Е.Н. Темниковский: Канонизация святых (исторический очерк)

19 июля (2 августа н. ст.) 1903 г. Торжества прославления преподобного Серафима в Сарове

Е. Н. Темниковский

КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ

Канонизация святых есть особый акт церковной власти, которым умерший подвижник благочестия причисляется к лику святых. Акт канонизации не должен быть отождествляем ни с начальным моментом почитания святого вообще, ни с начальными моментом его официального культа.

Исторический очерк канонизации должен ограничиваться только фактами, относящимися к установлению и регламентации этого акта. Исходным моментом канонизации нужно признать осуществление надзора епископами и другими церковными властями за отправлением культа в подведомственным им пределам. Основание (ratio) установления канонизации заключалось в стремлении предотвратить проникновение в церковный культ святых сомнительного или нежелательного элемента.

Поэтому свидетельствам источников о положительных действиях церковных властей по установлению культа святых предшествуют по времени свидетельства об их отрицательных действиях в этом направлении по устранению сомнительных культов. Этот порядок засвидетельствован 17 правилом 6 Карфагенского собора 401 г. (по счету Книги правил, 94 прав.). Собор предписывает епископам разрушать (evertantur) алтари, построенные как бы в память мучеников; но предвидеть, что это вызовет народный мятеж (tumultus populares): — в таком случае епископы должны ограничиться убеждением народа, чтобы он не собирался в тех местах, где поставлены эти алтари, и чтобы правомыслящие не привязывались к таковым местам никаким суеверием. — Римские епископы с V в. (Геласий I) усвоили себе право давать разрешение на посвящение (dedicatio) церквей и ораторий известному святому, чем имели в виду предотвратить посвящения их в честь неизвестных (сомнительных) святых и даже еретиков. Во франкском королевстве законодательство Каролингов засвидетельствовало аналогичный порядок, говоря de sanctis noviter sine anctoritate inventis и предписывая, чтобы такие святые не почитались nisi episcopo probante. Епископы и местные соборы от устранения злоупотреблений перешли таким образом постепенно к предупреждению их, что влекло за собой предварительное одобрение или неодобрение культа святого. — С X века отдельные епископы в целях придать культу святых больший авторитет и способствовать его распространению за пределами своих диоцезов (епархий) стала обращаться за одобрением к римскому престолу. С этого именно времени и возникает канонизация в том смысле, какой ей придается в настоящее время. Папа в большинстве таких случаев не мог располагать непосредственными сведениями, относящимися к лицу, о культе которого шло дело; естественно, явилась потребность в том, чтобы были представлены необходимые сведения и чтобы они были потом подвергнуты обсуждению с точки зрения возможности допущения или установления культа данного, лица, как святого. Так развилась подготовительная часть акта канонизации. Первая известная по источникам канонизация — Ульриха, епископа Аугсбургского 993 г., совершенная папой Иоанном XV (Cumque perlecta esset vita praedicti s. episcopi, ventum est ad miracula, quae sive in corpore, sive extra corpus gesta sint, videl coecos illuminasse, daemonos ab obsessis corporibus effugasse... Quae omnia lepida satis urbanitate expolita recepimus et communi consilio decrevimus, memoriam illius, i. e. s. Udalrici episcopi, affectu piissimo, devotione fidelissima venerandam. См. y Mansi XIX, 169). Канонизация совершалась папой с собором епископов Римской провинции, но с падением значения собора на Западе участие его в канонизации не стало признаваться необходимым. Место собора заняла коллегия кардиналов с совещательным голосом. С перенесением дел о канонизации в ведение высшей церковной власти фактически пало право местных церковных властей на канонизацию, хотя прямо оно и не было отменено. Последнее произошло при папе Александре III (1181), который в своем декретале, вошедшем в Corpus juris canonici, запретил публичное почитание кого-либо, как святого, без утверждения Римской церкви, т. е. папы {с. 9 de religuiis III, 45). С этого же времени началось употребление термина — canоnisatio (canоnisare) от canоn —список, catalogus святых. Вскоре от Римского престола стало зависить и допущение почитания святого в одном каком-либо месте или церковном обществе (напр. ордене) — беатификация. В дальнейшем история канонизации примыкает к ныне действующему порядку. После того, как дела о беатификации и канонизации были сосредоточены в Congregatio rituum (Сикст V, 1590), канонизационная процедура получила подробную и точную регламентацию в постановлениях папы Урбана VIII, 1644 г. (декреты 13 марта, 2 окт. 1625 г., 12 марта 1631 г. п 12 марта 1642 г.; бреве — Coelestis Hierusalem 5 июля 1634 г.; конституция Sacrosancta 15 марта 1642 г.), Иннокентия XI, 1689 (декрет Sanctissimus 15 окт. 1678 г.) и Бенедикта XIV, 1758 (постановление Sollicitudini 1 окт. 1745 г.).

История канонизации в Восточной Церкви (греческой) почти совсем не обработана. Самый ранний документ, касающийся канонизации — впрочем, весьма поверхностно, — это грамота Константинопольского патриарха Иоанна Калеки (Апрена) Киевскому митроп. Феогносту (1339 г.) о мощах святителя Петра. Патриарх глухо упоминает об известных Феогносту «чине и обычае», каких «держится в таковых случаях церковь Божия», т. е. в случаях прославления угодников чудесами, и предписывает, «получить относительно сего (святого) твердое и несомненное удостоверение», поступить по тому же чину церкви — почтить и ублажить угодника песнопениями и священными славословиями. (Текст грамоты с перев. см. у Е. Е. Голубинского, стр. 382—383; последующая цитаты оттуда же). В чем состоял порядок и обычай, — остается неизвестным. Неизвестно также, считали ли себя русские митрополиты, в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха, обязанными испрашивать указания относительно каждого причтения к лику святых, или хотя бы докладывать об этом post factum. По-видимому, нет. Слово Константинопольского патриарха Филофея о причтении к лику святых Григория Паламы, архиепископа Солунского, видимо, свидетельствует о примитивном установлении культа его. Патриарх говорит, что жители Солуня со стоящими во иереях, согласившись, ставят Григорию икону, совершают праздник в день его кончины и воздвигают ему храм, не дожидаясь великих соборов и каких-либо общих решений, но довольствуются приговором и объявлением свыше (вероятно чудесами святого) и светлым и несомненным созерцанием дел (фактов) и верой (Голубинский, стр. 384). Грамоты патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса о канонизации Герасима Кефалоникийского 1622 г. и о канонизации Иоанна Критского и 98 его сподвижников 1632 г., далее грамота патриарха Константинопольского Гавриила о канонизации Дионисия Закинеского позволяют констатировать уже более развитой порядок канонизации (текст грамоты у Голубинского, стр. 385—405). Во-первых, канонизация совершается патриархом с синодом; во-вторых, она совершается по просьбе местных жителей, направляемой к патриарху чрез местного епископа (митрополита). В грамоте патриарха Гавриила упоминается, кроме донесений, еще обширная записка о жизни и деяниях святого Дионисия. На основании указанных грамот, остающихся пока единственными источниками для истории института греческой канонизации, все же нельзя с точностью установить порядок канонизации в целом. Остается невыясненным, признавался ли описанный порядок необходимым для установления культа святого вообще, или только для установления общественного празднования, наконец, был ли этот порядок хотя бы в последнем случае единственным. Общих правил или постановлений о причтении к лику святых греческая церковь не имеет, или, по крайней мере, они не сделались достоянием науки.

В Русской Церкви канонизация, как церковно-юридический институт, если его строго отделять от фактов установления культа, также не выработан до настоящего времени. До половины XVI в. свидетельства об установлении культа святых церковными властями имеются только относительно некоторых святых. Но из них не видно какого-либо установившегося фактического порядка или обыкновения; все зависело от конкретных особенностей отдельного случая и от усмотрения властей. Чаще всего последним приходилось только присоединяться к установившемуся уже культу и таким образом давать ему утверждение (ratihabitio) post factum. Обыкновенно предположениями возникновения культа были — обретение мощей, чудеса и народная вера в святость подвижника. Присоединение церковной власти к начавшемуся культу святого материально имело все последствия канонизационного акта, а само присоединение состояло в совершении властями церковных служб в честь святого или в дозволении их совершения (факты см. у Голубинского, стр. 40—93). Важное значение в истории канонизации имели соборы при митрополите Макарии (1547 и 1549), которые предприняли общую, так сказать, ревизию культа святых в русской церкви и канонизации целого ряда новых святых. Макариевские соборы стояли в связи с значительнейшими общими фактами русской церковной и политической жизни и отчасти обуславливались ими. Эти факты — окончание собирания удельной Руси, рост политического и церковного самосознания (теория третьего Рима), общее упорядочение церковной жизни (Стоглавый собор). Из 39 святых, занесенных в соборные списки (которые в точности не сохранились), вновь канонизованы 9, остальные 30 уже ранее почитались, как святые; соборы подтвердили почитание одних и расширили почитание других из них, переведя из разряда местнопочитаемых в общепочитаемые (Голубинский стр. 107). Результаты работ Макариевских соборов, весьма важные в истории культа святых, очень незначительны для развитая канонизации, как института. Предпринимая канонизацию целого ряда святых, соборы не издали каких-либо, хотя бы самых общих, правил или принципиальных положений о канонизации святых вообще. Ревизия культа святых тоже не привела к ценным результатам: соборы не составили полного списка русских святых, едва ли даже и ставили перед собой эту задачу во всей ее широте. Сам факт канонизации на соборе при содействии и отчасти инициативе царя умаляется в своем значении, тем, что соборы не издали на будущее время правила о соборе, как исключительно компетентной власти в делах о канонизации. В последующее время, до учреждены Синода, правда, часто встречаются случаи канонизации собором, с разрешения или повеления царя, митрополита или патриарха, но также встречаются факты установления культа святых помимо собора, царя и первосвятителей. Поэтому культ святых не мог быть приведен в упорядоченный вид. Русская высшая церковная власть не имела (как, впрочем, не имеет и доселе) полного официального списка канонизованных святых, не могла предотвратить случаев произвольного установления культов по мотивам корыстным, сама повторяла акты канонизации одного и того же святого, а в конце XVII в. при патриархе Иоакиме был даже случай, если не кассирования (для Анны Комниной) канонизации (деканонизация?), то по крайней мере отмены на неопределенное время культа святой (Голубинский, стр. 159 сл.; Суворов, стр. 276-277). — За синодальный период в истории канонизации имеет важное значение установившийся (почти 150 летняя давность) порядок, по которому канонизация к общему празднованию совершаются исключительно Священным Синодом и государем: Священный Синод представляет — в форме всеподданнейшего доклада — мотивированное мнение государю; государь утверждает его своей резолюцией (Согласен с мнением Священного Синода, Согласен и проч.). Но и за синодальный период не было установлено каких-либо правил даже относительно канонизаций к общему празднованию. Что же касается канонизаций к местному празднованию, то из них только некоторые восходят на разрешение Священного Синода, а в большинстве случаев дело остается в том же положении, в каком оно было в XVII в. и в более раннее время.

Понятие канонизации. Акт канонизации можно понимать двояко: а) Он, есть признание церковью известного умершего члена ее святым, праведным, т. е. угодными Богу, достигшим вечного блаженства; установление культа, при таком понимании, является только необходимым следствием факта признания объективной святости лица. б) Он есть предписание или допущение церковью чествования умершего члена ее (установление культа); святость канонизуемого (не объективная, а убеждение в святости или вере в нее) представляется уже как предположение или условие канонизации. При первом понимании, канонизация будет объявлением прежде существовавшего факта (акт декларативный); при втором, она создает новый факт, до неё не существовавший (акт конститутивный). Какое из двух пониманий правильно, — это могли бы решить подлинные документы (акты) канонизации, но они не дают твердого основания для принятия одного понимания и исключения другого. Partes decicae из католических канонизационных актов — одни не решают вопроса в виду их общности напр. canonisavimus et numero confessorum Christi decrevimus adjungendum... catalogo sanctorum adscripsimus et annumorandum decrevimus collegio confessorum...; другие дают основания для первого понятия (из декрета папы Льва XIII 8 декабря 1881 г... beatos Johannem Baptistam de Rubeis, Laurentium de Brundusio... sanctos esse: decernimus et definimus uc sanctorum catalogo adscribimus, statuentes ab ecclesia universal illorum memoriam quolibet anno… pia devotione recoil debere); наконец, третьи приводят ко второму пониманию (выше приведенная цитата о канонизации Ульриха Аугсбургского). В указанных ранее грамотах Константинопольских патриархов канонизация понимается, как установление празднования (культа). В канонизационных актах Русской Церкви не отдавали предпочтения ни тому, ни другому пониманию (впрочем, мнение Священного Синода о канонизации свят. Иркутского Иннокентия составлено решительно в смысле последнего). В литературе по вопросу о канонизации тоже двойственность. Первого понимания держится известный протестантский канонист Гиншиус, к последнему склоняется большинство канонистов и теологов, но не решительно. — Католическая церковь отличает от канонизации беатификацию (причтение к лику блаженных — beati). Отличие, по господствующему мнению, состоит в том, что канонизация есть предписание культа святого в целой церкви, а беатификация — допущение культа в отдельной части церкви.

Предположения и условия канонизации. Предположениями канонизации в католической церкви признаются: 1) принадлежность к церкви, 2) возраст, разумения и способности различать добро и зло, 3) смерть канонизуемого (канонизация может быть только после смерти). В Греческой и Русской Церквях не установлено никаких предположений; первое, как необходимое, не может быть обойдено; относительно остальных вопрос может быть решен только положительными определениями церкви. —Условия канонизации в католической церкви: 1) святая жизнь и 2) проявление чудодейственной силы.

Признаки святой жизни заключаются в так называемых героических добродетелях (virtutes in gradu heroico), т. е. в таких добродетелях, которые, превосходят естественные силы человека, являют высшую ступень совершенства и потому выделяют их обладателей из многочисленного сонма обыкновенные праведников. К virtutes in gradu heroico относятся три богословских добродетели — вера, надежда и любовь и четыре основных (cardinales) — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, — с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных только случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил in gradu heroico те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению. Признание наличности чудодейственной силы регламентируется следующими положениями: требуются не прижизненные чудеса, а посмертные; когда беатификация имела место per viam cultus immemorialem aut indulto, для канонизации требуются 4 чуда, установленные посредством показаний свидетелей - очевидцев. При беатификации simpliсium servorum Dei per viam non cultus о значении этих терминов ниже) 2 или 4 чуда, смотря по тому, как удостоверены добродетели — свидетельскими показаниями очевидцев или только показаниями по слуху: для канонизации в таких случаях достаточно наличности 2 чудес, удостоверенных свидетелями-очевидцами. Вообще чудеса могут быть удостоверяемы только очевидцами. — В Греческой Церкви также при канонизации обыкновенно имелись в виду, как условия последней, 1) святость жизни и 2) чудеса. Более точных и ближайших определений признаков святой жизни, а равно требований относительно количества чудес и способа удостоверения нет. В виде исключения могут быть указаны упоминания в грамоте патриарха Гавриила о деяниях божественных, сверхчеловеческих, о подвигах свыше смертного естества.

Кроме святой жизни и чудес в Греческой Церкви, по свидетельству патриарха Нектария, требовалось, как «весьма необходимое», нетление мощей или благоухание от костей подвижников. — В Русской Церкви условиями (скорее мотивами) канонизаций к общему празднованию были: 1) обретение мощей, 2) чудеса и 3) святая жизнь. Ближайшие сведения относительно указанных пунктов сводятся к следующим: при всех канонизациях к общему празднованию за синодальный период, акту канонизации предшествовало обретение (случайное открытие) или намеренное открытие (вскрытие) мощей угодника, признанных всецело или отчасти нетленными; при канонизации святого Серафима Саровского последнее обстоятельство (нетленность мощей) не было признано необходимым для канонизации, но мощи были вскрыты и освидетельствованы комиссией, а после канонизации положены на вскрытие. Относительно количества чудес никаких определений нет; цифровые данные о чудесах при канонизациях к общему празднованию за синодальный период не позволяют вывести какого-либо нормативного положения. Предположительно можно вывести, что минимум чудес для канонизации к общему празднованию значительно выше минимума католической церкви. При дознании о чудесах принимаются показания лиц, над которыми чудеса совершились или которые были очевидцами их, но прямо не исключаются и свидетельства по слуху. Установленных авторитарно критериев для суждения о святости жизни канонизуемых нет. Не осталась без следа в Русской Церкви и высказанная патриархом Нектарием мысль о благоухании от костей угодников, как условии канонизации. В Русской Церкви благовонный запах считался (считается?) свойством мощей.

Форма установления предположений и условий (реквизитов) канонизации.

Акт канонизации. В католической церкви канонизации предшествует беатификация. Процедура последней распадается на две части: 1) подготовительной стадии и 2) самого акта беатификации. Общая форма подготовительной стадии — состязательный процесс, материал для которого добывается следственным порядком. Первый подготовительный процесс ведется перед епископом, где погребен беатифицируемый. Инициатива исходит от частных лиц, выступающих через выбранного ими поверенного (procurator), как одна из сторон в процессе. Другой стороной является promotor fiscalis; его обязанность состоит в опровержении ex officio доводов, приводимых прокуратором. Этот подготовительный процесс слагается из 1) специального процесса de non cultu vel de paritione decretorum и 2) общего процесса de sanctitate vitae et miraculis. Специальный процесс требуется в виду того, что декретами Урбана VIII (см. выше) публичный культ подвижника запрещен до его беатификации. Пред судом епископа в этой стадии процесса должно быть доказано отсутствие публичного культа или — иначе — соблюдение подлежащих декретов — откуда и само название (а также и ранее упомянутая беатификация per viam non cultus). После специального следует общий процесс, имеющий цель доказать наличность требуемых добродетелей и установленного числа чудес. К актам процесса епископ присоединяет свое заключение относительно дела и личности свидетелей. Подлинные акты препровождаются в Рим. Папа формально передает дело конгрегации обрядов (commissio introductionis cansae) для предварительного рассмотрения. Здесь решается вопрос: утвердить или отвергнуть постановление епископа? При утвердительном рассмотрении вопроса и по утверждении этого решения папой, обсуждается еще вопрос: следует ли предпринять общее расследование по делу (inquisitio generalis)? Этим и оканчивается предварительная стадия процесса. Собственно — беатификационный процесс слагается из генеральной и специальной инквизиций. Они имеют место потому, что процесс ординария (епископа) имеет значение только предварительного осведомления папы, которому исключительно принадлежит, право на канонизацию. Генеральная инквизиция имеет цель выяснить общие вопросы о славе святости, чудесах и проч. Специальная инквизиция исследует, доказана ли требуемая святость и надлежащее количество чудес данного подвижника. В обоих случаях сведения добываются через епископов мест, где подвижник жил, умер, творил чудеса и где вообще о нем можно что-либо узнать. Правильность производства и материальные результаты его выясняются в состязательной форме. — Канонизационный процесс аналогичен беатификационному. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение (commissio). Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. После поступления производства последних, оно проверяется с точки зрения формальной правильности его и по отношению к его материальным результатам. — Постановления о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам, содержащимся в Rituale Romanum. — Наряду с описанным порядком канонизации и беатификации (с. или b. formalis) существует и иной порядок: папа без предшествующего формального производства делает распоряжение о праздновании святому или блаженному (с. или b. aequipollens). — 

Относительно формы установлений реквизитов канонизации в Греческой Церкви сведений нет. В Русской Церкви дознание, предваряющее канонизацию, имело и имеет своим предметом обследование останков святого (мощи) и чудес. Это дознание носит старинное название «обыск». Последнее дало повод усматривать в форме нашего дознания, предваряющего канонизационный акт, форму судебного процесса (следственного), как это имеет место в католической церкви. Но и существо и история нашего дознания не позволяет отождествлять его форму с судебной; слово «обыск», кроме специального значения — судебного исследования, имело и имеет общее значение — всякого исследования, удостоверения в сущности дела (напр., брачный обыск). Наш обыск всегда был и остается доныне административным актом. Он не регламентирован даже правилами, издаваемыми в порядке управления (инструкции, наказы), а предоставлен усмотрению высшей власти, которая сообразуется всякий раз с конкретными особенностями данного случая и всякий же раз дает соответственные указания (письменные или [и] устные?) исполнительным органам. Этим объясняется отсутствие строго выработанной формы нашего «обыска». Цель обыска по отношению к чудесам — установить их наличность и достоверность; по отношению к мощам — выяснить их подлинную принадлежность канонизуемому святому, нетленность (до последней канонизации) или вообще их состояние и принять меры к их сохранности в первоначальном виде (опись, опечатание). «Обыск» производится комиссией, но состав ее, а равно и требования, каким должны удовлетворять ее члены, не определены какими-либо постоянными правилами (миряне не исключены). Относительно жизни святого расследований в официальной форме не предпринимается; в актах канонизации, — по крайней мере напечатанных, нет авторитарно-критических исследований, касающихся житий канонизуемых. Вся процедура, предваряющая канонизацию в русской церкви, как и в католической, производится негласно. — Что касается формы канонизационного акта, то она есть Высочайше утвержденный всеподданнейший доклад Священного Синода государю императору; форма публикации акта — пропечатание канонизационного акта в официальном органе Священного Синода или синодальный указ. Свое действие канонизационный акт получает не с момента публикации, а с момента церковного торжества, соединяемая с открытием мощей угодника (до этого времени угодника поминают, как простого умершего, — поют панихиды, совершают заупокойные литургии). Все сказанное относится только для канонизации к общему празднованию. Канонизация же к местному празднованию, составляет предмет административных распоряжений церковных властей, редко высшей власти, не связаны даже теми немногочисленными требованиями, каким должны удовлетворять канонизации к общему празднованию. Нередко культ местного святого есть только факт религиозного быта, терпимый епархиальной властью (tolerantia ordinarii католической церкви).

Последствия канонизации, как акта, предписывающего или позволяющего религиозное почитание подвижника благочестия, заключается в этом почитании, в культе. Католическое деление святых на sancti и beati имеет своим следствием и различие в их культе. Первые признаются и должны быть признаваемы за святых всеми членами церкви; они призываются в публичных молитвах во всей католической церкви, как ходатаев пред Богом; в их память могут быть освящаемы церкви; память каждого из них церковь празднует один или несколько дней в году; изображения святых со знаками святости (венец, нимб — лучи вокруг головы) могут быть выставляемы во всех, церквях и почитаются, как иконы; останки святых, (religuiae) открыто выставляются в церквях для поклонения верующих. Культ блаженных имеет более ограниченный объем. Существенное его отличие от культа святых состоит в том, что он не может быть предписан для целой церкви, он только допускается в таких пределах (очень редко). Запрещается расширять публичное отправление культа блаженного за пределы, в которых этот культ дозволен. Изображения и реликвии блаженных без особого дозволения папы не могут выставляться в храмах и ораториях, особенно где совершается месса. Также требуется особое разрешение папы на освящение престолов и на празднование в честь блаженных, на дневные службы им и на призывание их в публичных молитвах. 

В Православной Церкви различаются святые общие и местные** Но в разряде общих святых должно различать святых общих всем автокефальным церквям востока и общих только одной из них (напр., русской). По отношению к последним недостаточно выяснено:—ограничивается ли их культ пределами данной автокефальной церкви юридически (их почитание за пределами данной церкви не допускается), или только фактически (они не почитаются, но могут быть почитаемы). Точно так же и по отношению к местным святым остается открытым вопрос: ставятся ли границы их культу правом, или последний только фактически не распространен за данные пределы? Празднование местным святым не только дозволяется, но и предписывается. Сам культ святого состоит в том, что ему совершается ежегодное празднование (специальная служба), поются молебны, и вообще к нему обращаются с молитвой; во имя его освящаются престолы и церкви; изображения почитаются, как иконы; мощи выставляются в церквях для чествования верующих, Культ местных святых, ограничиваясь более тесной территорией, по содержанию ничем не отличается от культа общих святых. Ограничение культа святого пределами каких-либо церковных обществ (напр., женскими монастырями, обществами хоругвеносцев и т. п.) не допускается.


Примечание:

* Темниковский (Евгений Николаевич, род. в 1871 г.) — писатель, профессор церковного права в Харьковском университете, воспитанник Казанской духовной академии. Главные его труды: «Государственное положение религии во Франции с конца XVIII столетия в связи с общим учением об отношении нового государства к религии» (Казань, 1898, магист. диссертация) и «К вопросу о канонизации святых» (Ярославль, 1903).

** Что до «блаженных», то у православных этот титул прилагается собственно лишь к некоторым католическим святым западной церкви, чтимым издревле, но в частностях теоретических воззрений не непререкаемых: таковы известные Августин и Иероним. Из «восточных» мужей именуется блаженным только Феодорит, епископ Кирский, но почему и в каком точно смысле? — это не ясно, по историческим данным и второе не может быть решено иначе, как догадкой, что тут просто компромисс непримиренных авторитетных суждений об этом великом церковном деятеле V века.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 8, с. 253. 
Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1907 г. 

Комментарии