"Иросанфион или Новый Рай": Об освящении Приношения отроком


Первыми жили там (в монастыре Св. Георгия Хозевита - ред.) пять святых отцов-сирийцев, последовавшие один другому, прежде чем во святых отец наш Иоанн пришел туда, построивший это святое место, – он и стал митрополитом Кесарии Стратоновой. Сначала он построил очень маленькую келью (где и сейчас находится диаконик нижней малой церкви, называемой Святого Стефана), в которую они по очереди принимали один другого. Построили они небольшую часовню святого Стефана и строение, в котором с Богом почивали их святые останки. Остальную же часть святого монастыря достроил святой отец наш Иоанн. Когда же четвертый принял пятого, по имени Зинон, бывшего юным безбородым отроком, случилось следующее.

Отпускал наставник этого отрока из церкви в воскресенье после службы в Иерихон принести приношение, если где, может быть, кто-нибудь молитвы ради им подаст. А однажды, когда стоял отрок вблизи конхи*, во время святого Приношения громким голосом, отрок, услышав какие-то слова Приношения, запомнил. Случилось же, когда он шел однажды в воскресенье из Иерихона и имея приношения, пришли ему на ум слова, которые он запомнил, услышав Приношение своего настоятеля, и начал их твердить, и тотчас сошел Дух Святой и освятил приношение и отрока.

Ангел же Господень предстал его настоятелю немного спустя после службы в церкви. И сказал ему: «Встань, пресвитере, сотвори Преждеосвященную на приношении, которое принес отрок. Ибо оно освятилось». И когда пришел отрок, пытал его настоятель, говоря: «Где ты болтался до сих пор, небрежа о своем служении, на которое поставлен?» Отрок же оправдывался, что ни направо, ни налево не свернул от дела, на которое был послан. Тот же снова требовал у него: «Что повторял, отправившись в дорогу?» Отвечал отрок: «Свои псалмы». Многократно настоятель на него наседал, и сурово его выспрашивал, и угрожал наложить на него наказание, если не скажет ему правду, желая узнать смысл ангельского видения и его повеления.

Наконец, признался отрок, что «слова некие Приношения, которые запомнил, услышав, как ты приносил». С тех пор тот больше не позволял ему приближаться к конхе святого алтаря, когда он совершал святую и бескровную Жертву. Ибо узнал, что из этого произошло сошествие Святого Духа и освящение святого приношения.


* Полукупол, перекрывающий апсиду, в данном случае – алтарную.
___________________________________


(Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве <того же Антония Хозевита>.
Иросанфион, или Новый Рай)







Комментарии