Порча икон новообрядцами


В 1653 году патриарх Никон издает «Память» — указ, в котором он единолично изменяет перстосложение, заменяя двуперстие троеперстием. Чуть позже, на Московском Поместном соборе Русской Церкви, состоявшемся в 1656 году, было решено отлучать от Церкви тех, кто осеняет себя двуперстием. Московский собор 1666 года подтвердил это решение и, кроме того, постановил для архиерейского благословения персты «совокуплять» именословно, что отныне стало «пропагандироваться» и иконописью господствующей Церкви.

Иван Андреев. Спас на престоле. 1715. Кострома

Известный борец со старообрядчеством, нижегородский архиепископ Питирим (1665-1738) писал в своем антистарообрядческом сочинении «Пращица», что если кто-нибудь переправит двуперстие на иконе, то «в таковом преписании несть никоего погрешения».

По официальным документам яростная борьба с двуперстием продолжалась до 1763 года. В сентябре 1763 года Синод объявил о том, что изображение двуперстия на иконе не должно считаться «признаком раскола», а в марте 1764 года был издан указ Екатерины II, распространивший постановление Синода о двуперстии на все старые обряды. К сожалению, подлинные дела об изъятии и освидетельствовании икон из старообрядческих моленных рисуют несколько иную картину…
В качестве яркого примера явного переделывания перстосложения надо назвать шитый покров на раку с мощами святой благоверной Анны Кашинской.
Святая Анна Кашинская была канонизирована в 1650 году, около 1680 года деканонизирована и в 1909 году канонизирована повторно новообрядческой церковью. И в связи с этими обстоятельствами на шитом покрове к ее мощам появляется накладка с изображением «троеперстия».
* * *
Еще один пример - икона Богоматери «Казанская»:
Казанская. 19 в. Холуй. Музей города Тульча (Румыния)

Подлинное личное письмо выполнено охрами приятных теплых медовых оттенков. «Новые» персты Исуса написаны краской более пастозной и гораздо более разбеленной.

Фрагмент иконы с переписанным перстосложением
Переписанные пальчики обведены контрастным контуром, за счет чего еще больше бросаются в глаза. Это пример тоже демонстративного акта. Ревностный новообрядец не просто исправил персты, но подчеркнул живописными средствами сам факт исправления. Такое переписывание можно назвать вульгарным, грубо демонстративным.
Приведенная в пример «Казанская» была, вероятнее всего, образом для домашнего моления. Она не являлась храмовым образом, не отличалась какими-то особыми художественными достоинствами. Это рядовая икона. Более того, она создана в то время, когда ожесточенная борьба с двуперстием (по крайней мере, как это заявлялось в официальных документах) уже пошла на спад. Можно предположить, что исправлением перстов мог гордиться и любоваться только владелец иконы. То есть перед нами пример переписывания ради переписывания.
Еще один пример порчи святыни: 
Троица Ветхозаветная. Конец 15 – начало 16 века. Тверь. ЦМиАР
Примером переписывания перстов именно на древнем дониконовском образе является «Дивногорская» икона Троицы Ветхозаветной, датированная концом XV — началом XVI века. Написана икона была в Твери, а происходит из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича, за что и получила свое поэтичное название.
Икона удивительно красивая по колориту. Особенно изысканно выглядят голубые пробела на лиловом плаще левого ангела. Именно его персты предположительно были переписаны.
Фрагмент. Десница левого ангела
Живопись кистей рук у ангелов сохранилась по-разному. Хуже всего — у среднего, однако само двуперстие переписано не было.
Фрагмент. Десница среднего ангела
Самая лучшая сохранность живописи рук у правого ангела.
Фрагмент. Левая рука третьего ангела
Сравним руки крайних ангелов, и факт переписывания перстов станет очевиден.
Фрагмент. Левая рука первого и третьего ангела
Кисти рук ангелов написаны золотистой охрой с нежными розовыми и оранжевыми подрумянками, светло-песочного тона притенениями и красными описями. Живопись завершают белильные движки: на наиболее выступающие участки кистей нанесены по три коротких мазка белил, положенные параллельно. Сочленения суставов пальцев условно выписаны полукруглыми мазками песочной охры. А выступающие косточки в местах соединения пальцев с кистью обозначены кружками того же оттенка.
И только один перст написан более темной и глухой охрой, без моделировки объема, без розовых отсветов и белильных движек, без обозначения суставов — это приписанный мизинец именословного перстосложения. При совсем близком рассмотрении заметно, что именно на этом мизинце, и только на нем, образовалась мелкая сеточка кракелюра. Причиной этому, вероятно, несколько иная консистенция или состав краски, взятой для приписывания мизинца. Однако надо заметить, что «подправлено» перстосложение очень деликатно и глаз, как говорится, не режет.
* * *
Другой случай «исправления» перстов — это переписывание иконы целиком, что обычно связано с необходимостью ее поновить.
Отечество. Вознесение. Троица Ветхозаветная. 2-я половина XVII века. ЦМиАР
Рассмотрим храмовую икону «Отечество с Вознесением и Троицей Ветхозаветной», датированную второй половиной XVII века. Икона перенесла серьезную современную реставрацию, сложное укрепление деревянной основы, левкаса и красочного слоя. Раскрытие иконы от поздних записей позволило обнаружить как минимум два переписывания.
Фрагмент иконы «Отечество с Вознесением и Троицей Ветхозаветной»
В правой части иконы подлинная живопись сохранилась лучше, поэтому левая рука Господа Саваофа расчищена до авторского слоя, где мы видим двуперстие. Левая часть иконы сохранилась гораздо хуже. Реставраторы оставили живопись из разных слоев, чтобы не разрушить целостность композиции.
Десница Саваофа сейчас «состоит» из фрагментов живописи разного времени: запястье и нижняя часть ладони авторские, а именословное перстосложение — из последнего поновления. Кроме этого, над указательным пальцем десницы можно рассмотреть крохотные остатки кончиков пальцев из авторской живописи (см. под цифрой «1» на иллюстрации) и указательный перст промежуточного поновления «2».
Фрагмент. Десница Господа Саваофа с разновременными слоями живописи под номерами
О том, что изначально Господь был изображен благословляющим двуперстно, мы абсолютно точно знаем благодаря сохранившейся левой руке. Однако впоследствии икона переносила какие-то страдания, что пагубно отразилось на состоянии ее живописи. Икону необходимо было поновить. Что и было сделано. Только при поновлении у иконы появились детали новообрядческой иконографии, в частности именословие.

Комментарии