Вера: слово и дело



Проповедь древлеправославного батюшки

Дорогие братья и сёстры! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит о том, что наши слова обязательно должны иметь выражение в наших делах. По словам Господа, тот человек, который говорит «Господи, Господи!», знает заповеди Божьи, правильно излагает веру, но не исполняет эти заповеди, созидает дом своего спасения на основании из песка, и при первых испытаниях этот дом рухнет. А кто дополняет теоретические знания практическими действиями, у того здание спасения зиждется на твердейшем основании и не может быть разрушено различными испытаниями и искушениями, которые неизбежны в этой жизни. Как говорят Святые отцы, после грехопадения Адама и Евы в раю, дьявол получил право приступать к нам и различными способами колебать и искушать нас. Он имеет на это право. А мы не имеем права воспретить ему влагать нам в помыслы искушения - это наша судьба, поскольку мы согрешили. Теперь мы должны доказывать Богу, что мы верны.

  Очень важно понимать, что сами по себе греховные помыслы и греховные движения в нас, в нашей плоти, в нашей душе ещё не являются грехом. Некоторые люди по неопытности впадают в отчаяние, когда они чувствуют, как их заполняет поток нечистых, гневливых, искусительных помыслов. Происходят различные греховные движения сердца в душе, и человек думает, что он перед Богом отвратителен, он Богу неугоден, всё пропало, и ему уже не спастись. В результате он или полностью погружается в отчаяние или начинает безудержно грешить. Это ошибка, потому что сами по себе ни помыслы, ни движения нашей души ещё не являются грехом. Бог смотрит, как мы будем на эти помыслы реагировать. Если мы греховные движения в нашей душе, в нашем теле начнем приводить в действие и поставим весь свой ум, душу, все наши способности им на службу - вот тогда мы будем грешниками и становимся на сторону дьявола. Если же мы эти нечистые движения и помыслы исповедуем, поражаем их молитвой, сопротивляемся им, стараемся бороться с ними, пусть даже не всегда успешно: то упадем, то встанем, то упадем, то встанем - то мы перед Богом отнюдь не отпали от него. Мы перед Богом являемся духовными воинами и ведем духовную брань. И Бог не только не накажет нас за то, что на нас нападали греховные помыслы, но, наоборот, еще и наградит за борьбу. Как раз в этой борьбе и будет происходить наш духовный рост. Когда атлет поднимает во время тренировки гири, гантели, себя нагружает - казалось бы, ему тяжело, течёт пот, но в это же время растёт его сила и крепнут его мышцы. Так бывает и в нашей духовной брани.

Очень важно, чтобы правильные слова подтверждались делами, особенно для нашего времени, потому что в последние времена враг очень умудрился и очень исхитрился. И сейчас как никогда исполняются слова Апостола Павла, что сам сатана принимает вид ангела света. Общий уровень образованности в мире увеличился, информация распространяется очень быстро, немало людей научилось красиво и правильно говорить. Но нужно обращать внимание не только на слова этих людей, но и на их дела. Господь говорит: «Многие придут под именем моим и многих прельстят. Это будут волки в овечьих шкурах, не ходите вслед их. По плодам их узнаете их».

Какие же плоды и какой критерий для оценки этих плодов? Этот критерий предлагается нам во втором сегодняшнем Евангельском чтении, посвященном памяти трех русских святителей Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, которые просвещали Русь и являлись хранителями древних преданий. В этом евангельском чтении Господь произносит Божественные слова: «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

 Видите, какое внимание Господь обращает на свой Божественный закон. Но это и понятно, ведь было бы абсурдно, если бы Бог преподавал людям Закон и потом сам бы его не соблюдал, когда вочеловечился. Или призывал бы его не соблюдать и говорил бы, что Закон ничего не значит, как говорят современные модернисты, обновленцы и экуменисты. Используя хитрый и коварный предлог борьбы с фарисейством и книжничеством, они ниспровергают Закон Божий. А между тем, нужно понимать, что фарисейство, книжничество, лицемерие ветхозаветных книжников, которых обличал Христос, заключалось отнюдь не в том, что они соблюдали закон. За это их Христос не ругал! Он говорил: «Сие надлежало делать, и того не оставлять». Он обличал их за то, что, соблюдая закон только внешне, они не соблюдали его внутренне. Внешние правила благочестия они соблюдали, казались перед людьми благочестивыми, а внутри себя не очищали. Почему Господь и сказал, что они подобны гробам разукрашенным, которые внешне красивы, а внутри гниющий труп. Человек, к примеру, внешне ведет себя вежливо, тактично, деликатно, со всеми людьми благодушно, казалось бы просто агнец. А внутри перед Богом он, допустим, предаётся всяким развратным помыслам, втайне от людей творит всякие нехорошие дела, смотрит всякую нечистоту - вот это лицемер, вот это фарисей. Чтобы не быть такими, нужно к внешнему соблюдению закона добавить соблюдение внутреннее и очищать не только свое внешнее поведение, но и помыслы свои иметь чистыми и сердце свое очищать. Вот что важно.

 Поэтому, дорогие братья и сестры, будем обращать на это усиленное внимание, особенно в наше время, когда мы имеем дело с различными юрисдикциями, церквями, с соборными разумами, когда нам нужно выбирать путь спасения. Недостаточно, чтобы только слова были красивыми, складными и внешне убедительными. Нужно всегда смотреть на плоды, исполняется ли Закон Божий, исполняется ли Священное Писание, исполняется ли Священное предание, исполняются ли заветы Святых отцов, исполняется ли Божий закон, из которого даже иота не прейдет. Если исполняется, то такое здание спасения зиждется на твердом основании, и нам тоже хорошо бы принять участие в таком созидании. А если же не исполняется, если за внешне красивыми словами людей образованных кроется нарушение божественных заповедей, нарушение Священного предания, то в этом принимать участия не следует. Аминь.

Комментарии