344 года расправе царских войск над «соловецкими сидельцами»


Ровно 343 года назад, в конце января 1676 года в результате предательства оказался захваченным Соловецкий монастырь, а царские войска вырезали всех монахов, не пожелавших отречься от православной веры наших благочестивых предков.

В память о сем скорбном юбилее приводим подробный рассказ о событиях в изложении выдающегося старообрядческого писателя Димитрия Урушева.


_______________________________________________________________

В ночь на 22 января 1676 года (старый стиль) предательством был взят зна­менитый Соловецкий монастырь, оплот старообрядчества, почти двадцать лет отказывавшийся принять новые книги и обряды патриарха Никона. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых — все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов.
В 1636 году на Соловецкие острова прибыл из Москвы моло­дой священник Никита Минин. Невзгоды мирской жизни выну­дили его искать успокоения в прославленной северной обители, и, едва уговорив свою супругу постричься в одном из столичных монастырей, он отправился на Соловки.
Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром (t 1656). Скит этот был славен строгим уставом и суровым житием пустынников. На Анзере московский священник принял постриг и был наречен Никоном.

С отеческой любовью Елеазар отнесся к новоначальному ино­ку, скоро ставшему одним из лучших его учеников. Никон старался во всем подражать подвижнику. Как и старец, он предавался «вели­кому посту и воздержанию», занимался иконописью и резьбой по дереву. В июне 1638 года Елеазар и Никон отправились в Москву собирать деньги на строительство каменной скитской церкви.
Но собранных денег было явно недостаточно для начала строительства. Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения. Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии. Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам.
Никон бежал, а островная братия еще долго обсуждала виде­ние, бывшее Елеазару: однажды во время литургии старец увидел огромного черного змия, обвившегося вокруг шеи Никона, и в ужасе воскликнул: «Великое зло Россия себе сего израсти!»
видение старцем Елеазаром Анзерским на Никоне змия, во время службы в скиту Соловецкого монастыря в конце 30-х годов XVII века, ещё до его патриаршества. Миниатюра XIX века.
видение старцем Елеазаром Анзерским на Никоне змия, во время службы в скиту Соловецкого монастыря в конце 30-х годов XVII века, ещё до его патриаршества. Миниатюра XIX века.
Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. В 1648 году по настоянию самодержца Никон был назначен митрополитом Ве­ликого Новгорода вместо еще живого митрополита Афония.
Оскорбленный Афоний удалился на покой в Хутынский мона­стырь, где скончался в 1652 году. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон — враг Божий».
Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года
Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года
К Соловецкому монастырю, входившему в Новгородскую епархию, митрополит Никон испытывал стойкую неприязнь, старался всячески ущемить в правах и унизить прославленную обитель, издавна пользовавшуюся самоуправлением и обширными льготами. Так в 1650 году Никон особой грамотой к соловецкому настоятелю Илие приказал печь раздаточные просфоры (разда­вавшиеся богомольцам после литургии) не из дешевой ржаной муки, а из дорогой пшеничной.
Это возмутило монастырскую братию: разве митрополит не знает, что ржаными просфорами Соловки кормят тысячи палом­ников, а из белой пшеничной муки пекут только просфоры для литургии?
Вячеслав Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», 1867 год
Вячеслав Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», 1867 год
Иноки пытались возражать, но вынуждены были по­кориться — с огромными расходами и убытками обитель смогла выполнить приказ архиерея.
А в 1651 году митрополит покусился на монастырское са­моуправление: он добился привилегии «ведать судом и управою» над Соловками и не замедлил воспользоваться этим, начав вме­шиваться во все дела обители.
Но горшая беда пришла на острова весной 1652 года, когда Никон по государеву велению приехал в монастырь за мощами святого Филиппа (Колычева), московского митрополита, му­жественного тираноборца, убиенного в 1569 году по велению царя Иоанна Грозного. Соловецкая братия с огромным риском и трудностями разыскала тело мученика и похоронила в обители, настоятелем которой Филипп был в 1548—1566 годах.
Алексей Кившенко «Никон представляет новые книги на церковном соборе 1654 года»
Алексей Кившенко «Никон представляет новые книги на церковном соборе 1654 года»
От мощей совершались чудесные исцеления, прославившие монастырь и привлекавшие многочисленных паломников. И вот Никон забирает святыню в столицу! Ни угощение от царского имени, ни раздача ста рублей милостыни не могли утешить бра­тию, со слезами провожавшую чудотворные мощи. Но митрополит увозил с Соловков не только святыню.
На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. Получив образование в Италии, Арсений изрядно поездил по свету, сменил несколько стран про­живания и несколько вер: успел побывать и православным, и униатом, и католиком, и даже мусульманином.
Аполлинарий Васнецов «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 год
Аполлинарий Васнецов «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 год
В январе 1649 Арсений приехал в Москву в свите иерусалим­ского патриарха Паисия. Но на Руси грек был уличен в вероотступ­ничестве и «за многие ереси» сослан на Соловки. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года. Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву.
Пока Никон ездил на Север за чудотворными мощами, в сто­лице скоропостижно скончался престарелый патриарх Иосиф. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон.
В 1653 году новый патриарх начал грандиозную церковную реформу: введение новых обрядов и «справу» русских богослужеб­ных книг по греческим образцам. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек.
«Спор о вере». Неизвестный художник ХVIII век
«Спор о вере». Неизвестный художник ХVIII век
Со слезами восприняли на Соловках известие о том, что вчерашний еретик и вероотступник «Арсен» ныне правит Бо­жественные книги: «Братия, братия! Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном».
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности», 2008 год
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности», 2008 год
Скорбь соловецких иноков была небезосновательна: «книж­ная справа», возглавляемая Арсением Греком, привела к порче и искажению богослужебных книг, о чем писал Каптерев:
Не­сомненно, что Арсений как иностранец-грек не настолько однако владел русским языком, чтобы постичь все его тонкости, понимать все его особенности и оттенки, уметь всегда подыскать нужное слово, нужный оборот речи, чтобы точно, ясно выразить ту или другую мысль, точно и верно по строю речи формулировать из­вестное учение. Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными.
Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Когда в 1654 году в Москве свирепствовала страшная моровая язва (чума), молва объясняла эпидемию тем, что «держит-де у себя патриарх ве­домого еретика, старца Арсения, и во всем-де ему дал волю, и велел быть у справки печатных книг, и тот чернец многие книги перепортил».
Сергей Иванов «Во время раскола», 1909 год
Сергей Иванов «Во время раскола», 1909 год
Новые «перепорченные» богослужебные книги привезли на Соловки лишь в октябре 1657 года. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников.
А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам.
В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. При нем в 1660 году на Соловки возвратился на покой оставивший настоятельство в подмосковном Саввино-Сторожевском мона­стыре архимандрит Никанор, царский духовник, соловецкий постриженик, многие годы исполнявший в обители должность книгохранителя.
В 1666—1667 годах в столице проходили два церковных Со­бора, обычно объединяемых историками в один «большой Мо­сковский Собор». Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. На Собор были вызваны архимандриты Варфоломей и Никанор, причем Варфоломей счел за лучшее отказаться от старообрядче­ства и принести покаяние.
Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год
Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год
Узнав об этом, соловецкая братия стала упорно ходатайство­вать перед Москвою о смене настоятеля, прося поставить на это место Никанора. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе.
Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. Но братия отказалась принять нового настояте­ля, заявив Иосифу: «Нам ты, архимандрит, не надобен!» Иноки арестовали Иосифа и Варфоломея, а бочки с хмельным разбили на пристани.
А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии.
По прибытии Никанора чернецы и бельцы (послушники) на­писали царю челобитную, в которой подтвердили свой решитель­ный отказ от новых книг и обрядов: «Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец! Молим твою, великого государя, благочестивую державу и плачемся вси со слезами, помилуй нас, нищих своих богомольцев и сирот, не вели, государь, у нас пре­дания и чину преподобных отец Зосимы и Савватия переменить!
Кирилл Киселев «Раскол»
Кирилл Киселев «Раскол»
Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу. Аще ли ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в преж­ней, святыми отцы преданней, в старой вере быти не благоволишь и книги переменити изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, болщи того к нам учителей при­сылать напрасно. Понеже отнюдь не будем прежней своей право­славной веры переменить.
И вели, государь, на нас свой царский меч прислать, и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие. А мы тебе, великому государю, не противны. Ей, государь, от всея души у тебя, великого государя, милости о сем просим и вси с покаянием и с восприятием на себя великого ангельского чину на той смертный час готовы».
Это был открытый вызов, и ответ не заставил себя долго ждать. 3 мая 1668 года царским указом на Соловки для покорения мона­стыря было послано стрелецкое войско под командованием стряп­чего Игнатия Волохова. Началась восьмилетняя осада обители.
Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год
Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год
Стрельцы попытались высадиться на островах 22 июня 1668 года, но обнаружилось, как позднее докладывал царю Воло­хов, что«Соловецкий монастырь заперт и по воротам, и по башням, и по стене пушки, и с мелким ружьем изготовлены».
Попытка уговорить иноков сдаться ни к чему не привела, бра­тия отказалась подчиняться царскому указу: «Великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим». Ни к чему не привела и осада обители, поэтому летом 1672 года Волохов был сменен сотником московских стрельцов Климентом Иевлевым.
Орест Ботехин «Опричнина», 1999 год
Орест Ботехин «Опричнина», 1999 год
Сотник действовал более жестко, сжег все хозяйственные постройки за пределами монастырской ограды, но штурмовать обитель не решился, поэтому в сентябре 1673 года Иевлева сменил третий военачальник — стольник и воевода Иван Мещеринов, получивший приказ взять обитель всеми доступными средствами под угрозой смертной казни.
Воевода действовал энергично и продуманно, осада повелась по всем правилам военного искусства: под монастырские башни велись подкопы, ни днем, ни ночью не смолкала пушечная канона­да, под гром которой стрельцы регулярно ходили на приступы. Но взять Соловецкую обитель, лучшую русскую крепость того времени, было не так-то просто: крепкие ворота, толстые стены, высокие башни, а на башнях — голландские пушки. Рассказывали, что «Никанор по башням ходит беспрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: матушки-де мои галаночки, надежда-де у нас на вас, вы-де нас обороните».
Победу Мещеринову принесло предательство: 9 ноября 1675 года из монастыря в воеводский лагерь пробрался чернец Феоктист, не выдержавший длительной осады. Феоктист взялся провести отряд стрельцов потайным ходом внутрь обители.
«Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок XIX века
«Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок XIX века
В ночь на 22 января 1676 года под покровом снежной бури отряд майора Степана Келина проник в обитель потайным ходом, выворотив ломами кирпичи в наспех замурованном окне в одной из башен. Перебив полусонных стражей, стрельцы открыли монастырские ворота. В обитель ворвалось царское войско во главес воеводой.
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь
Начался ночной бой, неравный и скоротечный. После же­стокой схватки у ворот озверевшие стрельцы разбежались по обители, врываясь в кельи и храмы, убивая всех, вооруженных и безоружных, старых и молодых, бельцов и иноков — всех, кто попадался на пути.
«Соловецкое восстание». Лубок
«Соловецкое восстание». Лубок
Мещеринов, налюбовавшись на картину кро­вавого разорения, возвратился в лагерь. Старообрядческий писатель Семен Денисов в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» подробно рассказывает о мученической гибели непокорных. Первым воевода вызвал на допрос сотника Самко (Самуила) Васильева, организовавшего оборону обители. Сотник вызывал особую ненависть воеводы, ведь именно умелая оборона привела к большим потерям среди стрельцов.
Мещеринов спросил Самуила: «Зачем ты противился само­держцу и посланное воинство отбивал от ограды?» На это сот­ник мужественно отвечал: «Не самодержцу я противился, но за отеческое благочестие, за святую обитель стоял мужественно!»Разъяренный воевода повелел до смерти избить Самуила, а без­дыханное тело сбросить в монастырский ров.
«Расправа с «раскольниками»». Лубок
«Расправа с «раскольниками»». Лубок
Вторым на страшный суд Мещеринова предстал архимандрит Никанор. За военным руководителем пришла очередь руководите­ля духовного. От старости и многолетних молитвенных подвигов Никанор сам не мог идти, поэтому воины привезли его к воеводе на маленьких саночках. Мещеринов начал допрос: «Скажи мне, Никанор, чего ради противились государю? Чего ради воинство в обитель не пускали, а когда хотели подойти, то оружием от­бивали?»
На это старец отвечал: «Самодержавному государю никогда не сопротивлялись и даже никогда не помышляли сопротивляться. Но поскольку новшества патриарха Никона не позволяют живу­щим в миру соблюдать апостольские и отеческие предания, то мы удалились от мира и поселились на этом морском острове. Вас же, пришедших растлить церковные уставы и разрушить спаситель­ные обычаи, правильно не пустили».
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году. Миниатюра рукописи конца XVII века работы А.А. Великанова
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году. Миниатюра рукописи конца XVII века работы А.А. Великанова
Смелый ответ разозлил Мещеринова, и он начал матерно ру­гать инока. На эту брань Никанор тихо отвечал: «Что величаешься,что превозносишься? Не боюсь тебя, ибо и душу самодержца имею в своей руке!» Это еще больше разъярило воеводу и, вскочив со стула, он стал избивать Никанора тростью, не стыдясь ни ино­ческого сана, ни почтенных седин архимандрита. Бил до тех пор,пока не выбил старцу зубы.
Потом приказал воинам тащить Никанора за монастырскую ограду, кинуть в ров и стеречь, пока не умрет. С грубым хохотом и непристойными шутками стрельцы тащили за ноги беспомощного старика,голова которого билась о камни. Окровавленного страстотерпца в одной нательной сорочке швырнули в глубокий ров,где он мученически скончался от ран и лютого мороза.
Григорий Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Григорий Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Один за другим представали перед Мещериновым оставшиеся в живых иноки и бельцы. Все короче и короче становились допро­сы. Твердость и мужество староверов побудили воеводу казнить всех без разбору: стрельцы рубили головы, вешали кого за шею, кого за ноги, а кого на острых крюках за ребра. Из нескольких сотен человек, сидевших в осаде, лишь четырнадцать иноков остались в живых — все остальные либо погибли при штурме, либо были казнены.
Александр Литовченко «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича»
Александр Литовченко «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича»
За несколько дней Мещеринов разграбил обитель и нагрузил церковными драгоценностями целую ладью. Впоследствии он был уличен в хищении монастырского имущества, был предан суду и тюремному заключению. При обыске у него нашли гро­мадную по тем временам сумму денег — 2312 рублей, множество книг, серебряную, оловянную и медную посуду, оружие, шубы и меха. Кроме различных ценностей, воевода присвоил себе «восмь котлов болших медных монастырских» и даже «часы железныя боевыя з гирями».
По приказу Мещеринова Феоктист и несколько уцелевших иноков «подносили ему Ивану на многия праздники и на ево имянины из соборныя церкви окладныя иконы». Так воеводе удалось заполучить 18 икон в серебряных окладах с жемчугами и каменьями из монастырского собора. Из прочих монастырских церквей и келий Мещериновым было взято множество других икон и складней.
Между тем в столице вечером 22 января царь неожиданно по­чувствовал сильное недомогание. Старообрядческий писатель диа­кон Феодор рассказывает об этом:
Наш московский царь Алексей Михайлович, прельщенный от Никона, еретика и отступника, при смерти своей позна неправду свою и законопреступление свое и отпадение от правые веры отеческия. И вопияше великим гласом, моляся новым преподобномучеником соловецким: “О, господие мои! Послушайте мя и ослабите ми поне мало, да покаюся!” Пред­стоящий ту и седящии вопросиша его, глаголюще со ужасом: “Кому ты, царь-государь, молишися прилежно и умилно? ” Он же сказа им: “Яко приходят ко мне, — рече, — старцы Соловецкого мона­стыря и растирают вся кости моя и суставы тела моего пилами намелко, и не быти живу от них. Пошлите гонца скоро и велите войску отступить от монастыря их”. Бояре же пославше гонца скорого по повелению цареву.
Но было поздно: в Вологде царский посланец встретил воевод­ского гонца, мчавшегося в столицу с известием о покорении мо­настыря. А царь Алексей Михайлович умер 29 января 1676 года. По церковному календарю день его кончины был посвящен гря­дущему второму пришествию Христа и Его страшному суду.
Источник

Комментарии