Преставление иже во святых отца нашего Киприяна, митрополита Киевскаго и всея Руси


Будущий митрополит Киевский Киприян родился в сербском городе Тернов около 1330 г. и в молодости удалился на святую гору Афон. Среди афонских монахов он выделялся начитанностью и образованностью, что повлекло за собой приглашение Константинопольского патриарха Филофея (1364-1376) стать доверенным патриаршим лицом с прицелом на Киевскую митрополичью кафедру. В 1390 г., после смерти св. Алексия, Киприян стал митрополитом Киевским и всея Руси. Дальнейшая его жизнь проходила между Киевом и подмосковным селом Голенищевым, которое являлось митрополичьей резиденцией.

Огромен вклад святителя Киприяна в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтырь, Служебник, Требник, Кормчую, «Лествицу» Иоанна Лествичника. Он — автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Также известен «посланиями» к игумену Афанасию и Псковскому духовенству. Большая часть этих трудов проделана в упомянутой подмосковной резиденции митрополита — селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился. Там он построил храм в честь трех вселенских святителей, хиротонисал многих епископов и священников.

При святителе Киприяне на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский». Св. Киприян также занимался вопросами упорядочения богослужения, особенно актуальными в конце XIV в., в связи с переходом на иеросалимский богослужебный устав. Помимо всего прочего, Киприян резко выступал против обливательного крещения, в то время начавшего проникать на Русь с Запада. Святитель Киприян способствовал распространению на Руси исихастской традиции и именно он ввел чтение в первое воскресение Великого поста «Синодика православия», в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.

Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприян достиг глубокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощальную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену», в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом.

Святитель Киприян скончался в ночь на 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия, бывшего преемником святителя Киприяна в управлении Русской Церковью.

______________________________________

Святитель Киприян в истории Русской Церкви

Годы жизни и служения святителя Киприяна пришлись на непростое время церковных смут, тесно переплетенных с политическими и экономическими аспектами в политике Московской Руси. В 1360-х гг. уже ощущалось, что церковная зависимость Русской Церкви от Константинополя постепенно перестает быть благоприятным фактором. В период государственного объединения Руси, греческое влияние тормозило этот процесс, поскольку Константинополь учитывал в первую очередь свои интересы. Русские в этот момент хотели видеть в митрополитах своего соотечественника, который занимался бы продвижением интересов Руси, а не уже на тот момент гибнущей Византии. Именно поэтому обострились противоречия между русскими и греками в вопросе поставления митрополитов на Киево-Московскую митрополию.

Помимо этого, был обострен литовский вопрос: Литва стремилась к созданию независимой от Москвы митрополии. Здесь греки также действуют в своих интересах, ища выгоды в политическом союзе с Литвой. Литовский князь Ольгерд даже добился от Константинополя поставления на Литовскую кафедру своего ставленника-тверича Романа, но все же титул митрополита Киевского и всея Руси был сохранен за св. Алексием. Так или иначе, на Руси оказалось два митрополита, но Тверь и Москва в итоге поддержали Алексия. Конфликт между Алексием и Романом исчерпался со смертью последнего в 1361 г. Во второй половине XIV в. польский король Казимир III присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни, затем потребовал восстановление независимости от св. Алексия Галицкой митрополии. Угрозами и уговорами он сумел убедить Константинополь выполнить его просьбу, и митрополитом Галицким стал Антоний в 1371 г.

Именно при таких сложных и смутных обстоятельствах Киприян попал на Русь как доверенное лицо патриарха Филофея. Его задачей было примирение Ольгерда с Алексием. В итоге по возвращении в Константинополь, в 1375 г., Киприян стал митрополитом Киевским и всея Руси, с таким же титулом, как и у св. Алексия. Народ ответил Киприяну, что признает только св. Алексия. Князь Дмитрий Донской выдвинул своего кандидата в митрополиты — попа Митяя.

Ситуация была трудная, смутная и противоречивая. После смерти св. Алексия (1378), св. Киприяна по-прежнему не хотели видеть на митрополичьем престоле. В первую очередь Дмитрий Донской, который на тот момент решил оказать давление на Церковь и поставить в митрополиты своего протеже — уже упомянутого коломенского попа Митяя. По пути в Константинополь он скончался, а его спутники продолжили путешествие, достигли столицы Византии, и в итоге самовольно в митрополиты был избран игумен Горицкого монастыря Пимен (не без помощи коррупционных схем, конечно). Стало еще более очевидно, что греческое влияние на Русскую Церковь в своей пагубности усугублялось.

С утверждением в Киеве митрополита Киприяна в 1390 г., церковная смута, длившаяся довольно долго, в полной мере себя исчерпала. Благодаря своему дипломатическому таланту, Киприян сумел найти способ воссоединить Литовскую и Московскую митрополии в единую Русскую Церковь, вернуть под русскую юрисдикцию некоторые епархии Галицкой митрополии.

Скончался св. Киприян 16 сентября 1406 г. Был погребен в Успенском соборе Кремля.

__________________________________

Святитель Киприян - Иконы

Святитель Киприян на иконах изображается глубоким старцем, с большой длинной бородой, раздвоенной на конце, скромным, худощавым лицом; на нем — саккос, омофор, палица, митра и на груди — панагия. В руке может быть евангелие и хартия.

_________________________________

Ученые о святителе Киприяне

Личность святителя Киприяна занимала научные умы на протяжении многих лет. В частности, в конце 1960-х годов исследователь В. Г. Брюсова выдвинула предположение, что Спасо-Андроников монастырь был основан не митрополитом Алексием в конце 50-х годов XIV века, а святителем Киприяном в 1390-1392 годах. В это же время был построен и Спасский собор монастыря, сохранившийся до наших дней. Таким образом, святителем был основан новый, особый центр духовной жизни. Версия об основании монастыря Киприяном вызвала полемику и встретила аргументированную критику. Однако связь митрополита Киприяна с Андрониковым монастырём никто не оспаривает. В дальнейшем эту версию поддержал Б. Л. Альтшуллер.

Другой ученый, Олег Ульянов, связывает появление новой иконографии Пресвятой Троицы, известной по знаменитой иконе Андрея Рублева, с инициативой Киприяна. Исследователь пишет: «Именно при митрополите Киприяне на Руси получает распространение новая иконография „Живоначальной Троицы“, впервые появившаяся на Святой Горе Афон, на что указывает, например, заимствование в русском искусстве таких характерных особенностей, отмеченных нами на кантакузиновской миниатюре, как крестчатый нимб среднего ангела и выступающий на передний план престол правого (от зрителя) ангела». Ульянов связывает появление новой иконографии с литургической реформой, в которой прослеживается усиление акцента на богословии Троицы.

Комментарии