Клиповое мышление, боязнь длинных текстов – особенности современного общества


Помню, как в детстве взрослые говорили, что книга – лучший подарок. Сейчас новенький гаджет — лучший подарок. Нет, я не буду ворчать о том, «куда катится мир». Я буду вспоминать.

Поздний вечер, нас, детей, уже уложили спать. Через дверную щель льется неровный свет — в соседней комнате бабушка, стоя у свечи, читает Псалтырь. Сквозь дрему я слышу мерный шепот молитвы и шорох книжных страниц. Мысленно представляю, как морщинистые руки бережно переворачивают ветхие листы старинной книги. Утром на столе я найду остатки догоревшей свечи и Книгу с потемневшей от времени обложкой, желтыми, испачканными кое-где воском страницами. Вы когда-нибудь открывали книгу, которой 200 лет? У старинных богослужебных книг особый запах. Чуть затхлый, с тонким ароматом воска и ладана. Запах многовековой мудрости. Этим книгам отведена особая полка, их берут только чистыми руками и очень аккуратно перелистывают страницы. Их оставляют в наследство своим детям и наказывают беречь. И случись какая беда, заставляющая покинуть дом, то первое, что берут с собой хозяева — это иконы и книги.

А вот другое воспоминание – мы с бабушкой читаем 50 Псалом. Буквы не хотят складываться в слова, и мой шестилетний рот никак не выговорит: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Надо детка, надо читать, — уговаривает меня бабушка, — у тебя сейчас время золотое, головка все-все запоминает».

Ох, бабушка, покойница моя милая, знала ли ты тогда, что будучи взрослой, твоя внученька будет успевать читать только короткие, броские тексты соцсетей?

Беру книгу. Провожу по ней руками: шероховатая, потрескавшаяся обложка, прямые, хрустящие страницы. «Вскую шаташася языцы, и люди поучишася тщетным…»

Прохожу пальцем по корешкам: Минея, Часослов, Златоуст. Открываю Беседы Иоанна Златоуста - удивительное ощущение того, что с ветхих страниц к тебе обращается современник. В четвертом веке жил автор, а так прост и понятен!

А вот яркая обложка детской Библии. Эту книгу любят мои дети. Еще бы! В ней рассказывается о том, как ловко молоденький Давыд справился с ужасным Голиафом, как мудро царь Соломон разрешил спор о младенце, как Творец огромной Вселенной послал своего любимого Сына на землю…

Книга — связь поколений. Сокровищница мудрости. Нет, это не избитые фразы, в них заключён глубокий смысл.

Читайте книги, читайте своим детям.

Трудятся все Божьи твари на Земле — читает только человек.

Автор статьи — Филиппских Екатерина.



Комментарии