Из истории Браслава: Княгиня Елена Московская - дочь царя Иоанна III


Одна из наиболее интересных страниц средневековой истории Браслава, и, в частности, Замкового городища, связана с именами Великого князя литовского Александра Яггелончика (1461-1506) и его жены княгини Елены (1476-1513). 


Княгиня Елена являлась дочерью московского царя Иоанна III и Софии Палеолог – последней представительницы византийской династии императоров Палеологов. Елену выдали замуж за католика – литовского князя Александра. Целью этого брака было желание примирить два враждующих государства – Московское и Литовское. Брак состоялся в Вильно, и венчание было совершено по двум обрядам: православному и католическому, так как Елена не пожелала оставить свою веру. Это, в свою очередь, послужило причиной того, что княгиню Елену не короновали, когда позднее Александр стал королем Польским, но некоторое время спустя она получила титул королевы Польской по желанию мужа. Из исторических документов до нас дошли сведения о том, что царственная невеста 15 февраля (ст. ст.) 1495 г. со своим свадебным поездом посетила православный Пречистенский собор в Вильно, где митрополичьим наместником, архимандритом Виленского Троицкого монастыря Макарием (будущим священномучеником митрополитом Киевским) соборно был отслужен благодарственный молебен.


В 1500 г. Александр и Елена впервые приехали в Браслав. Городок с его окрестностями очень понравился Елене, и в 1501 г. она получила его в дар от мужа. Тогда же княгиня Елена внесла большой вклад в православный мужской монастырь на острове у озера Неспиш. Есть исторические свидетельства, что супруга великого князя Александра делала богатые вклады и в другие православные церкви и обители Литовской Руси (например, в Пречистенский собор в Вильно, Минский Вознесенский монастырь и др.), а также оказывала свое влияние на общее положение Православной Церкви на этих землях. 

В течение своего 18-летнего княжения Елена являлась как покровительницей Православия здесь, так и благодетельницей местного духовенства. Так, около 1503 г., по желанию и указанию княгини Елены, в литовские митрополиты был поставлен Иона II, которого униатские писатели называли ''основателем схизмы'' в Великом княжестве Литовском за его ревность к Православию. Княгиня Елена была весьма набожна, любила уединение и часто посещала Браслав. По словам историка Теодора Нарбута, она также была украшена многими добродетелями, обладала рассудительностью и твердым характером, была предана своей новой отчизне и всеми силами стремилась поддержать мир между двумя державами. Кроме того, Елена отличалась всесторонней образованностью: имела дарования к музыке и изучению языков, проявляла особый интерес к искусствам. Нелегко жилось Елене в Вильно среди дворцовых интриг, постоянно испытывала она на себе неприязнь со стороны католических придворных за свою преданность Православию. Больно ей было за поступки отца – Иоанна III, который желал использовать свою дочь как орудие в своих политических целях против Литовского княжества. Всеми силами противостояла эта хрупкая телом, но сильная духом и верой, женщина против любой несправедливости, исходящей со стороны, как новых соотечественников, так и родного отца. Она молилась и уповала на Единого Бога, содержащего на Своей длани Вселенную и изливающего Любовь на всю тварь, могущего управлять судьбами народов и усмирять непокорство держав. На Замковой горе была расположена резиденция княгини, где вскоре после смерти мужа (1506 г.) ею был основан православный женский монастырь с деревянной церковью в честь святой великомученицы Варвары. Упоминание об этом храме встречается в исторических источниках еще в 18 веке. При церкви, как полагают исследователи, был построен небольшой домик, в котором поселилось несколько монахинь, скорее всего приближенных княгини. Известно, что в 1648 г. эта церковь была передана униатам. Когда в 1794 г., во время восстания Костюшки, пожар охватил Браслав, почти весь город был сожжен, а вместе с ним – и два храма: православный Свято-Никольский, существовавший с 16 века в самом местечке, и католический. В связи с этим, жители пострадавшего городка стали посещать Свято-Варваринскую церковь, независимо от своей конфессиональной принадлежности. В начале 19 в. церковь перестала существовать (по некоторым сведениям она сгорела). В 50-х годах 19 в. местными жителями была предпринята попытка вновь построить на городище православную церковь, но и эта постройка сгорела. С тех пор на Замковой горе храмы уже не строились.

Замковая гора. Церковь св. великомученицы Варвары

Последние месяцы жизни княгиня Елена провела в своей резиденции на горе, и здесь же 24 января (ст. ст.) 1513 г. она скончалась в возрасте около 40 лет. Существует версия, что ее отравили литовские вельможи. После кончины тело княгини торжественно перевезли в Вильно и похоронили в Пречистенском кафедральном соборе. Над ее гробницей был помещен образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, подаренный Елене отцом в 1495 г. в день ее отъезда из Москвы. По преданию, эта икона была написана святым Апостолом и Евангелистом Лукой и являлась семейной реликвией византийских императоров. Принесена она была в Москву греческой царевной Софией – матерью Елены Иоанновны. Православные Великого княжества Литовского считали образ чудотворным и особо чтили эту святыню. Когда московский царь Иоанн Грозный предложил польскому королю Сигизмунду Августу вместо Виленской иконы Божией Матери Одигитрии 50 именитых пленных литовцев, то последний отказал царю и оставил святыню в Вильно. В 1701 г., ввиду угрозы шведской оккупации, образ временно был вывезен из Вильно в Жировицы, а в середине 18 в. икона была перенесена в Виленский Троицкий базилианский монастырь. С тех пор этот образ находился в Свято-Троицкой обители, которая была возвращена православным в 1839 г. В годы первой мировой войны Виленская икона Божией Матери, вместе с другими православными святынями г. Вильно, была вывезена в Россию. Местонахождение иконы Божией Матери Одигитрии в настоящее время неизвестно. В Свято-Духовом монастыре (г. Вильнюс) хранится чудотворный список с этого образа. 
Список иконы Одигитрии в Свято-Духовом монастыре., г. Вильнюс

Над гробницей княгини Елены до 1810 г. была помещена массивная плита с тремя гербами: московским, литовским и польским, и славянской надписью. Когда же в 1808 г. Пречистенский храм передали Виленскому университету под анатомический театр и ветеринарную клинику, гробница покровительницы Православия – Великой княгини Литовской Елены Иоанновны – была уничтожена, а надгробная доска ректором университета Майлевским – варварски перелита в его домашнюю посуду. Таким образом, место захоронения княгини Елены ныне утрачено.


В 1795 г. Браслав стал принадлежать Российской империи, а затем в 1919 г. вошел в состав восстановленного Польского государства. В 1940 г. город стал районным центром Вилейской области БССР. Много бедствий, войн, пожаров претерпел маленький городок за всю свою многовековую историю, но Божественный Промысл чудесным образом хранил этот многострадальный и, все же прекрасный, уголок Белой Руси. Браслав и по сей день является красивейшим местом белорусской земли.


Отрывок из книги ин. Елены (Ключинской) "Браслав. Всевидящее око Божественного промысла". г. Полоцк. 2006 г.

Комментарии