"Богословская необоснованность реформы Никона" - Из книги Б. Кутузова "Церковная реформа 17 века"

Царь Алексей Михайлович

Диакон Федор пишет, что на соборе 1666 г. никоновы «реформы» окончательно утвердили русские архиереи, которые, будучи участниками соборных решений при Никоне, теперь волей-неволей выступили за утверждение «реформы», чтобы сохранить лицо.

«Наши русские власти по страсти своей учинили стыда ради своего, и царь восхоте тому быти, понеже уже многа лета по новому его никонову уставу служили они все, и новые книги напечатали, и многих христиан примучили, сначала еще и в заточение загнали, кои не приняли тех новых преданий никоновых. И сего ради они архиереи, и книжницы, и старцы обратитися не восхотеша на прежнее отеческое правоверие, глаголюще нам втайне и яве: «аще уже нам, пастырем, и погибнути за отступление свое, а обратитися паки невозможно на первое! Вси християне укорят нас и оплюют, невернии иноземцы посмеются нам вси, живущии в Русии! Великий государь то изволил, а мы бы и рады по старым книгам пети и служити Богу, да его, царя, не смеем прогневати, и сего ради угождаем ему; а тамо уже Бог судит, − не мы завели новое. Вси сими глаголы оправдаются безумнии пастыри новыя…»…

Диакон Благовещенского собора Федор дает яркую психологическую зарисовку облика царя и его отношения к реформе. Это эпизод из истории поставления архиереем на вологодскую кафедру Симона, игумена Свирского монастыря, рекомендованного царю митрополитом Крутицким Павлом. Игумен обмолвился и Символ веры прочел по-старому: «рожденна, а не сотворенна». «(Тогда) не хоте ево царь поставити во архиепископы; озрелся, стоя, на Павла митрополита онаго, и с яростию пыхнул, рек: «Ты мне хвалил его; не хощу его аз». И поиде с места своего…» Павел уверил царя, что игумен обмолвился, и заставили его еще раз читать Символ веры, по-новому. Только после этого царь согласился поставить его в архиереи.

Пришел в ярость из-за «а» − это и показывает, что царь был главным заинтересованным лицом в деле «реформы». Видим также, как царь и наследники его престола насильственно и искусственными средствами утверждали эту преступно-хулиганскую «реформу».

(Фрагменты из книги "Церковная реформа 17 века" Бориса Кутузова)


Комментарии