РДЦ: О том, что не должно посещать еретические храмы и брать их "святыни"
Вопросы и ответы
в Русской Древлеправославной Церкви
Вопрос: Добрый день!
Иногда посещаем православный монастырь, иногда попадаем в церковь под конец службы. После Литургии и причащения всем присутствующим периодически раздают остатки просфирки. Стоит ли мне, как крещеной Древлеправославной церковью, принимать антидору, а если нет, то как отказаться? Уйти из церкви в этот момент как-то неудобно. Как лучше поступить? Спасибо!
Ответ: Добрый день!
Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего необходимо сказать, что Освященным Собором Русской Древлеправославной Церкви в 2010 году было разослано Послание, текст которого я приведу частично ниже. А для начала считаю правильным указать Вам на следующее. Вы - чадо Церкви Христовой, эта Церковь - ПРАВОСЛАВНАЯ! Приставка Древле- делается для идентификации или отличия от других конфессий и лишь для внешних, для чад Церкви - Русская Древлеправославная Церковь - самая православная.
А Вы, я так понимаю, были в никонианском монастыре.
Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего необходимо сказать, что Освященным Собором Русской Древлеправославной Церкви в 2010 году было разослано Послание, текст которого я приведу частично ниже. А для начала считаю правильным указать Вам на следующее. Вы - чадо Церкви Христовой, эта Церковь - ПРАВОСЛАВНАЯ! Приставка Древле- делается для идентификации или отличия от других конфессий и лишь для внешних, для чад Церкви - Русская Древлеправославная Церковь - самая православная.
А Вы, я так понимаю, были в никонианском монастыре.
Так вот, что определено Собором:
"Как ярчайшие звезды засеяли на духовном небосводе множество святых отец ратоборствующих с тьмой различных и хитросплетенных заблуждений, распознавая и разоблачая диавольскую ложь и ограждая верных от погибельных сетей всевозможных ересей.
Вот лишь немногий многоценный духовный бисер святоотеческих словес, призывающих каждого христианина твердо держаться православного исповедания и сторониться любого еретического мудрования:
«Братие! станем твердо на камне Веры и предании Церкви, никакоже дерзая упразднять уставы и заветы Святых Отцов или позволяя вершить свои дела тем, кто идет путем нововведений и разрушения Святой Соборной и Апостольской Божией Церкви» (св. Иоанн Дамаскин).
«В вопросах Веры даже самое малое уклонение уже есть грех, ведущий к смерти; и даже малое пренебрежение преданием ведет к полному забвению догматов Веры» (св. Фотий Великий).
«Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь "аллилуия", можно отвечать "аминь", можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме православной кафолической Церкви, нельзя найти спасения» (св. Августин Гиппонский).
И коль так опасно, коварно и пагубно было влияние ереси, то святые отцы положили христианам в правило не иметь с еретиками никакого молитвенного общения, не посещать богослужения в их храмах, не допускать их на православную молитву, не организовывать каких-то особых общих с ними молитвенных собраний:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен» (45-е правило Святых Апостол);
«Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен». (10-е правило Святых Апостол);
«Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (65-е правило Святых Апостол);
«Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33-е правило Лаодикийского Собора);
«Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (2-е правило Антиохийского Собора);
«Вопрос 9. Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие? Ответ. В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает; не приемлемые ко общению, изыдите. Поэтому таковые не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь» (Канонические ответы Тимофея Александрийского);
«Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного» (71-е правило Святых Апостол);
«В церкви, основанныя еретиками, можно входить лишь по нужде как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь; однако, в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свечей» (46-е правило св. Никифора Исповедника);
«Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ. Отнюдь не должно входить в такия церкви для указанных целей, ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мф.23:38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель тех мест, по словам великаго Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих. (Пс.25:5) И апостол говорит: кое сложение церкви Божией со идолы? (2Кор.6:16)» (св. Феодор Студит);
«Вопрос 5. О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и покланяться им, если они заняты нечистыми священниками? Ответ. Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы, ибо написано: вскую свобода моя судится от иныя совести (1Кор.10:29); - разве по необходимости, только для поклонения останкам святаго, можно войти» (св. Феодор Студит).
Причина появления указанных церковных правил ясна сама по себе, ибо совместная молитва подразумевает совместное обращение к Богу, но невозможно молиться вместе тем, кто православно верит в Пресвятую Троицу и тем, кто верит в иных богов. Также нам невозможно молиться вместе и с теми, которые хоть и верят в Триединого Бога, однако от прочих вероучительных догматов и православных обычаев, что Господь передал нам через Своих святых апостолов и святых отец, отвращаются и следовать им не желают. Ибо сказано в Святом Писании: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость» (Прит.28:9);
«Жертва нечестивых - мерзость пред Господом» (Прит.15:8). Зачем же, соединяясь в молитве с теми, чья жертва не благоугодна нашему Богу, мы будем делать неугодной Ему и свою молитву? Да не будет этого!
Но не только через совместную молитву, но и через близкое дружеское общение любой человек склонен принимать чужие мнения и обычаи, в том числе и безнравственные, богопротивные, как сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Поэтому святые отцы от лица церковных Соборов призывают христиан избегать близких отношений с людьми предосудительной жизни, а тем более с теми, которые придерживаются противных Православной вере взглядов:
«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними»; «Не должно праздновати с язычниками и приобщатися безбожию их» (37-е и 39-е правила Лаодикийского Собора);
«На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быть лишенным общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение» (9-е правило Лаодикийского Собора);
«Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою» (34-е правило Лаодикийского Собора);
«Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10-еправило Лаодикийского Собора);
«Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти» (31-е правило Лаодикийского Собора);
«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен» (72-е Шестого Вселенского Собора);
«Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (32-е правило Лаодикийского Собора);
«Относительно крещения, когда нет церкви, занимаемой православными, и когда нас просят; где следует запечатлевать, оглашать и крестить, и какие должны быть родители и восприемники?» – Ответ: «Не должно входить, как выше сказано, в церковь, занимаемую еретиками, ни тем более – совершать сказанное. Но за неимением церкви нужно войти в чистейшее место дома, и там, на освященном жертвеннике или столе, имеющий совершать священнодействие пусть совершает святое крещение. Восприемниками же надобно принимать таких, которые не имеют общения с еретиками, так же и родители должны быть не причастны к ним» (св. Феодор Студит);
«Если кто подложные книги нечестивых, как святые, в церкви оглашает, ко вреду народа, и клира: да будет извержен» (60-е правило Святых Апостол);
«Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславить Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовать в церквах, но предавать оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным, как будто истинным, анафематствуем» (63-е правило Шестого Вселенского Собора);
«Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами. Аще же обрящется кто таковые сокрываюший: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго» (9-е правило Седьмого Вселенского Собора).
Итак, святые отцы запрещают посещать службы в храмах иноверных, даже и по причине удаленности православного храма, возжигать там свечи, праздновать их праздники, установленные в честь их богов или тех людей, которые почитаются у них святыми. Запрещают посещать почитаемые иноверными места и воздавать честь их реликвиям. Запрещают вступать с иноверными в брак до тех пор, пока они не примут Православие. Запрещают делать их крестными при крещении православных детей. Запрещают читать и распространять книги, которые содержат в себе мнения противные Православной вере.
Однако что ж, если такая строгость по отношению к иноверным, то неужели же христианам совершенно возбранено общение с ними, или более того, предписано их ненавидеть? Нет, да не будет этого!
Любой человек на земле сотворен Господом, каждого Он любит, ради каждого человека Он пришел в мир, за грехи каждого Он пролил Свою Пречистую кровь на Голгофском Кресте. И уж если Бог любит всякого человека, то так же и мы должны любить всякого человека, не различая его национальности, веры или социального положения. Как сказал Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:44-45). Поэтому мы должны совершать добрые, богоугодные дела, как для всякого человека, так и вместе со всяким человеком. Лишь заблуждений, нечестивых верований и нехристианского образа жизни мы должны всячески сторониться сами и стараться освободить от них заблудших.
Завершая свой ответ скажу вкратце.
Православному христианину, то есть чаду Церкви Христовой - Русской Древлеправославной Церкви - не должно посещать храмовые здания инославных конфессий, как бы они себя ни именовали (будь то Русская Православная Церковь или же какое иное сообщество). Единственным исключением является поклонение святыне. НО! Всегда нужно помнить, что не святыня сама по себе творит чудо исцеления или оказывает помощь, всё совершается исключительно по воле Божией, и не за поклонение святыне Бог дарует помощь Свою, а за христианские добродетели.
Что же касается антидора, раздаваемого у никониан, то не только его брать не должно, но и к кресту от их мужиков в рясах подаваемых подходить нельзя. А чтобы не создавать для себя неловкой ситуации - не ходите в эти храмы вовсе. Посещайте наши храмы, а если нет возможности постоянного и систематического пребывания в наших храмах, то лучшим средством здесь будет домашняя молитва и чтение Священного Писания.
Комментарии
Отправить комментарий