе с тем есть, - повторяем, - «те ступени, по которым миллионы верующих века и века восходили к Богу».

«Это одно уже должно было сделать их навсегда не только святыми, и дать им навсегда силу благодатного освящения. Святая мысль, молитвенная деятельность исторически так тесно соединилась с обрядом, что уничтожить обряд (если бы даже это было возможно психологически), - значит, разорвать ряд драгоценнейших ассоциаций, значит, подвергнуть опасности самую мысль, связанную с обрядом и выраженную в нем, значит, убить и молитвенную деятельность».

«Несли сосуд с драгоценной жидкостью. Все падают перед ним ниц, все целуют сосуд, заключающий эту драгоценную живящую всех влагу, но восстают люди и начинают кричать: «Слепцы, чего вы сосуд целуете, дорога лишь живительная влага, в нем заключающаяся, дорого содержимое, а не содержащее, а вы целуете стекло, простое стекло и стеклу приписываете святость… Идолопоклонники, бросьте сосуд, обожайте лишь живящую влагу, а не стекло. И вот разбили сосуд, живящая влага разлилась по земле и исчезла в земле, разумеется… Сосуд разбили и влагу потеряли»…

Эта прекрасная легенда направлена против врагов обряда.

Церковь 1908 №6

Комментарии