Изречения святых отцев о еретиках
Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей Церкви
Еретическим епископам не подобает повиноватися, но бегати и судити их
Евангелие от Матфея, гл. 7, зач. 22, лист 17, изд. 7159 г.
Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плод их познайте их.
Блаженный Иероним, ч. 16, стр. 49, изд. 1901 г.
Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми, как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак по плодам души (своей), которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам.
Беседы апостольские. Беседы 34, посл. апостола Павла к Евреям, зач. 335.
Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, аки слово вздати хотящи. Да с радостью сие творят, и не вздыхающе, неполезно бо вам есть сие.
Толкование Иоанна Златоуста.
Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся. Что убо, рече, егда зол будет, не повинемся ли, зол, како глаголеши; аще убо веры ради. Бегай его и отрицайся, не точию аще человек бы был, но аще и ангел с небеси сшедши: аще же ли жития ради, не испытуй.
Послание к Тимофею 2, гл. 1, нравоучение 2, стр. 258.
Яко подобает повиноватися, учителем и священником, и не судити их, аще и житие имут укорное. Аще же о вере погрешат, тогда не подобает покорятися им, но и бегати и судити их.
Послание к Тимофею 2, гл. 1, нравоучение 2, стр. 258.
Яко подобает повиноватися, учителем и священником, и не судити их, аще и житие имут укорное. Аще же о вере погрешат, тогда не подобает покорятися им, но и бегати и судити их.
Аще убо веры учение имать развращенно, аще и Ангел будет, не повинуйся. И что глаголю, ниже Павлу повиноватися подобает, аще нечто свое глаголет, аще нечто человеческое.
Соборник Большой, на святую пасху Григория Богослова, сл. 1, лист 629 обор.
Яко на воде же покоя воспитаеми, в разуме и зрении и сладости божественных писании. Не токмо же се, но и пастыря добре ведуще, да не прельщатеся от ложных учитель, ниже послушайте их яко пастырей, татей сущих и разбойник. И ведоми паки от пастыря, не смешающе себе с чужими стады.
Соборник Большой, на святую пасху Григория Богослова, сл. 1, лист 629 обор.
Яко на воде же покоя воспитаеми, в разуме и зрении и сладости божественных писании. Не токмо же се, но и пастыря добре ведуще, да не прельщатеся от ложных учитель, ниже послушайте их яко пастырей, татей сущих и разбойник. И ведоми паки от пастыря, не смешающе себе с чужими стады.
Лист 631. Молится убо, от таковых чуждых учений далече бывати и пастырем и стаду, якоже от некоего отравного и смертного злака, и немощь носящего и смерть.
Постановления Апостольские, книга 6, гл. 4, стр. 170, изд. 1864 г.
Но вы братия, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо защитники беззаконного мудрования становятся стражами погибели, для народов. Подобным образом и вы, миряне, не приближайтесь к тем, кои преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общинниками нечестия их: ибо Бог говорит: отделитесь от общества мужей сих, чтобы не погибнуть с ними (сн. числ 16, 21) и опять: выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас.
Святого Симеона Нового Богослова, сл. 60, стр. 90, ч. 2.
И не всякому верить человеку, который называет себя духовным, но удостоверяться прежде из жизни его и от дел его, согласны ли слова его и дела его с учением святых отец, и тогда уже принимать его и слушать слова его, как слова Христовы. Если же слова его и дела не согласны с учением святых отец, то не следует принимать его, а, напротив, отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса.
Послание старца Артемия, книга Полинодия Захария Копыстинского, стр. 1400.
Яко слышателем слова, наученным писанием, искушати яже от учителей глаголемая, и убо сглашающая божественных писанием приимати, чуже яже отревати, и в таковых учений пребывающего отвращатися зелнейше.
Постановления Апостольские, книга 6, гл. 4, стр. 170, изд. 1864 г.
Но вы братия, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо защитники беззаконного мудрования становятся стражами погибели, для народов. Подобным образом и вы, миряне, не приближайтесь к тем, кои преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общинниками нечестия их: ибо Бог говорит: отделитесь от общества мужей сих, чтобы не погибнуть с ними (сн. числ 16, 21) и опять: выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас.
Святого Симеона Нового Богослова, сл. 60, стр. 90, ч. 2.
И не всякому верить человеку, который называет себя духовным, но удостоверяться прежде из жизни его и от дел его, согласны ли слова его и дела его с учением святых отец, и тогда уже принимать его и слушать слова его, как слова Христовы. Если же слова его и дела не согласны с учением святых отец, то не следует принимать его, а, напротив, отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса.
Послание старца Артемия, книга Полинодия Захария Копыстинского, стр. 1400.
Яко слышателем слова, наученным писанием, искушати яже от учителей глаголемая, и убо сглашающая божественных писанием приимати, чуже яже отревати, и в таковых учений пребывающего отвращатися зелнейше.
Стр. 1411. Сего ради внимати ... божественным писанием. И от них, аще кто добре учит, аще и вельми худ есть и не познаваем, достоит послушати: Божия бо глаголет, а не своя. Аще ли учит спротивна Богу, сиречь разоряти покушаяся заповедь Божию, или оскверняти примешением взбраненного, или подкрати обычая человеческими аще и мног в славе и велика сана кто будет, мерзок должен есть быти комуждо от любящих Бога.
Преподобный Иосиф Волоколамский, сл. 7, стр. 285, изд. 1896 г.
Егда же кто возбраняет заповеди Господня творити, или учения еретическая глаголет, от такового подобает не токмо отвращатися, но и бегати, яко от змия.
Стр. 268. Ты же не суди судиям, осужен сый, и не паси пастыря, овча, сый ниже глаголи, яко той достойнейши, сей же не таково имать достоинство: но да будет ти всяк достоин, точью да не будет кто еретическое имея учительство. Аще ли же имать, таквого блюдемся не приимати учения, ниже причащения: и не токмо не приобещна имети, но и осужати и всей силой обличати яко да не гибели его причастницы будем.
Святого Игнатия Богоносца послание ко Ирону диакону, Антиохийскому 5, стр. 57 обор., изд. Киевск. 1888 г.
Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится в овчей кожи, овцам пагубу содевающ.
Его же послание 3, к филадельфаном, стр. 18–19.
Яко чада убо света истины, бегайте разделения в единстве и лукавого учения еретического, от негоже скверна изыде на всю землю... Мнози бо волцы, овчими кожами одеяни, сладострастием пленяют богоотечников, но в соединении вашем не обрящут места. Уделяйтеся убо от вредительного бытия, его же не Исус Христос насаждает, но человекоубийца зверь: не бо сад овчий есть, но сем лукавого.... Братие, не прельщайтеся. Аще кто отщепившемуся от истины последует, сей царствия Божия не наследит. И аще кто не отступит от лжесловесного проповедателя, в геену осужден будет. Не подобает бо ни от благочестивых отступати, ниже злочестивыми сообщатися.
Книга Кирилова, гл. 34, лист 305 обор., изд. 1876 г.
Прикладающих же что, или отъемлющих, или инако претворяющих, аще и сам будет крайнейший учитель кто, никакоже слушати, но удалятися такового. Якоже божественные апостолы научают нас, сице глаголюще: аще и мы, или ангел с небес, благовестит вам, паче еже благовестихом вам, а анафема да будет.
Беседы апостольские, гл. 12, беседа 22, стр. 388.
Аще ли же негде благовестие? вреждаемое увидеши, не предпочитай сведения паче истины, но стани довле даже до смерти.
Святого Киприана, ч. 1, письмо 56, к клиру и народу, стр. 316.
Преподобный Иосиф Волоколамский, сл. 7, стр. 285, изд. 1896 г.
Егда же кто возбраняет заповеди Господня творити, или учения еретическая глаголет, от такового подобает не токмо отвращатися, но и бегати, яко от змия.
Стр. 268. Ты же не суди судиям, осужен сый, и не паси пастыря, овча, сый ниже глаголи, яко той достойнейши, сей же не таково имать достоинство: но да будет ти всяк достоин, точью да не будет кто еретическое имея учительство. Аще ли же имать, таквого блюдемся не приимати учения, ниже причащения: и не токмо не приобещна имети, но и осужати и всей силой обличати яко да не гибели его причастницы будем.
Святого Игнатия Богоносца послание ко Ирону диакону, Антиохийскому 5, стр. 57 обор., изд. Киевск. 1888 г.
Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится в овчей кожи, овцам пагубу содевающ.
Его же послание 3, к филадельфаном, стр. 18–19.
Яко чада убо света истины, бегайте разделения в единстве и лукавого учения еретического, от негоже скверна изыде на всю землю... Мнози бо волцы, овчими кожами одеяни, сладострастием пленяют богоотечников, но в соединении вашем не обрящут места. Уделяйтеся убо от вредительного бытия, его же не Исус Христос насаждает, но человекоубийца зверь: не бо сад овчий есть, но сем лукавого.... Братие, не прельщайтеся. Аще кто отщепившемуся от истины последует, сей царствия Божия не наследит. И аще кто не отступит от лжесловесного проповедателя, в геену осужден будет. Не подобает бо ни от благочестивых отступати, ниже злочестивыми сообщатися.
Книга Кирилова, гл. 34, лист 305 обор., изд. 1876 г.
Прикладающих же что, или отъемлющих, или инако претворяющих, аще и сам будет крайнейший учитель кто, никакоже слушати, но удалятися такового. Якоже божественные апостолы научают нас, сице глаголюще: аще и мы, или ангел с небес, благовестит вам, паче еже благовестихом вам, а анафема да будет.
Беседы апостольские, гл. 12, беседа 22, стр. 388.
Аще ли же негде благовестие? вреждаемое увидеши, не предпочитай сведения паче истины, но стани довле даже до смерти.
Святого Киприана, ч. 1, письмо 56, к клиру и народу, стр. 316.
Итак народ, повинующийся божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника.
Там же, письмо 34, к народу, стр. 191–192.
Но отсюда, возлюбленнейшие братья, и отсюда предостерегаю и советую: не давайте безрассудно веры пагубным словам, не соглашайтесь скоро на льстивые речи, чтобы не принять вам тьмы вместо света, ночи вместо дня, глада вместо пищи, жажды вместо пития, яда вместо лекарства, смерти вместо жизни. Да не соблазняют вас ни лета их, ни достоинство: они, подражая древнему распутству двух старцев, которые старались обольстить и обесчестить целомудренную Сусанну (Дан., 13, 2), также стараются нарушить чистоту церкви прелюбодейным учением и исказить евангельскую истину, прелюбодейно, нечестиво, святотатственно основывать что либо на человеческом буйстве, чтобы ниспровергнуть порядок, божественный. Следуя предостережению и наставлению Господа, вожди суть слепы слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут (Матф., 15, 14) удаляйтесь от общения с подобными людьмим и избегайте речей их, как рака и заразы.
Святой Афанасий Александрийский, ч. 4, стр. 437, изд. 1903 г.
Господь сказал: внемлите от лживых пророков, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познайте их. Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благо приличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника, но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли. Если чрева ему Бог, и гортань его ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это не пастырь сведущий, но волк хищный...
Поэтому уклоняйся от них, как от волков аравийских (Соф., 3, 3), как от тернов преслушания, как от репья неправды и от негодных дерев. Не слово велемудрое, не наружность прекрашенная вводит в царствие небесное, но совершенная и не пытливая вера с похвальной и ясной предусмотрительностью.
Книга о вере острожской печ., изд. 797? г., лист 146.
Яко убо пребывающего папе в отеческих велениих, достоит воздавати ему почесть, елику овцы повелеша: праведно бо не пребывающа же, бежати того подобает, якоже волка и тлителя, сиречь сказителя церковного.
Святой Киприан Карфагенский, ч. 1, письмо 56, стр. 315.
Да не обольщает себя народ мыслью, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение с священником грешником и своим согласием способствуя неправденому и незаконному епископству своего предостоятеля. Угрозой, возвещенной чрез пророка Осию: требы их, яко хлеб жалости им, все ядущий тыя оскверняются (Осия, 9, 4). Божественный суд научает и показывает, что всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвой нечистого и неправедного священника. То же самое показано и в книге числ, когда Харей, Дафан и Авирон, восстали на священника Аарона, присвоили себе право приносить жертвы: И там Бог чрез Моисея повелел народу отделиться от них, чтобы, связавшись с нечестивыми, он сам не заразился тем же нечестием: отступите, говорит, от кущ человек жестокосердых сих и не прикоснитеся ко всем, елика суть им, да не погибнете во всем гресе их.
Святого Игнатия Богоносца, посл. 6, к Ефессом, стр. 38.
Аще ли человеческие домы ростлевающий смертью осуждаются, колми паче начинающий учение Христово растлевати, вечную казнь восприимут. Его же ради крест и смерть претерпе Господь Исус, единородный Сын Божий, того учение аще кто отринет, гордостию утолстев и расширев, в геену пойдет. Такожде и всяк человек, силу рассуждения от Бога правый, мучен будет, аще неискусному пастырю последует, и ложное учение яко истинное приимет. Кое причастие свету ко тме, или Христу с велиаром, или кая часть верному с неверным, или храму Божию со идолы, глаголю же и аз: кое причастие истине со лжею, или правде с неправдою, или православию со лжеславием.
Евангелие недельное, сл. 7 на память Иоанна Златоустого, лист. 418 обор.
Растлевающе и растлеваемы, заповеди во человечи и предания чужа вносяще, заповеди же ип редания Господня преступающе, и завещания и повеленная от божественных закон и правил презирающе, в погибельныя пропасти впадают, и вечными томлений и муками осуждаемы бывают, с приемлющими и послушающими их.
Зиновий мних, сл. 37, стр. 610.
Там же, письмо 34, к народу, стр. 191–192.
Но отсюда, возлюбленнейшие братья, и отсюда предостерегаю и советую: не давайте безрассудно веры пагубным словам, не соглашайтесь скоро на льстивые речи, чтобы не принять вам тьмы вместо света, ночи вместо дня, глада вместо пищи, жажды вместо пития, яда вместо лекарства, смерти вместо жизни. Да не соблазняют вас ни лета их, ни достоинство: они, подражая древнему распутству двух старцев, которые старались обольстить и обесчестить целомудренную Сусанну (Дан., 13, 2), также стараются нарушить чистоту церкви прелюбодейным учением и исказить евангельскую истину, прелюбодейно, нечестиво, святотатственно основывать что либо на человеческом буйстве, чтобы ниспровергнуть порядок, божественный. Следуя предостережению и наставлению Господа, вожди суть слепы слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут (Матф., 15, 14) удаляйтесь от общения с подобными людьмим и избегайте речей их, как рака и заразы.
Святой Афанасий Александрийский, ч. 4, стр. 437, изд. 1903 г.
Господь сказал: внемлите от лживых пророков, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познайте их. Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благо приличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника, но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли. Если чрева ему Бог, и гортань его ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это не пастырь сведущий, но волк хищный...
Поэтому уклоняйся от них, как от волков аравийских (Соф., 3, 3), как от тернов преслушания, как от репья неправды и от негодных дерев. Не слово велемудрое, не наружность прекрашенная вводит в царствие небесное, но совершенная и не пытливая вера с похвальной и ясной предусмотрительностью.
Книга о вере острожской печ., изд. 797? г., лист 146.
Яко убо пребывающего папе в отеческих велениих, достоит воздавати ему почесть, елику овцы повелеша: праведно бо не пребывающа же, бежати того подобает, якоже волка и тлителя, сиречь сказителя церковного.
Святой Киприан Карфагенский, ч. 1, письмо 56, стр. 315.
Да не обольщает себя народ мыслью, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение с священником грешником и своим согласием способствуя неправденому и незаконному епископству своего предостоятеля. Угрозой, возвещенной чрез пророка Осию: требы их, яко хлеб жалости им, все ядущий тыя оскверняются (Осия, 9, 4). Божественный суд научает и показывает, что всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвой нечистого и неправедного священника. То же самое показано и в книге числ, когда Харей, Дафан и Авирон, восстали на священника Аарона, присвоили себе право приносить жертвы: И там Бог чрез Моисея повелел народу отделиться от них, чтобы, связавшись с нечестивыми, он сам не заразился тем же нечестием: отступите, говорит, от кущ человек жестокосердых сих и не прикоснитеся ко всем, елика суть им, да не погибнете во всем гресе их.
Святого Игнатия Богоносца, посл. 6, к Ефессом, стр. 38.
Аще ли человеческие домы ростлевающий смертью осуждаются, колми паче начинающий учение Христово растлевати, вечную казнь восприимут. Его же ради крест и смерть претерпе Господь Исус, единородный Сын Божий, того учение аще кто отринет, гордостию утолстев и расширев, в геену пойдет. Такожде и всяк человек, силу рассуждения от Бога правый, мучен будет, аще неискусному пастырю последует, и ложное учение яко истинное приимет. Кое причастие свету ко тме, или Христу с велиаром, или кая часть верному с неверным, или храму Божию со идолы, глаголю же и аз: кое причастие истине со лжею, или правде с неправдою, или православию со лжеславием.
Евангелие недельное, сл. 7 на память Иоанна Златоустого, лист. 418 обор.
Растлевающе и растлеваемы, заповеди во человечи и предания чужа вносяще, заповеди же ип редания Господня преступающе, и завещания и повеленная от божественных закон и правил презирающе, в погибельныя пропасти впадают, и вечными томлений и муками осуждаемы бывают, с приемлющими и послушающими их.
Зиновий мних, сл. 37, стр. 610.
Яко кривовернии несть уды Христовы, аще и христианы себе именуют, аще и крещение приемше победаются, и ниже от Христа начальствуемы суть, рекше чужи Христова Владычества.
Стр. 613. Понеже кривобернии несть уды Христовы, ниже суть от телесе Христова: и приобщайся кривоверных, той отскает себе от телесе Христова, не к тому может быти или именоватися уд Христов. Сего ради да соблюдают себе правоверные крепко, ни в человеке не приобщатися кривоверных, ниже непщевати их быти удов Христовых, но имети их чужих и Христа и Бога.
Блаженный Иероним, ч. 6, стр. 407, изд. 1880 г.
Чтобы народ не думал, что он чужд вины, если будет верить нечестивым учителям, говорит: не слушайте слов пророков, которые предсказывают вам ложь и обманывают вас, ибо равное будет наказание и учителю и ученику.
Источник
Стр. 613. Понеже кривобернии несть уды Христовы, ниже суть от телесе Христова: и приобщайся кривоверных, той отскает себе от телесе Христова, не к тому может быти или именоватися уд Христов. Сего ради да соблюдают себе правоверные крепко, ни в человеке не приобщатися кривоверных, ниже непщевати их быти удов Христовых, но имети их чужих и Христа и Бога.
Блаженный Иероним, ч. 6, стр. 407, изд. 1880 г.
Чтобы народ не думал, что он чужд вины, если будет верить нечестивым учителям, говорит: не слушайте слов пророков, которые предсказывают вам ложь и обманывают вас, ибо равное будет наказание и учителю и ученику.
Источник
Комментарии
Отправить комментарий