Прп. Евфросиния Полоцкая. Смысл жизни в уроках истории


Прп. Евфросиния Полоцкая. 
Смысл жизни в уроках истории

Жизнь теряет всякий смысл, когда из нее изгоняется Бог, и, наоборот, в Боге жизнь обретает смысл высший, вечный. Эта закономерность давно и хорошо известна, но порой забывают о ней люди верующие, не хотят мириться с ней неверующие. И только историческая правда бескомпромиссно свидетельствует об этой истине во все времена. Прикоснемся же к страницам истории и извлечем уроки жизни в Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.


Девять столетий отделяет нас, живущих в XXI веке, от того времени, когда княжна Предислава выбирала свой жизненный путь. И главный вопрос, который, по свидетельству жития, задавала она себе, был вопрос о смысле жизни: «Чего достигли жившие до нас люди рода нашего? И женились, и выходили замуж, и княжили, но не жили вечно. Жизнь их прошла. Слава их погибла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом... и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами славят Бога». Княжне было всего двенадцать лет (по разным источникам родилась она в период с 1101 по 1108 год), а она уже понимала, что жизнь обретает высший смысл только в Боге. В то далекое время считалось, что двенадцатилетняя Предислава достигла совершеннолетия. И как повествует житие, «слух о мудрости отроковицы, и о благом учении, и о телесном совершенстве прошел по всем городам. Была она прекрасна лицом: красота юной княжны привлекала к отцу ее многих славных князей, желавших любви ее».


И отец Предиславы, князь Георгий, решил выдать дочь замуж. Узнав об этом, княжна тайно ушла в монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния и жила в полном послушании у игумении. Благодаря самоотверженному подвижничеству инокиня Евфросиния быстро преуспела в духовной жизни. По благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой с 1120 по 1130 год, она покинула монастырь, чтобы подвизаться в маленькой келии, устроенной в стене Полоцкого Софийского собора. Здесь преподобная молилась и переписывала книги в одной из древнейших и богатейших библиотек, которая находилась тогда во Святой Софии (Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006. С. 7–10).


Город Полоцк был в то время столицей обширнейшего влиятельного княжества Древней Руси. Первое летописное упоминание о Полоцке относится еще к 862 году, но археологи датируют свои находки, свидетельствующие о существовании поселения на этом месте, более ранним периодом (Штыхов Г. В. Города Полоцкой земли (IX–XIII вв.). Минск, 1978. С. 26). В 980 году Великий князь Киевский Владимир, будучи язычником, завоевал Полоцк, истребил представителей местной княжеской династии и принудил дочь полоцкого князя Рогнеду стать одной из его жен. Приняв в 988 году святое крещение, князь Владимир отверг языческие обычаи, в том числе и многобрачие. Он предложил Рогнеде создать семью с одним из своих бояр, но она ответила отказом и удалилась в город Изяславль, (современный Заславль), где основала монастырь, приняв монашество с именем Анастасия. Судя по летописным свидетельствам, Рогнеда стала первой монахиней в восточнославянских пределах.


В 992 году при назначении своих сыновей для управления в уделах князь Владимир отдал Полоцк в удел старшему сыну от Рогнеды – Изяславу. По свидетельству Никоновской летописи, князь Изяслав был благочестивым, глубоковерующим христианином. Ко времени его правления относится учреждение в Полоцке первой епископской кафедры, подобные которой существовали тогда только в Киеве и Новгороде. С образованием Полоцкой епархии святая христианская вера стала распространяться отсюда во все уголки Древней Руси (Коммюнике научного коллоквиума Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата «О Начале Полоцкой епархии» // Веснiк Беларускага Экзархата. 1992. № 1(8). С. 12–15).


При внуке князя Изяслава, Всеславе Брячиславиче, в 1044–1066 годах был возведен в Полоцке величественный собор Святой Софии Премудрости Божией «о семи верхах… на мысу, образуемом слиянием рек Двины и Полоты, на высоком холме с крутыми обрывистыми берегами» (Кайгородов Н. Полотск и его церковно-исторические древности // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 1914. № 2. С. 8). Строительство третьего на Руси (после Киева и Новгорода) Софийского собора явилось следствием экономического и духовного роста Полоцкого княжества в XI веке. Образцом для Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке была блистательная София Константинопольская.


В маленькой келии, устроенной в храме Святой Софии, проводила тихую монашескую жизнь внучка князя Всеслава. В то время Полоцкой епархией управлял святитель Илия. Общение с этим святым человеком, чтение и переписывание душеполезных книг, подвижническая жизнь в молитве и посте помогали инокине Евфросинии возрастать духовно. И все это было подготовкой к тому, чтобы над ней совершился особый Промысл Божий. Житие повествует, что однажды, когда преподобная прилегла отдохнуть после долгого стояния на молитве, в легком сне она увидела, будто «...взял ее Ангел и повел туда, где была церковка Святого Спаса, метохия [подворье] Святой Софии, что зовется в народе Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: “Евфросиния! Здесь тебе подобает быть”». Это видение повторилось трижды. В ту же самую ночь Ангел явился и Полоцкому епископу Илии (преемнику святителя Мины) и повелел: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного» (Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006. С. 18–19).


После этого видения епископ Илия отдал Сельцо преподобной Евфросинии «в вечное пользование» для устроения девичьего монастыря. [В то время на Сельце находился храм-усыпальница, где погребали полоцких епископов.] Так, по свидетельству жития, было положено начало Спасской обители. Произошло это, как предполагают историки, около 1125 года. Святой Евфросинии было тогда чуть более двадцати лет.

Весть о праведном, благодатном житии блаженной распространилась по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться и девицы знатного рода, и простолюдинки. Преподобная принимала их с радостью и прилежно учила спасению души. Также она обучала их Священному Писанию и грамоте. Прилагая особое попечение о духовном устроении вверенного ей Господом стада, игумения Евфросиния в то же время заботилась и о внешнем благоустройстве своей обители. Она построила каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся в обители до наших дней. В нем для преподобной Евфросинии была устроена маленькая келия. В Спасский храм в 1161 году «на вечное хранение» был принесен воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского.


Около 1155 года неподалеку от Спасской обители усердием преподобной Евфросинии была построена Богородицкая церковь и при ней основан мужской монастырь. В эту обитель по просьбе преподобной был доставлен из Царьграда чудотворный образ Одигитрии Эфесской, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.

Многое успела сделать святая для своих монастырей и родного края. А главное, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, она «радовалась им, как своему спасению», и неустанно заботилась о вверенных ей душах. Около пятидесяти лет преподобная Евфросиния управляла Спасской обителью. Достигнув преклонных лет и провидя свою близкую кончину, она пожелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Скорбя о предстоящей разлуке, проститься с ней пришли не только сестры обители, но и многие горожане. «Старые оплакивали ее, словно дочь, говоря: “Увы нам, ты – водительница старости нашей, просвещение душ наших, опора немощи нашей”. Молодые же говорили: “Куда ты заходишь, свет очей наших? Кто укрепит нашу юность, воздержание юности нашей! Не оставляй нас сирых и в молитвах своих не забывай нас!”» (Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006. С. 18–19). Преподобная же отвечала: «Не оставить хочу вас, но помолиться о вас на месте страданий и преславного воскресения Христа Спаса моего». (Служба на перенесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, княжны Полотския, от Киева во град Полотск. СПб., 1911. С. 26–27). В 1173 году по благословению Полоцкого епископа Дионисия блаженная Евфросиния покинула Полоцк. Совершив многотрудное путешествие, она достигла Святой Земли. Трижды сподобилась святая игумения поклониться Живоносному Гробу Господню, но потом «впала в недуг и начала болеть» (Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006. С. 20).


23 мая (по новому стилю – 5 июня) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, преподобная Евфросиния закончила свой земной путь. Она перешла в вечность, откуда продолжает свидетельствовать о том, что только в Боге жизнь человека обретает высший вечный смысл. Вся последующая история прославления преподобной и почитания ее святых мощей подтверждает непреложную истину того, что праведники вовеки живут, и в Господе мзда [награда] их (Прем. 5, 15).


Святая княжна Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую Лавру, где они почивали более семи веков, источая множество чудес.


Почти сразу после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Здесь были составлены житие и служба угоднице Божией, в ее келии на хорах Спасской церкви написано первое изображение игумении Евфросинии, сохранившееся до наших дней. Но вплоть до первой половины XVI столетия почитание святой княжны не выходило за пределы Полоцкой земли. Затем святитель Макарий Московский включил ее житие в Великие Четьи-Минеи, а в 1561 году оно было помещено в Степенную книгу.

Полоцкую землю, а с ней и Спасский монастырь ждали многовековые тяжелые испытания, но преподобная Евфросиния духом всегда присутствовала на этой земле, оказывая ей помощь. Свидетельством этого незримого, но ощутимого присутствия стал построенный преподобной Спасский храм, выстоявший в таких исторических бурях, когда уцелеть, казалось, было невозможно.


В 1563 году Полоцком в ходе Ливонской войны овладел Московский Царь Иоанн IV Грозный. А в 1579 году город был отвоеван королем Речи Посполитой Стефаном Баторием, взявшим его приступом. С этого времени для Спасского монастыря начался долгий период упадка. Желая распространить влияние католицизма в завоеванных землях, король Стефан Баторий в 1580 году основал в Полоцке иезуитский коллегиум. В 1582 году он издал привилей, согласно которому все местные православные храмы и монастыри, а в их числе и древняя обитель «у церкви Спаса», переходили в ведение католического ордена иезуитов. Православных же к тому времени в Полоцке было абсолютное большинство: во всем Полоцком воеводстве в конце XVI века насчитывалось не более десяти дворян, исповедовавших католические догматы, в самом же городе их было и того меньше (Шейкин Г. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997. С. 26). Несмотря на это, во времена правления преемника короля Стефана Батория Сигизмунда III, ревностного католика, притеснение православных еще более усугубилось. В 1596 году в Бресте по инициативе и при поддержке польских властей была заключена уния с Римско-католической Церковью, которую подписали многие православные иерархи, в том числе и Полоцкий архиепископ Герман (Загорский). С тех пор Полоцкая православная кафедра стала униатской, а православное население Полоцка после принятия унии долгие годы оставалось фактически без архипастырей. В 1620 году Иерусалимским Патриархом Феофаном, прибывшим в Киев, на Полоцкую кафедру был назначен архиепископ Мелетий (Смотрицкий), впоследствии тоже уклонившийся в унию. После его кончины с 1633 года в течение двухсот лет Полоцкая кафедра находилась в юрисдикции униатского священноначалия. На всей территории Белоруссии существовала тогда единственная православная Мстиславская епархия с кафедральным центром в Могилеве, учрежденная на Варшавском сейме 1632 года.


В 1654 году, когда русские войска заняли Полоцк, на некоторое время здесь была восстановлена православная кафедра. В июле 1656 года состоялось переосвящение древнейших полоцких храмов: Спасо-Преображенского в Спасской обители и кафедрального Софийского собора. Известно, что при освящении Спасской церкви присутствовал Государь Алексей Михайлович. Однако уже через одиннадцать лет, в 1667 году, по Андрусовскому договору белорусские земли вновь отошли к Речи Посполитой, и православная кафедра в Полоцке была упразднена. Вскоре вместе с польскими властями в город вернулись иезуиты. С 1667 года Спасский монастырь и его земельные угодья принадлежали католическому ордену иезуитов. После первого раздела Речи Посполитой, совершившегося в 1772 году, Полоцк был присоединен к Российской Империи. Иезуиты же были изгнаны из города лишь в 1820 году, когда во исполнение указа Императора Александра I все члены ордена были высланы за пределы Российского государства.


В 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) резолюцией Императора Николая I Спасский храм был возвращен православным. Изучив историю монастыря «у церкви Спаса», Преосвященный Гавриил первым высказал мысль о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киевских пещер в Полоцкую Спасскую церковь. Но к осуществлению этого желания должна была привести целая цепь знаменательных исторических событий.


Со времени восстановления Полоцкой православной кафедры, состоявшегося в апреле 1833 года, началось возвращение униатов Белорусской епархии в лоно Православной Церкви. Восстановленную Полоцкую кафедру возглавил Преосвященный Смарагд (Крыжановский), который, освятив в августе 1833 года монастырский Спасский храм, «немедленно приступил к непосредственному обращению униатов». 12 февраля 1839 года, в Неделю Торжества Православия, в Полоцком Софийском соборе тремя униатскими иерархами – Иосифом (Семашко), Антонием (Зубко) и Василием (Лужинским) – был подписан соборный акт на имя Государя Императора Николая I. В этом историческом документе выражалось горячее желание униатского духовенства и паствы воссоединиться с Православной Церковью. 25 марта 1839 года на докладе Святейшего Синода по этому поводу Государь кратко написал: «Благодарю Бога и принимаю» (Историческия судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века / сост. А. П. Сапунов. Витебск, 1889. С. 125–129).


Спустя два года после торжеств, посвященных воссоединению униатов с Православной Церковью, вышел Высочайший Указ о возрождении Полоцкого женского монастыря «у церкви Спаса». В обитель были переведены инокини базилианского ордена, принявшие православие и жившие ранее в келиях при Софийском соборе. Император Николай I, изъявляя свое согласие на восстановление Спасо-Евфросиниевского монастыря, поставил непременным условием, чтобы при нем было устроено епархиальное училище для девиц духовного звания. Торжественное открытие училища состоялось в сентябре 1844 года. Первой начальницей его стала игумения Клавдия (Щепановская), обратившаяся в православие из монахинь-базилианок и управлявшая Спасо-Евфросиниевским монастырем с 1842 по 1853 год.

Сестры возрождающейся Спасской обители свято чтили память своей небесной покровительницы, княжны и игумении Полоцкой. В 1847 году в монастыре была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. В 1856 году при игумении Евфросинии (Сербинович), которая управляла Спасским монастырем с 1853 по 1878 год, впервые была издана служба святой (НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 11, л. 2–2 об).


В конце XIX – начале XX века Спасская обитель переживала период расцвета. В отчете за 1886 год Преосвященный Маркелл (Попель), епископ Полоцкий, писал: «Эта обитель поистине соответствует своему назначению и древнему типу монастырей, возбуждавших к себе благоговейное уважение, распространявших и утверждавших веру и благочестие христианское. И сюда не один раз в году стекается народ отдохнуть от треволнений житейских и в сердечных горячих молитвах… излить чувства благодарности милосердию Божию…» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1147, л. 27).

При игумении Евгении (Говорович), которая возглавляла обитель с 1878 по 1900 год, в Спасском монастыре подвизалось уже около ста сестер. В эти годы Полоцкая обитель заметно преобразилась и украсилась. Она имела подворья в Витебске, Новочеркасске и Санкт-Петербурге, а также собственный кирпичный завод. Велось обширное строительство. При игумении Евгении была возведена каменная монастырская колокольня (1882), новое учебное здание для воспитанниц Спасо-Евфросиниевского училища, новый жилой корпус для насельниц монастыря, число которых возрастало с каждым годом. В 1897 году над монастырской площадью засияли кресты пятиглавого Кресто-Воздвиженского собора, построенного на пожертвования верующих по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. В 1899 году по просьбе игумении Евгении смотритель Санкт-Петербургского Александро-Невского училища иеромонах Никодим (Кононов) принялся за работу над составлением акафиста преподобной Евфросинии. Текст акафиста был прислан в Полоцкую обитель в 1900 году, уже после кончины игумении Евгении.

Начало XX века стало временем расцвета и для Спасо-Евфросиниевского епархиального женского училища. С 1904 года на протяжении одиннадцати лет его возглавляла игумения Нина (Боянус), память о которой как о подвижнице благочестия, мудрой и кроткой наставнице, светлой, необыкновенно одаренной личности навсегда сохранили те, кто общался с ней.


Все эти знаменательные события, как оказалось впоследствии, были приготовлением к великому Торжеству – перенесению святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк в 1910 году. В течение более семисот лет жители Полоцка не оставляли надежды иметь у себя дорогую святыню. Их чаяниям суждено было осуществиться в преддверии грозных событий – революции, цареубийства, кровавых гонений на Церковь. Многие участники Торжеств перенесения мощей преподобной Евфросинии стали впоследствии новомучениками и исповедниками Российскими.

Именно тогда святая княжна и игумения Полоцкая, пробуждая в людях живую веру своим шествием по просторам необъятной страны, вернулась в Спасскую обитель, свидетельствуя о том, что только в Боге жизнь обретает истинный вечный смысл – Царствие Небесное, которому не будет конца.

По изданию: Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года.

Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

Комментарии