История Давыдо-Гареджийского монастыря (VI век)

Отцы-основатели Давыдо-Гареджийского монастыря. VI век

В середине VI века в далекой Антиохии жил подвижник по имени Иоанн. С детства воспитываемый в христианской традиции, он решил стать монахом и настолько преуспел в своем христианском рвении, что вокруг него стали собираться люди, нуждавшиеся в духовном водительстве. Иоанн, любящий уединение, несколько раз пытался уйти от мира и вести спокойную жизнь монаха-отшельника. Но пока ему это было не суждено – ученики, страждущие и просто желающие прикоснуться к благодати люди, приходили и приходили к нему. В конце концов, Господь исполнил его желание. Иоанну явилась во сне Пресвятая Богородица, Которая поручила ему отправиться в страну Иберию, где молодой Церкви нужно было оказать посильную духовную помощь. И святой Иоанн отправился туда вместе с 12 учениками.

Именно эти подвижники и стали теми 13 ассирийскими отцами, которым Грузия обязана распространением монашества. Одним из этих двенадцати учеников был прп. Давыд. Откуда он был родом и чем занимался до того, как стал учеником Иоанна, история умалчивает.

Прибыв в Иберию, Иоанн поселился недалеко от Мцхеты, а учеников отправил в разные уголки Грузии проповедовать Благую Весть. С этого момента, можно сказать, и начинается история Давыдо-Гареджийского монастыря. 

Прп. Давыд Гареджийский

Давыд обосновался в Тбилиси на горе Мтацминда, откуда спускался раз в неделю в город - проповедовать и учить людей Евангелию. Но спокойно жить и работать Давыду не пришлось. Там обитали некие язычники-огнепоклонники, которые не желали, чтобы на их земле жил проповедник Христов. Они подговорили некую монахиню оклеветать Давыда. Монахиня на тот момент, по наущению диавола, согрешила с местным кузнецом и ждала ребенка. Она же и оклеветала святого, будто бы он являлся отцом этого чада. Состоялся суд, на котором Давыд явил чудо – заставил ребенка в утробе этой монахини назвать имя настоящего отца. Преподобный был оправдан, монахиня, по преданию, родила вместо ребенка камень, а огнепоклонники все же добились своего – Давыду пришлось оставить город. 

Святой недолго жил на левом берегу Куры, а потом вместе со своим учеником Лукианом отправился в неизвестном направлении искать себе место пристанища. В своих скитаниях учитель и ученик забрели в отдаленный уголок страны - Гареджи. Кругом были бескрайние холмы и степи – пустынные и дикие. Стояла невыносимая жара. Изнуренные путники после долгих мучений, наконец, нашли в расщелине скалы немного скопившейся дождевой воды и остановились в этом месте на отдых. Помолившись, они решили поселиться в этом уголке.

 
Много искушений претерпели подвижники на этом месте. По преданию, даже дракон напал на них, которого тут же испепелил Ангел Божий на глазах святого Давыда. До сих пор на том месте, где сгорел дракон, можно увидеть выжженную полоску земли, где совсем не растет трава.

Приходили сюда и варвары, которые после чудесных исцелений от различных болезней молитвами святого Давыда и его ученика обращались в христианство и оставались подвизаться вместе с преподобными отцами. Тяжелые испытания переживали отцы на этом месте. Но милостивый Господь не оставлял Своих подвижников ни на минуту. Он также присылал к ним лани, которые во время голодных дней кормили подвизающихся своим молоком.  

Лани на фреске Давыдо-Гареджийского монастыря

Маленькая община потихоньку разрасталась. Рядом с Давыдом и Лукианом селились все новые и новые монахи. Жизнь монастыря духовно налаживалась. Особенно известным и почитаемым это место стало после того, как Давыд, вернувшийся из паломничества в Иеросалим, принес в Гареджи камень из Вечного Города. Монахи, отправившиеся с Давыдом в Святую Землю, рассказывали, что их учитель настолько проникся величием Святого Града, что не посчитал себя достойным ступить на землю, по которой ходил Христос. Он остался вне города, благословив Небеса за возможность созерцать его издали. А возвращаясь домой, взял с собой простой камень с того места, где стоял. В память о Святой Земле. Однако вера и смирение Давыда были столь велики, что Бог наделил простой придорожный камень чудодейственными свойствами – приходившие к нему с верой исцелялись от разных недугов. Вот и стекался народ со всей Грузии в Гареджи – излечиться от болезней, поклониться великому сподвижнику веры да своими глазами увидеть, как живут и трудятся благочестивые монахи.

Проходило время, община росла. В том же VI веке уже ученики Давыда, Додо и Лукиан, основали неподалеку еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. Конечно, эти монастыри были далеко не столь величественными и обширными, какими нам рисует их воображение, а представляли собой всего лишь маленькие кельи, вырубленные в скалах. Однако начало было положено, и уже новые и новые поколения монахов-пустынников перестраивали и обновляли эти старые скальные комплексы. Но кое-что от первых сподвижников все же сохранилось и до наших дней. Так, и сейчас можно посетить кельи и могилы самих Давыда и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальницу Додо в его монастыре (VI в.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (წამებული - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани (ბერთუბანი - местность монахов, VI и X вв.), келью и стелу в Натлисмцемели (VI-VII вв.), а также несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (თეთრი უდაბნო - белая пустыня), с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII веков. И, конечно же, особого внимания заслуживает удивительная система водоснабжения, которая существует в Давыдо-Гареджийском монастыре со времен его основания. Это высеченные в скалах желоба и резервуары для сбора воды, некоторые из которых действуют и по сей день.


Новый этап в истории Гареджи начинается в середине IX века, и связан он с именем преподобного Илариона Грузина.


Он провел семь лет в Святой Земле и Иорданской пустыни, а по возвращении в Давыдо-Гареджийский монастырь привнес сюда основы общежительного монашества. Иларион расширил церковь VI века в честь Преображения Господня в Лавре, а также обновил и украсил могилу Давыда, что способствовало еще большему утверждению его почитания. Монастырский комплекс сильно разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители, в том числе и женский монастырь. К периоду Илариона относятся и высеченные в скале, в верхней части южного крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, которые, по преданию, были местом обитания самого прп. Илариона. Священной реликвией становится и единственный в этой местности источник "слёзы Давыда'', у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.

Трапезная. Здесь монахи вставали на колени, а емкости с едой ставили в эти углубления. Так и вкушали пищу.

Не оставалась в стороне от Давыдо-Гареджийского монастыря и светская власть. Со времен царствования Баграта IV (1027-1072) обитель находилась под неусыпным вниманием и покровительством правителей единого Грузинского царства. Нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080), однако, затормозили этот процесс, но не надолго. В царствование Давыда IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Давыд Гареджи окончательно перешел в царское владение. Об этом свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях церквей и монастырей. 

В Натлисмцемели, (последнее 10-летие XII в.) - Баграт IV, Давыд IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давыд Сослани и отрок Георгий Лаши; в главном храме Бертубани (начало XIII в.) - царица Тамара, Георгий Лаша; в главной церкви Колагири (конец XII в.) - многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями; в церкви Благовещения в монастыре Тетри Удабно (конец XIII в.) - Димитрий II Самопожертвователь, епископ Иоанн. 

Но столь пристальное внимание к монахам со стороны власть имущих не сильно сказалось на их духовной жизни в Давыдо-Гареджийском монастыре. Об этом свидетельствует хотя бы фреска из монастыря Тетри Удабно, где древний мастер, используя язык средневековой иконографической символики, недвусмысленно дает понять, что власть светская и власть церковная, хоть обе и от Бога, должны быть разделены. При этом власть светская должна быть в некоем духовном подчинении у власти церковной, коей, в свою очередь негоже оглядываться слишком часто на светских правителей.












На рубеже XII-XIII веков комплекс Давыд Гареджи насчитывает уже 12 монастырей. Его даже начинают называть «Двунадесятница Гареджийская». Это расцвет. Давыд Гареджи становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. Духовная жизнь здесь била ключом. 

Как говорит «Православная энциклопедия»: в этот период в Давыд Гареджи «были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII вв. подтверждают наличие в монастырях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела».

В дальнейшем история Давыдо-Гареджийской Лавры повторяет историю своей страны. Периоды процветания сменяются периодами разрухи и запустения. Монастырь пережил нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г., период возрождения в 1-ой половине XIV века в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), неоднократные нашествия Тамерлана в конце XIV в. В 1424 г. Александр I Великий передал комплекс Давыд Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). А после очередного распада страны на отдельные царства и княжества забота о монастырях переходит к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни – удивительного и интереснейшего образца грузинского зодчества. В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило монашескую братию. В последствии мощи святых мучеников того периода были перенесены в усыпальницу монастыря Удабно, известную ныне под названием Моцамети (მოწამეთა - мучеников). 

Но проходит время и монастырь, как птица Феникс, вновь возрождается из пепла. Период царствования Теймураза I (1606-1648) и Арчила II (1664-1675) вновь становится временем расцвета и подъема Давыдо-Гареджийской Лавры.

Материал взят отсюда >>>

Комментарии