Пути становления иконописца


Творчество художника имеет некоторую долю непредсказуемости и поиска решения в процессе создания изображения. Свои удачи художник приписывает своему таланту и опыту. Художник стремится творить, быть композитором, создавать, удивляться результату и удивлять других. Этот стимул питается тщеславием, гордостью и самомнением.

Художник, начинающий работать с иконой, в начале увлечен процессом и привносит в иконопись что-то свое, используя индивидуальный творческий подход. Работая долгое время над копированием и подражанием иконе, он начинает понимать и чувствовать, что в иконе присутствует гармония в простых взаимодействиях изобразительных средств. И вся гармонизация подчинена порядку, который значительно сокращает возможности вольной интерпретации и импровизации. Порядок ограничивает фантазию художника, сковывает его свободу действия, загоняя его действия в тесные рамки. Художник начинает понимать, что в иконописи он должен работать как строго организованный исполнитель, нежели композитор. Смириться с таким положением очень трудно. Отказаться от своего творческого мировоззрения. Работа иконописца похожа на служителя, составляющего гармонические произведения по уже созданным и заранее заданным правилам. Для художника такая работа становится скучной, он не может найти в ней применения своего мировоззрения. К тому же процесс иконописания содержит много технической работы, которая художнику-живописцу кажется рутиной. Но самое главное, даже преодолев все трудности художественного плана, художник сталкивается с проблемой выразительности содержания лика. И на этом этапе ничего придумать невозможно, нужно писать правдиво на основании духовного опыта, либо по подобию древних икон, ничего не добавляя от себя. Для этого нужен личный церковный опыт жизни и практика копирования древних ликов. А, следовательно, кардинальная перемена образа жизни. Вставая на путь иконописного служения, у художника заканчивается период самодеятельной свободы, самолюбования, впереди предстоит длительный и тяжелый труд освоения правил иконописи и сопутствующих наук. На этом пути нужно стараться не унывать, молиться и терпеть. И все это выполнять бескорыстно, ради духовного становления на пути к Богу. Нужно также отказаться от идеи материального обогащения, по причине большого вреда от несовместимости служения Богу и служения материальному достатку. Если же иконописец хорошо зарабатывает, то распоряжение средств должно быть направлено на служение ближним и родным без излишеств и роскоши. Материальные средства нужно строго подчинить духовному началу в образе жизни.

Все эти особенности для многих художников становятся непреодолимой преградой, и они остаются при своем. Некоторые художники даже оказывают непочтение к иконе, называя ее искусством слабым и наивным, не достойным их внимания и времени. Но есть и такие, кто пытается совместить творчество с иконописью. Они создают полуиконописные, полутворческие композиции, в которых привносят свое видение и тем самым делают иконопись для себя интересной.

Очень трудно человеку «поставить на себе крест», отказаться от своих амбиций, пренебречь возможностью использовать свой талант по своему желанию. Сокрушиться в сердечных чувствах и последовать по пути покаяния.

Но если человек сможет преодолеть эти притеснения, то его таланту и свободе будет определено место и найдено применение в иконописном служении. Есть иконописцы в творчестве которых без ущербно взаимосвязаны личные умения и понимания с божественным началом в иконе. Но для этого индивидуальный талант претерпел значительные изменения, в результате которых премного обогатился Божественными смыслами.

Но нужно знать, что получить благословенный путь и знания легче, чем их удержать, сохранить и развить. Тем более, человек не может постоянно быть на высоте своего развития. Поэтому в современной иконе можно наблюдать колебания в творческом подходе, которые проявляются в некоторой доле привнесения художественности. Например, усиление изящества в линиях и формах. Или упор на логичность формальной композиционной схемы. Разнообразные эксперименты в цветовых решениях. Поиск стилистических сочетаний.

И если индивидуальное проявляется в небольшой степени, не разрушающей целого традиционного подхода, то это вполне нормальный «живой процесс». Но если личное творчество преувеличено и разрушает правила, основанные на Божественной организации материи, то основная цель в иконописи не достигается.

Немало иконописцев работают на основе учебного опыта и интуиции. Мало специалистов способны доступно объяснить принципы процесса создания изображения. Поэтому они ссылаются на образцы и знания истории. Иконописцы, практикующие педагогику, постепенно учатся объяснять закономерности и правила. Иконописцу рекомендуется преподавать начинающим ученикам, учиться объяснять простые основы. Это дает возможность заново многократно переосмысливать иконопись и развиваться. Но, к сожалению, развитые иконописцы не желают снисходить со своей высоты до начального уровня и работать с учениками. Им это кажется болезненно вредным, тратить время и силы в пустую, когда можно просвещать многих людей своими иконами и фресками. Тем более, преподавание совершенно не прибыльно и психологически неприятно. Если же и вынужден иконописец преподавать по причине обстоятельств, то он старается взять учеников уже что то умеющих и учить их по большей мере консультативно. Некоторые иконописцы прямо заявляют, что не хотят плодить конкурентов. Что иконописцев должно быть немного, и они должны быть на высоком уровне. А большое количество слабых иконописцев вредно.

Но, как видим, перед получением настоящей пользы всегда стоят преграды. Выдающихся иконописцев было всегда мало. И появлялись они только при условиях развития понимания иконы широким кругом людей. Если люди не будут понимать икону, то и талантливому иконописцу не дадут пути развития. Ни заказов, ни помощи. Представьте себе общество признающее только иконы в стиле Барокко, а вы, например, пишете в подобие иконам Дионисия. Вам просто не будет дано возможности себя реализовать, вам придется вступить на путь суровой аскезы и быть подобным юродивому, который отказывается от благ земных ради идеи служения Богу подлинной духовной иконописью. Поэтому иконописцам нужно учиться объяснять обществу на всех уровнях о величии и значении иконы. И объяснять основательно и убедительно, так, чтобы сомнения не оставалось в том, что каноническая православная икона - единственная подлинная святыня.

Современному иконописцу кажется: зачем думать о будущем, когда на данный момент есть заказы и за счет написанных икон можно формировать вкус заказчиков и рекламировать свою правильную деятельность? Но нужно учесть, что заказчик тоже влияет на иконописца и постепенно появляются конъюнктурные наклонности. И как часто можно наблюдать, что не иконописец формирует вкусы, а заказчики формируют иконописца, и происходит это хаотично и далеко не в сторону Богопознания, а в сторону личных вкусов и предпочтений. И, как правило, некачественная иконопись появляется тоже на почве невоспитанного вкуса заказчиков и неграмотности иконописцев без опыта. Так что исправить ситуацию - дело специалистов. Нельзя это пускать на самотек и надеяться только на Волю Божию. Нужно учить начинающих иконописцев, проводить лекции для любителей иконы.

Автор - иконописец, учитель по иконописи Виктор Трускалов.

Источник



Комментарии