Исторические духовные центры. Новозыбков


Среди исторических духовных центров древлеправославия, как один из немногих сохранившихся по сей день, особое место занимает небольшой город ныне находящийся на территории Брянской области, а именно город Новозыбков.

Первое поселение старообрядцев на месте современного Новозыбкова возникло, предположительно, в 1686 году.

К 1701 году относится первое упоминание о слободе Зыбкой, основанной согласно с универсалом стародубского полковника Миклашевского: «на урочище Зыбкой, межи Тростаною и иными селцами, над речкою Корною... вновь слободку до ласки войсковой осадити людми...»

В ходе Северной войны 1700-1721 население слободы оказало поддержку в ходе боевых действий со шведами, за что получило освобождение от повинностей в пользу местных феодалов. Если в 1716 году в Зыбкой насчитывалось 70 дворов, то через пятьдесят лет — 900 дворов. Здесь строятся кузницы, мыловарни, бойни, салотопки, кожевенные, шорные, гончарные заведения, развивается ремесленное производство и ювелирное дело.

В 1720-х годах вблизи слободы Зыбкой возникли старообрядческие монастыри, в частности, был устроен «скиток старцев» около слободы Городище, расположенной на р. Деменка. Особое значение приобрела слобода Зыбкая во времена священника Патрикия, являвшегося в 1730-1750 годах одним из видных деятелей старообрядчества в Стародубье.

После так называемой «Второй выгонки с Ветки» многие старообрядцы избрали местом своего пребывания Зыбкую, Святск, Злынку и Климов.

Перепись 1767 года зафиксировала в слободе Зыбкой 2 часовни и скит с 25 кельями. В 1809 году слобода Зыбкая утверждается поветовым (уездным) городом Черниговской губернии, который назвали Новым Зыбковым. А Новое Место, являвшееся до тех пор уездным центром, выводится за штат, становится рядовым селом. Со временем Новый Зыбков стали писать и произносить слитно.

Во время Отечественной войны 1812 года Новозыбков был центром формирования уездного отряда народного ополчения. Новозыбковский повет выставил 2241 воина, а на нужды ополчения было собрано 168 четвертей ржаной муки, 104 четверти крупы, 336 пудов соли, 63415 рублей. Отряд принимал участие во многих боях, в том числе во взятии города Франкфурт-на-Майне и в битвах за некоторые российские города.

К началу шестидесятых годов XIX века Новозыбков становится крупным торговым и ремесленным центром.

В 1864 году в городе появляется первая спичечная фабрика, впоследствии число фабрик и заводов данного профиля в городе и его окрестностях достигло 10, производство товара составляло примерно 250—300 миллионов коробков в год.

В 1876 году телеграфная линия связала Новозыбков и Клинцы.

В 1879 году была основана земская публичная библиотека. Усилиями общественности и частных лиц были созданы такие учебные заведения, как реальное училище (1875), женская гимназия (1880), сельскохозяйственное техническое училище (1900). В 1887 году в городе появляется железнодорожная станция, которая связала Новозыбков с Брянском, Гомелем, Новгород-Северским. Первоочередную роль в основании и развитии города занимали старообрядцы, которых к середине XIX века насчитывалось 6 362 человека (480 единоверцев, 486 новообрядцев, 14 католиков и 141 иудеев).

К 1914 году в городе насчитывалось уже 11 380 старообрядцев (1734 единоверца, 2173 новообрядца, 6 881 иудей, 113 католиков, 64 лютеранина).

Одним из памятников деревянного строительства XVIII века является Николо-Рождественская церковь, построенная в 1782 году на средства купца Осипова у речки Зыбкая.

Преображенский собор — характерный для своего времени деревянный храм в русском стиле, с живописной композицией, в которой доминирует основной объем, с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главкой на двухъярусной восьмигранной шее.

Датой основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего алтаря.

Средства на постройку храма пожертвовал один из состоятельных жителей Новозыбкова, купец-старовер Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных христиан, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм, причем строительство, завершенное к 1914 году, велось без проекта. С 1938 по 1943 годы храм был закрыт и превращен в зернохранилище.

Новая глава истории Преображенского собора началась в 1963 году, когда при архиепископе Иеремии (Матвиевиче) сюда была перенесена кафедра предстоятеля Древлеправославной Церкви. В этом же году настоятелем был поставлен священник Афанасий Калинин (с 1996 по 2000 годы архиепископ Аристарх), чьим тщанием был произведен капитальный ремонт и построена резиденция архиепископа. С 1982 года на территории Преображенского собора размещается Издательский отдел Древлеправославной Церкви, а с 1991 года Высшее Духовное Училище.

3 марта 2002 года в Спасо-Преображенском соборе предстоятель Церкви Архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, тем самым в Русской Древлеправославной Церкви было восстановлено Патриаршество.

Несмотря на все невзгоды и лихолетья, которые древлеправославные христиане сполна разделили со своей родиной, и поныне Новозыбков продолжает оставаться местом, где с любовью и заботой продолжают сохраняться исконные традиции, дошедшие до нас благодаря старообрядцам.

Комментарии