"Русский инок": Наставления Глинского подвижника схиархимандрита Илиодора


Старческие наставления Глинского подвижника схиархимандрита Илиодора

О миролюбии и братолюбии

Кроме злобы, старец врачевал другой общий недуг - осуждение, которое так распространено, что и за грех почти не считается, между тем "язык осуждающего злее ада, ибо ад примет только злых, а он (язык) пожирает и злых и добрых" (Сборник аскетических писаний обители св. Саввы Освященного. Москва, 1891 г. стр. 158).

Осуждение вкрадывается всегда незаметно под видом благопожелания, приносит неудовольствия друг на друга, вредит чести ближнего и взаимно нарушает внутренний мир души. Старец за осуждение ближних налагал эпитимии, которыми врачевал немощных. Приведем здесь еще несколько кратких изречений старца о миролюбии и братолюбии. 

* * *

Моли Господа любить ближнего яко сам себя. Злом платить за зло - значит врагу давать место. 

Во время гнева и вспыльчивости полезно уклоняться и молчать.

Враг наводит досаду и огорчение на ближних и хочет, чтобы мы не сносили и не терпели.
При подозрении других в худом, - укоряй себя.

Опасайся принимать злые диавольские внушения на ближнего, почитай его (ближнего) святым и тотчас моли Господа покрыть его от искушений.

Прельщение врага - рассуждать о положении и делах других; от этого с ума можно сойти.

Не подавай соблазна брату; любы искреннему своему зла не творит.

Если можешь - помоги ближнему в опасности для его души, но если и тебе грозит душевный вред, то уклонись - и предоставь все Богу.

Близкому необходимо говорить о вреде душевном. Ему можно так сказать: "Не сердись на меня за совет. Аще послушаеши - благо тебе, исполнишь - будешь благодарить, а не послушаешь, будешь раскаиваться". Посторонним не следует говорить о вреде, если они сами не обращаются к тебе. Начальник всегда должен исправлять своих подчиненных.

Ежели осудил кого, то проси у него прощения. - Придет к тебе равный, начнет осуждать и обличать ближних, то прямо можно сказать ему: не приноси мне этой грязи или сору, а старшему скажи: простите, я этого не знаю.

Ежели тебе не велено принимать в свою келию, особенно когда получаешь от этого душевный вред и советишься отказать в приеме, прямо должен сказать, что тебе старец или настоятель не благословил принимать никого в келию, чтобы не впасть самому в те пороки, в которых осуждаешь ближнего.

Не входи ни с кем в споры и ни во что не вмешивайся. Не выставляй себя знающим и не предпочитай своего мнения пред другими и не оспаривай.

Ежели брат оскорбляет тебя по причине, (т.е. если ты сам подал повод к сему) - моли Бога, чтобы тебе его паки не оскорбить.

Когда случится от кого оскорбление или что-либо скорбное, то тогда себя самого обвиняй и почитай себя достойным оскорбления, относя это к воле Божией, как Авва Дорофей пишет: "При оскорблениях и на послушании уступай другому" (Св. Авва Дорофей в 19 поучении говорит: если мне встретится какое-либо дело, то лучше поступить по совету ближнего, хотя бы и случилось испортить оное по его совету, нежели и хорошо исполнить, последовать своей воле).

* * *

Из приведенного учения о. Илиодора об отношениях к ближним, видно что он, имел совершенно правильный взгляд на ближнего. Его наставления - исходили из такого понятия. Человек есть образ Божий, член св. Церкви, раб Христов, наследник Царствия Небесного, достойный всякого уважения и любви, хотя и носит на себе язвы прегрешений. Язвы от греха, грех от диавола; диавола и надо ненавидеть, а о язвах человеческих сожалеть, молиться, ибо все мы, как братия о Господе и причастники единого Христова Хлеба, составляем едино тело (1Кор.10:17). Грехи мы видим, а тайного покаяния не видим; кто у нас грешник, тот у Бога прощен. Дух злобы, ненавидящий любви, мира и единения, возбуждает злобу под разными предлогами, но человеку дан разум противостоять худым чувствам и развивать в себе хорошие чувства. Всякий за себя даст отчет Богу, всякий имеет свои грехи и недостатки. Господь сказал: "если не прощаете согрешений ближнему, то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк.11: 25,26).

Источник

Cхиархимандрит Илиодор (Голованицкий), настоятель, (1795-1879)

Схиархимандрит Илиодор много лет подвизался в иночестве в Глинской пустыни и достиг высоких духовных дарований, каковыми он сиял далеко за пределами обители. Родиной его было село Староселье Черкасского повета (уезда) Киевской губернии.

Отец его Феодор Голованицкий был священником в названном селе, а имя матери его было Евдокия. В 1795 году родился у них сын, нареченный во святом Крещении Иоанном (впоследствии – схиархимандрит Илиодор). Годы младенчества Иоанн прожил в доме родителей, которые воспитывали его в страхе Божием.

После учебы в Киевских духовных школах и службы в армии Иоанн решил посвятить себя монашескому житию в Киево-Печерской Лавре. Однако в Лавре Иоанн прожил недолго и вскоре перешел в Софрониеву пустынь. Пребывание Иоанна в Софрониевой пустыни сопровождалось благодетельными для него последствиями.

Внимая наставлениям духовно-рассудительных отцов, он уразумел, что от монаха требуются не одни телесные подвиги и труды, но и внутреннее делание в вертограде сердца своего, к чему желающий преуспеть в духовной жизни должен прилежно стремиться.

После перехода иеромонаха Филарета (Данилевского) в Глинскую пустынь Иоанн бы вызван им в эту обитель и назначен на послушания в хлебне и на клиросе. Под мудрым руководством о. Филарета он усиленно трудился над своим духовным совершенствованием. Жаждая духовной мудрости, он непрестанно упражнялся в чтении Божественных Писаний, святоотеческих творений и других душеполезных книг, которыми и питал жаждущую свою душу. В Глинской пустыни Иоанн принял малое пострижение с именем Иоиля.

9 Марта 1823 года в день памяти 40-ка мучеников Севастийских Иоиль был облечен в иноческий образ настоятелем Филаретом и наречен Иоанникием. После пострижения Иоанникий, по обычаю, несколько дней пробыл в церкви безвыходно. В это время он был утешен явлением ему ангела. “Изнемогши от чрезмерного бодрствования, — рассказывал впоследствии сам Иоанникий, — сел я среди церкви, склоня голову на амвоне, чтобы несколько укрепить себя сном.

Я закрыл глаза, но спал или нет – того верно не знаю; вдруг я вижу, что южная дверь алтаря отворилась, и из алтаря показался прекрасный юноша, в белом стихаре, препоясанный орарем крестообразно. Подойдя ко мне, он сказал: “Иоанникий! Бодрствуй! Ты — монах, и потому непрестанно должен бодрствовать!”

Сказав это, он вошел северной дверью в алтарь.

По мере усовершенствования Иоанникия в духовной жизни, усиливались искушения. Наконец диавол воздвиг клевету — это сильное в руках диавола оружие – и Иоанникий был изгнан из обители. После некоторых скитаний и колебаний Иоанникий решился возвратиться снова в Глинскую пустынь и был принят по его усердным молитвам к Божией Матери.

14 сентября 1835 года о. Иоанникий был возведен в сан игумена, a Указом Святейшего Синода от 6 августа 1840 года переведен на должность настоятеля Петропавловского монастыря Черниговской епархии с возведением в сан архимандрита.

В начале 1845 года он подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь. Душа его давно жаждала беспрепятственно заняться единым на потребу, и вот пришло это желанное время. Освободившись от хлопот и занятий, сопряженных с должностью настоятеля монастыря, архимандрит Иоанникий всецело стремился посвятить себя добродетелям строгого подвижника. В 1858 году в Навечерие праздника Рождества Христова он был облечен во святую схиму с наречением имени Илиодор.

Последний год жизни он почти постоянно лежал от истощения сил и cлабеющим голосом делал наставления и давал ответы вопрошавшим его. Старец Илиодор мирно почил о Господе в ночь с двадцать седьмого на двадцать восьмое июня 1879 года на восемьдесят четвертом году жизни.

Комментарии