Как РПЦ со староверами воюет!
Как РПЦ со староверами воюет!
«Они наши единоверцы, не принявшие изменения в Церкви». Очень часто такие слова можно услышать из уст различных священников и иерархов РПЦ МП. «Мы готовы идти на объединение, но они сами этого не хотят», это тоже слова, произносимые священством. А что же на самом деле?
Почему уже несколько столетий идет борьба с теми, кто решил для себя не отступаться от «старых» канонов? Почему на деле декларируется одно, а на практике выходит совершенно другое? В этой статье я не буду углубляться в историю и причины раскола, данной теме посвящены множество работ, я лишь констатирую тот факт, что разделение произошло, и произошло в максимально жестком варианте для тех, кто не захотел принять реформы, проводимые Никоном и Алексеем Михайловичем. Государство и Церковь в едином порыве начали преследование пытавшихся сохранить веру отцов! Началась война, война на истребление.
Позволю себе только напомнить некоторые вехи.
В 1666 г. на Поместном Соборе, все, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятью. Но позвольте, ведь креститься двумя перстами - это значит признавать два естества (исправлено ред.) Господа нашего Исуса Христа, в чем тут ересь?...
В 1667 г. на Большом Московском соборе происходит наложение анафемы на старые книги и обряды, - и вновь предание анафеме тех, кто не поддерживал реформы. Таких, кстати сказать, оказалось достаточно много. Причем это были не только отдельные верующие и священники, это были целые монастыри, не хотевшие принимать изменений!
Показательна в этой связи история восстания Соловецкого монастыря. Еще после Поместного собора в монастырь были присланы книги «нового устава», но монахи отказались проводить богослужения по ним, и продолжали пользоваться старыми. После Московского Собора в монастырь присылают нового настоятеля Иосифа с целью проведения реформ, но он был изгнан монахами. Именно после этого на Соловки высадились стрелецкие части. Восстание было жестоко подавлено.
Буквально через несколько лет следующий Поместный собор (1681 г.) просит власти «о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами».
Следующий шаг - это так называемые «12 статей Царевны Софьи», которые напрямую обозначают все, что нужно делать со старообрядцами, начиная от смертной казни и заканчивая лишением имущества. Известный историк Лев Николаевич Гумилев называл «Двенадцать статей» «одним из самых безжалостных узаконений в русской карательной практике». Лишь только в 1716 г. Петр I отменяет этот указ (который, ради справедливости, он тоже подписывал). Но отменяет только для того, чтобы начать новую войну, войну информационную! Обложив староверов налогами, и всячески выделив их из обычной толпы людей (за счет специально прописанной к ношению одежды), Петр I не останавливается на этом, он придумал выдавать старообрядцам медные знаки, которые старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и носить. Через 200 лет мы увидим желтую звезду Давида на евреях в фашистской Германии.
Различные, причем достаточно известные писатели, так же не гнушаются подтасовкой фактов. Например Елена Чудинова, автор нашумевшего в свое время романа «Мечеть Парижской Богоматери», ничуть не стесняясь, пишет: «Была Киевская Русь, образованная и богатая, культурно и технически превосходящая соседей… Вторая предшественница «белого» стана в идеологии - Империя, воздвигшаяся под скипетром Романовых… Империя, вернувшаяся к морям и возобновившая династические родственные узы…
А что это там такое, вклинившееся между ними? Это историческая предшественница «красных», Московская Русь. Невеликая Московия, продукт первой волны варварства - нашествия татаро-монгол. Обазиатившаяся, деградировавшая, утратившая технологии и ремесла... Предвижу напоминание, что московская Русь сберегла православие. Что ж, запереться в подвале без окон и сохранить огонь свечи, это, конечно, лучше, чем сидеть там же, но в темноте... И нельзя, кстати, забывать о том, что во времена вынужденной изоляции наше православие несколько обросло мхом. Для того, чтобы оно вновь воссияло византийским золотом, для того, чтобы вновь пробудилась русская богословская мысль, патриарху Никону пришлось возложить на свои рамена тягчайшее бремя ответственности. И он сделал это во имя вселенской сути православия… А я, кстати, весьма горжусь тем, что я – никонианка…». Но позвольте, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие, они кто? Те самые «покрытые мхом» в той самой «невеликой Московии»? Как можно походя попытаться измазать грязью славные страницы нашей истории?
Но информационная война - это не только поддельные книги и статьи в журналах, информационная война, это еще и когда пытаются полностью исключить людей из социальной жизни общества. О чем говорить, если до 1874 г. все, подчеркиваю – все, дети старообрядцев считались незаконнорожденными, что автоматически означало полную невозможность этих детей быть включенными в социальную жизнь общества. И только в 1905 г. хоть как-то были получены послабления, и то во многом благодаря тому, что государство в этот сложный период пыталось всеми силами удержаться от скатывания в пучину революций, да и серьезное лобби купцов из старообрядцев так же сказало свое слово.
Годы советской власти прошли достаточно спокойно, хотя и здесь можно отметить тот факт, что в 1943 г. РПЦ МП разрешили открыть духовные семинарии, а вот всем остальным, включая и староверов, нет. Это наверное вообще одна из самых сложных тем, наличие собственных учебных заведений для подготовки, как священства, так и мирян. С начала раскола старообрядцы не имели возможности готовить своих духовных наставников в собственных учебных заведениях, им просто не разрешали их открывать. Тот небольшой период с 1905 по 1917 г. так и не смог восполнить потребность. А ведь это тоже серьезный фронт информационной войны. Подобные учебные заведения - это место формирования духовной школы, и как раз старообрядчество таких мест не имело. По мнению О.М. Шахова, «Старообрядческие мыслители имели значительно более ограниченную сферу научно-просветительской деятельности», и с ним сложно не согласиться. Это очень важно - отсутствие возможности воспитывать своих собственных специалистов в сфере просвещения. Все это привело к тому, что, по мнению того же О.М. Шахова, «Исходя из сказанного, приходится констатировать, что интеллектуальный потенциал современного старообрядчества существенно ослаблен, а богословско-мировоззренческие проблемы, возникавшие уже в начале нашего столетия, к его концу существенно осложнились, умножились и требуют безотлагательного осмысления и решения. Конечно, по традиционным заявлениям духовных вождей старообрядчества, главным ориентиром для старообрядцев является сильная и чистая православная вера, но это не означает, что поиск принципиальных ответов на поставленные жизнью вопросы должен осуществляться иррациональным образом, "по наитию", лишенному элемента интеллектуальной работы… В то же время наш опыт работы в Историко-богословском обществе (с 1989 г.) и в сменившем его с 1997 г. Старообрядческом исследовательском центре, участие в систематически проводившихся научных дискуссиях, докладах и семинарах позволяет констатировать, что в современном старообрядчестве происходит активная интеллектуальная работа по осмыслению своего места в изменившемся мире».
Новый этап этой информационной войны начался после распада СССР, когда РПЦ опять стала тесно сотрудничать с государством, получать различные привилегии. По всей видимости, у них подспудно существует убеждение, что старообрядцы могут каким-то образом отобрать «кусок государственного хлеба».
А что это там такое, вклинившееся между ними? Это историческая предшественница «красных», Московская Русь. Невеликая Московия, продукт первой волны варварства - нашествия татаро-монгол. Обазиатившаяся, деградировавшая, утратившая технологии и ремесла... Предвижу напоминание, что московская Русь сберегла православие. Что ж, запереться в подвале без окон и сохранить огонь свечи, это, конечно, лучше, чем сидеть там же, но в темноте... И нельзя, кстати, забывать о том, что во времена вынужденной изоляции наше православие несколько обросло мхом. Для того, чтобы оно вновь воссияло византийским золотом, для того, чтобы вновь пробудилась русская богословская мысль, патриарху Никону пришлось возложить на свои рамена тягчайшее бремя ответственности. И он сделал это во имя вселенской сути православия… А я, кстати, весьма горжусь тем, что я – никонианка…». Но позвольте, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие, они кто? Те самые «покрытые мхом» в той самой «невеликой Московии»? Как можно походя попытаться измазать грязью славные страницы нашей истории?
Но информационная война - это не только поддельные книги и статьи в журналах, информационная война, это еще и когда пытаются полностью исключить людей из социальной жизни общества. О чем говорить, если до 1874 г. все, подчеркиваю – все, дети старообрядцев считались незаконнорожденными, что автоматически означало полную невозможность этих детей быть включенными в социальную жизнь общества. И только в 1905 г. хоть как-то были получены послабления, и то во многом благодаря тому, что государство в этот сложный период пыталось всеми силами удержаться от скатывания в пучину революций, да и серьезное лобби купцов из старообрядцев так же сказало свое слово.
Годы советской власти прошли достаточно спокойно, хотя и здесь можно отметить тот факт, что в 1943 г. РПЦ МП разрешили открыть духовные семинарии, а вот всем остальным, включая и староверов, нет. Это наверное вообще одна из самых сложных тем, наличие собственных учебных заведений для подготовки, как священства, так и мирян. С начала раскола старообрядцы не имели возможности готовить своих духовных наставников в собственных учебных заведениях, им просто не разрешали их открывать. Тот небольшой период с 1905 по 1917 г. так и не смог восполнить потребность. А ведь это тоже серьезный фронт информационной войны. Подобные учебные заведения - это место формирования духовной школы, и как раз старообрядчество таких мест не имело. По мнению О.М. Шахова, «Старообрядческие мыслители имели значительно более ограниченную сферу научно-просветительской деятельности», и с ним сложно не согласиться. Это очень важно - отсутствие возможности воспитывать своих собственных специалистов в сфере просвещения. Все это привело к тому, что, по мнению того же О.М. Шахова, «Исходя из сказанного, приходится констатировать, что интеллектуальный потенциал современного старообрядчества существенно ослаблен, а богословско-мировоззренческие проблемы, возникавшие уже в начале нашего столетия, к его концу существенно осложнились, умножились и требуют безотлагательного осмысления и решения. Конечно, по традиционным заявлениям духовных вождей старообрядчества, главным ориентиром для старообрядцев является сильная и чистая православная вера, но это не означает, что поиск принципиальных ответов на поставленные жизнью вопросы должен осуществляться иррациональным образом, "по наитию", лишенному элемента интеллектуальной работы… В то же время наш опыт работы в Историко-богословском обществе (с 1989 г.) и в сменившем его с 1997 г. Старообрядческом исследовательском центре, участие в систематически проводившихся научных дискуссиях, докладах и семинарах позволяет констатировать, что в современном старообрядчестве происходит активная интеллектуальная работа по осмыслению своего места в изменившемся мире».
Новый этап этой информационной войны начался после распада СССР, когда РПЦ опять стала тесно сотрудничать с государством, получать различные привилегии. По всей видимости, у них подспудно существует убеждение, что старообрядцы могут каким-то образом отобрать «кусок государственного хлеба».
Новая информационная война стала вестись по новым правилам с использованием всех средств информации, а в последнее десятилетие особо активно стал использоваться интернет.
Неискушенному читателю сложно разобраться в этом хитросплетении полуправды, а порой и откровенной лжи, которая множится на страницах различных изданий. И не нужно быть большим специалистом для того, чтобы заметить, что все публикации имеют один скоординированный центр, причем его работа стала тоньше, точечнее, если хотите. Уже не придумываются новые «соборные деяния» и «требники», кто сейчас будет в этом разбираться? Работа ведется в направлении дискредитации знаковых фигур в истории старообрядчества, в выставлении их врагами России. С удивлением и брезгливостью читаешь о том, что, оказывается, боярыня Морозова "была любовницей Алексея Михайловича и имела от него ребенка", что "старообрядцы активно помогали армии Наполеона, когда он вторгся в Россию", или что "старообрядцы финансировали революционеров и стояли за революционным движением". Появляются работы псевдоисториков о том, что "староверы активно поддерживали генерала Власова и составляли костяк его армии". Подобные статьи множатся день ото дня, и ведь люди начинают им верить. На этом же фоне постоянно подчеркивается, что основной опорой Отечества всегда была РПЦ МП, и что только она может дать те единые духовные скрепы, которые так необходимы нашей стране и нашему народу!
Вы скажете, не стоит обращать внимание на это, и окажетесь в корне не правы. По сути все подобные публикации преследуют одну, но важную цель – формирование негативного образа староверов и через это создание максимально позитивного образа РПЦ МП, а в последствии воссоздание в новой форме чего-то типа государственной церкви. Ведь никто кроме них никогда за Русь матушку не стоял. По меткому замечанию А.Ю. Рябцева, Московский Патриархат хочет «стать де-факто государственной церковью», а светская власть «рассчитывает найти в РПЦ МП некую идеологическую опору».
Стоит отметить, что это им достаточно успешно удается – освящение знамен воинских частей, боевой техники, казарм и любого другого военного (государственного) имущества, проведение и трансляция богослужений с участием первых лиц государства, различные преференции в выделении земель под строительство и многое другое. И мало кто вспоминает водочные и табачные скандалы, еще лет двадцать назад сотрясавшие РПЦ МП. Как-то совсем сошла на нет тема со священниками педофилами, еще недавно бывшая на слуху. Все это звенья одной цепи. Как только у РПЦ МП случается какой-то скандал, как например, с пресловутой "нанопылью" или часами, так тут же в СМИ появляются различные статьи о том, что староверы - это "русские масоны", и то, что их хорошо приняли за границей, так это именно потому, что "были тесные связи, например, в Америке". И так во всем.
На фоне всего этого периодически иерархи РПЦ МП провозглашают свою готовность к диалогу с староверами, декларируют свою открытость и желание воссоединиться с единоверцами. Но так ли это? Приведенные выше примеры однозначно показывают, что нет. К сожалению, и это приходится констатировать как объективный факт, РПЦ МП хочет быть единственной, кто может рассуждать о Православной вере и правильно славить Бога. Любые, кто не разделяет их этого убеждения, будут по-прежнему подвергаться нападкам и гонениям, просто теперь это будет происходить на новом уровне. Они научились полноценно лицемерить, когда с одной стороны - призывы забыть все и объединиться, а с другой - десятки и сотни публикаций, обливающих грязью тех, кто придерживается древлеправославия.
Комментарии
Отправить комментарий