Фотий, архиепископ Константинопольский. О Гробе Господа нашего Исуса Христа (написанное между 867 и 878 гг.)


ФОТИЯ
СВЯТЕЙШЕГО АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
О ГРОБЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА
(написанное между 867 и 878 гг.)
изданный с предисловием
А. И. Пападопуло-Керамевсом и переведенный Г. С. Дестунисом и Н. Марром.
Императорское Православное Палестинское Общество, по поводу чествования 6 Февраля 1891 г. тысячелетия со дня кончины великого поборника Православного Святейшего патриарха Константинопольского Фотия, предположило издать в память его некоторые из мало известных его творений.
Первое место среди них занимает его рассказ о Гробе Господа нашего Исуса Христа, доселе ускользавший от внимания исследователей Св. мест настолько, что мы не встречаем указания на него в библиографических трудах ни Тоблера, ни Рёрихта, хотя он упоминался в сочинениях двух Святогробских архимандритов, Дионисия Клеопы и Вениамина Иоанниди1, а подробный разбор рассказа был помещен в обширном труде о Фотие кардинала Хергенрётера2. Такое опущение его объясняется тем обстоятельством, что рассказ этот, не составляя отдельного сочинения, входит в состав известных Амфилохий патриарха Фотия, составляя в них особую главу. Таковым рассказ этот встречается на Афоне в Лаврской рукописи Амфилохия, послужившей [II] Софоклу Иконому к его ученому изданию сих последних 3. Рукопись эта, № которой не приводится издателем, по его словам, относится к XIII в., хотя, по расположению миниатюры и другим имеющимся в ней орнаментам, следует, по нашему мнению, отнести ее к XI или XII в. Она состоит из 432 листов, которым предшествует изданная также Икономом, хотя весьма неудовлетворительно, миниатюра, изображающая Святейшего Фотия с сиянием вокруг головы, в святительских облачениях, восседающим на патриаршем престоле и благословляющим стоящего перед ним Кизикского митрополита Амфилохия, тоже с сиянием вокруг головы, облаченного в святительские одеяния и держащего в руке свиток или книгу. Между ними стол, на котором лежит разогнутая книга.
Принадлежность этого рассказа патриарху Фотию, доказывается не только нахождением ее в рукописи, заключающей только одни Амфилохии, но и сходством редакции его с другими творениями Фотия.
Рассказ этот составляет, вероятно, ответ патpиapxa Фотия на выраженное Амфилохием желание иметь точное описание гроба Господня. Хотя Фотий, как известно, сам в Иеросалиме не бывал, но, по занимаемому им положению, мог иметь самые точные о сем сведения от людей бывавших в Св. граде и даже, может быть, от Иеросалимского патриарха, так что рассказ этот имеет одинаковую ценность с рассказом очевидца. Употребленное патриархом Фотием в конце рассказа выражение a en tw teuV anemaJomen[III] дает возможность предполагать, что, сообщив Амфилохию все сведения, имевшиеся у него по день ответа, он имел намерение продолжить со временем сообщения о Св. местах.
Дошедший до нас рассказ патриарха Фотия о современном ему положении гроба Господня в высшей степени важен по некоторым сведениям, встречаемым только у него. Так, он один отождествляет Акру с Сионом, упоминает о гинекеях (женских отделениях) в храме Воскресения, описание которого вообще значительно объясняют скудные сведения паломников VIII и IX веков о сооружениях Модеста. У него же находим важное указание, что Св. Елена, обретши Св. гроб Господень, бывший вне стен градских, повелела разрушить их с этой (т. е. восточной) стороны, о чем умалчивают Евсевий и другие биографы Св. Равноапостольного Константина и Его Матери. Наконец, приводимые ими сведения, напр., что внутренность Св. гроба сохранялась в первобытном виде и что камень Ангела был разделен на две части, находят подтверждение в одновременных с ним паломниках...
 
А. Пападопуло-Керамевс. 6 Февраля 1892 г.
 
Комментарии
 
 1 Kurillou Ierosolumwn ta suxomena ekd. Dionusiou Kleopa. En IerosolumoiV 1867 — 868, ТОМ II, стр. 100. — Beniamin Iwannidow, Tow proskunhtariow thV agiaV GhV teucoV a. En IersusolumoiV 1877, стр. 188.
 
2 Photios Patriarch von Konstantinopel. Regensburg 1867 — 1869. II, 602 — 604.
 
3 Tou en agioiV patroV hmwn Fwtiou arciepiskopou KunstantinoupolewV ta Amjilocia h logwn ierwn sullogh, en h zhthmata thV JeiaV grajhV dialuetai. Ek kwdhkoV thV kata ton AJwna MegalhV LauraV ekdidontoV SojokleouV K. tou ex Oikonomwn. AJhnhsi awnh, Стр. 181 — 182.
 
 
ФОТИЯ
СВЯТЕЙШЕГО АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
О ГРОБЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА
1. Портик Соломона, равно как и древние Святая Святых, занимаемые безбожными Сарацинами и служащие им мечетью, никому из Иеросалимских христиан не известны: ибо места, почитаемые Сарацинами, недоступны для христиан. Спасительный же Гроб общего Владыки находится от древнего Иеросалима на расстоянии одного выстрела из лука, а от самой именуемой Акры, с которою носит тоже имя Сион, на расстоянии двух стадий: ибо древний город объемлет внутри себя Сион, служащий акрополем и замком, как бы большая ограда, объемлющая внутри себя меньшую.
2. Блаженная же Елена, когда посетила Иepоcaлим и очистила то священное место, зарытое грудами мусора и нечистоты, отделив ту часть древней стены, что обращена к спасительному Гробу, и здание продолжила, и объем города вместив в обширнейшую ограду, внутри ограды заключила гроб жизни. В ней построила священный храм, поместив среди оного гроб жизни, устроив таким образом, чтобы [6] он занимал место амвона, хотя в этом и не было надобности: это место дает желающим возможность входить чрез алтарь. И не иначе можно придти к гробу Воскресения, как пройдя прежде чрез двери алтаря.
3. Источник нашего безсмертия — гроб, есть самородный камень; истесанием камень становится гробом, истесывается же камень по направлению с востока на запад. Истесанное место вышиною в рост человека; в ширину имеет проход только для одного человека; в длину же могут поместиться трое или четверо. А внутри вырытого камня оттесан как бы другой камень, в виде параллелепипеда, могущий вместить положенного в него человека, и в этот камень, говорят, положил чистое оное Господне тело верный Иосиф. То место, откуда мастер начал тесать, пожелает ли кто назвать его входом ко гробу, или же устьем гроба, отверсто к востоку; оттого бывает, что подходящие оттуда, творят поклон на запад.
4. Камень, запирающий в начале устье гроба, говорят, издревле разделяется надвое: одна часть его обшита медью — та, что лежит близ гроба; другая же, та, что положена на одной стороне бабинца (гинеконита) обращенной к западу, получает также подобающее чествование, доступное всем для поклонения. Обшитый медью камень apxиерей умащает бальзамом, и оттуда желающие могут получить освященный бальзам. Однажды в году этот обшитый медью камень служит apxиерею вместо священной трапезы, в особенности ко время спасительных страстей.
5. Таковы особенности самого гроба. Окружают же гроб по честолюбию, а более по боголюбию последующих поколений, колонны вышиною в человеческий [7] рост, утвержденные на основаниях, одинаковые числом слева и справа (ибо пять северных стоят против южных) и не различающиеся одни от других ни видом, ни величиною. На краях означенных колонн стоит на западе в середине параллельно с ними колонна; на восточной же стороне к крайним колоннам ничего не приставлено, но там открытое место у устья гроба. На означенных одиннадцати колоннах лежат как бы карнизы, образующее фигуру прямоугольника, и сими карнизами соединены между собою столбы, над которыми возвышаются исходящие от самых карнизов арки, назначенные как бы для крыши гроба (как от восточного и западного карниза, так и от северного и южного). Но строитель, будто прерывая назначение арок и вместо крыши устроив круг, отсюда сузил и удлинил крышу в подражание трубе для дыма, довершив арки скорее вытянутою вершиною конуса, нежели симметрическою крышей.
6. Вот то, что мы доселе узнали от людей, обративших эти блаженные места в тщательный предмет изучения для своей жизни.
(пер. Г. С. Дестуниса и Н. Марра) 

Текст воспроизведен по изданию: Фотия, святейшего архиепископа константинопольского. О гробе Господа нашего Исуса Христа и другие малые творения // Православный палестинский сборник. Т. 31. СПб. 1892
 



Комментарии