Празднованіе въ честь Боголюбской иконы Божіей Матери


Празднованіе въ честь Боголюбской иконы Божіей Матери

(Всегда ли мы можемъ надѣяться получить, чего просимъ, у Божіей Матери?)

I. Вѣчными памятниками чудесной помощи Царицы небесной страждущимъ христіанамъ служатъ многочисленныя чудотворныя Ея иконы, украшающія землю русскую. Между ними издревле благоговѣйно чтится на святой Руси образъ Боголюбской Божіей Матери, празднество въ честь коего нынѣ совершается. Эта чудотворная икона написана была въ двѣнадцатомъ вѣкѣ, по повелѣнію св. благовѣрнаго великаго князя Андрея Георгіевича Боголюбскаго. Отправляясь въ 1157 году изъ Вышгорода на свою родину, въ землю Суздальскую, благочестивый князь, по совѣту своихъ бояръ, взялъ съ собою бывшую тамъ въ Дѣвичьемъ монастырѣ Владимірскую икону Богоматери. Во время своего путешествія изъ Вышгорода въ Ростовъ онъ не переставалъ совершать молебныя пѣнія предъ иконою Богоматери. Когда подъѣзжали къ городу Владиміру, то въ одномъ мѣстѣ вблизи рѣки Клязьмы лошади, запряженныя въ сани, въ которыхъ везли св. икону, остановились. Нѣсколько разъ перемѣняли лошадей, но ни одна изъ нихъ не могла сдвинуть съ мѣста тѣхъ саней. Великій князь велѣлъ тогда раскинуть палатки и затѣмъ вмѣстѣ съ сопровождавшими его лицами долго молился предъ иконою Богоматери. Ему явилась тогда Божія Матерь съ хартіею въ рукѣ и повелѣла остаться навсегда во Владимірѣ, а на томъ мѣстѣ (въ десяти верстахъ отъ города) построить монастырь и храмъ во имя Рождества Богородицы. Блогочестивыйи богобоязненный князь не замедлилъ исполнить повелѣніе Царицы небесной и воздвигъ на мѣстѣ явленія Ея монастырь, назвавъ его Боголюбовымъ. Въ то же время для прославленія этого чудеснаго событія онъ повелѣлъ иконописцамъ изобразить пресвѣтлый ликъ Богоматери въ томъ видѣ, въ какомъ Она явилась ему. Ново-написанную икону назвали Боголюбивою и положили праздновать ей ежегодно 18 іюня. Окрестные жители вскорѣ стали почитать ее, какъ чудотворную. Въ 1771—72 году во многихъ мѣстахъ Россіи, особенно въ Москвѣ и Владимірѣ, свирѣпствовала страшная и губительная моровая язва. Народъ цѣлыми сотнями умиралъ отъ страшной заразы, и никакія врачебныя средства не могли спасать заболѣвавшихъ отъ мучительной смерти. Тогда нѣкоторые благочестивые жители г. Владиміра испросили себѣ позволеніе принести въ городъ изъ Боголюбова монастыря чудотворную икону Боголюбской Божіей Матери для совершенія ей всенародныхъ молебствій.

Послѣ крестнаго хода съ чудотворною иконою почти всѣ, даже самые безнадежные, больные выздоровѣли, и изъ сотни больныхъ умерло лишь двое-трое, а затѣмъ вскорѣ моровая язва и окончательно прекратилась во Владимірѣ. Между тѣмъ, моровая язва продолжала свирѣпствовать въ Москвѣ, унося въ могилу каждый день по нѣскольку человѣкъ. Жители первопрестольнаго града въ страхѣ прибѣгали къ московскимъ чудотворнымъ иконамъ и угодникамъ Божіимъ, моля ихъ объ избавленіи отъ праведнаго гнѣва Божія. Когда слухъ о чудотвореніяхъ Боголюбской иконы Божіей Матери во Владимірѣ дошелъ до Москвы, то и здѣсь стали притекать съ мольбою къ этой иконѣ, слезно прося Заступннцу усердную, Матерь Господа вышняго, объ избавленіи рода христіанскаго отъ губительной болѣзни. По вѣрѣ и усердію молящихся, болѣзнь и здѣсь начала ослабѣвать. Съ того времени и въ Москвѣ прославилась Боголюбская икона Божіей Матери и доселѣ съ благоговѣніемъ чтится всѣми набожными горожанами.

II. Какъ часто нынѣ истощаются иные въ домогательствѣ помощи человѣческой, а не вспомнятъ о Богѣ «Помощникѣ въ скорбѣхъ» (Псал, 45, 2)! Сколь многіе изъ насъ стараются найти себѣ облегченіе въ нуждѣ и болѣзняхъ у людей, а не помыслятъ, что есть усердная за всѣхъ Заступница, Матерь Бога нашего. Правда, Она помогаетъ въ бѣдахъ и скорбяхъ не всегда, а только тогда, когда мы заслуживаемъ Ея помощи и ходатайства предъ Богомъ.

а) Итакъ спросимъ себя: когда и въ какихъ случаяхъ можемъ надѣяться получить, чего просимъ, у небесной Матери нашей? Всегда, когда просимъ Ее съ живою, непоколебимою вѣрою, съ дѣтскою любовію и покорностію, съ твердымъ и несомнѣннымъ упованіемъ, съ искреннимъ желаніемъ употребить все, подаваемое Ею по волѣ Божіей, во благо и спасеніе души своей; особенно же, когда сами съ искреннимъ усердіемъ и любовію къ Ней стараемся быть истинными дѣтъми Ея, истинными послѣдователями Божественнаго Сына Ея, Господа І. Христа; когда, подражая Ей, стараемся благоугождать Господу исполненіемъ святыхъ и животворныхъ Его заповѣдей, служа Ему съ благоговѣніемъ и страхомъ — вѣрою и чистотою, воздержаніемъ и терпѣніемъ, любовію и милосердіемъ къ ближнему.

Но можетъ ли ожидать себѣ знаковъ любви и благоволенія отца и матери своей недостойный сынъ, забывающій о своихъ родителяхъ, пренебрегающій любовь ихъ, непокорный власти ихъ, не исполняющій воли ихъ? Такъ и грѣшникъ, забывающій о небесномъ Отцѣ своемъ, презирающій Его величіе и святость, безстрашно преступающій святую волю Его, не исполняющій спасительныхъ Его заповѣдей, можетъ ли быть угоденъ и предъ лицемъ небесной Матери своей? Достоинъ ли онъ того, чтобы обращаться къ Ней съ молитвою, надѣяться на Ея ходатайство, ожидать отъ Нея даровъ любви и благости? «Ты приближаешься ко Мнѣ устами своими, — скажетъ Она въ отвѣтъ на молитву его: но гдѣ твое сердце? Не удалилось ли оно отъ Сына и Бога Моего на страну далече? Не блуждаетъ ли оно по распутіямъ своеволія и необузданныхъ похотей? Ты хочешь, чтобы Я исполняла твои прошенія; но исполняешь ли самъ святѣйшую волю твоего Господа и Бога? Поступаешь ли такъ, какъ заповѣдалъ тебѣ Господь и Владыка живота твоего для твоего же счастія и блаженства? Ты просишь, чтобы Я ниспосылала тебѣ дары благости Божіей, благословляла тебя изобиліемъ и довольствомъ; но подавалъ ли ты самъ своему Господу, когда Онъ просилъ у тебя лепты въ лицѣ нищаго, толкалъ въ двери твоего дома въ лицѣ странника неимущаго? Ты желаешь, чтобы Я избавляла тебя отъ всякой скорби и обстоянія, утѣшала тебя въ день печали; но ты самъ утѣшилъ ли плачущаго, облегчилъ ли сердечнымъ участіемъ тяготу страждущаго, избавилъ ли гонимаго и обидимаго, призрѣлъ ли съ любовію безпріютнаго сироту и вдовицу? Ты молишься о прощеніи грѣховъ твоихъ; но гдѣ плоды твоего покаянія? Отвратился ли ты отъ грѣха и нечестія всѣмъ сердцемъ своимъ? Загладилъ ли всѣ неправды и беззаконія свои? Простилъ ли самъ оскорбившему тебя брату? примирился ли искренно съ соперникомъ своимъ? помолился ли отъ всего сердца о ненавидящихъ тебя и творящихъ тебѣ напасть? Обратись прежде къ Сыну и Богу Моему всѣмъ сердцемъ своимъ, и Я обращусь къ тебѣ Моею любовію и милосердіемъ!»

б) Но совершенно недостоинъ ни именоваться сыномъ небесной Матери нашей, ни обращаться къ Ней съ молитвою, кто дѣлается вовсе безпечнымъ о своемъ спасеніи и нерадитъ о покаяніи, кто, закоснѣвая во грѣхахъ все болѣе и болѣе, приходитъ, наконецъ, во глубину золъ. Достоинъ ли такой человѣкъ, хотя бы и назывался христіаниномъ, благодатнаго покрова Матери Божіей? Можетъ ли честнѣйшая херувимовъ покрывать Своимъ ходатайствомъ закоснѣлаго грѣшника, который своею нераскаянностію второе распинаетъ Сына Ея, отчего вновь оружіе скорбное проходитъ Ея святѣйшую душу? Въ такомъ состояніи самая молитва грѣшника, если бы онъ и захотѣлъ молиться, какъ исходящая отъ нечистаго и нераскаяннаго сердца, бываетъ ему въ грѣхъ.

III. Итакъ, кто же достоинъ пребывать въ любви и благоволеніи Божіей Матери? Тотъ, кто христіанинъ не по одному имени, а по жизни и дѣламъ своимъ, кто, вѣруя въ Господа І. Христа, соблюдаетъ Его святыя заповѣди и повелѣнія. Тотъ, кто, и послѣ паденія грѣховнаго, не остается въ закоснѣніи и нераскаянности, но ищетъ оправданія во Христѣ покаяніемъ и исповѣданіемъ грѣховъ своихъ, старается очищать свою совѣсть и омывать скверны души своей слезами умиленія и сокрушенія сердечнаго. Посему-то св. церковь и научаетъ насъ, братія, прежде и паче всего умолять небесную Матерь нашу о томъ, чтобы Она воздвигла насъ изъ глубины грѣховныя и просвѣтила сердечныя очи наши ко зрѣнію спасенія. Взыщемъ отъ Нея сего первѣйшаго и необходимѣйшаго блага; прочее все, само собою, приложится намъ. Аминь. (Сост. по проп. Димит., архіеп. херс, т. II).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 447-459.

Комментарии