"Иросанфион или Новый Рай": Било


Κρούσμα – било... и сигнал к церковной службе. Хотя русское «било» означает орудие, в которое «ударяли», и только расширительно – сигнал, тогда как греч. « κρούσμα« – само «ударение» или «клепание», и может переводиться как в данном случае – глаголом. См. например у прп. Феодора Студита: «Как только ударят в било, спешите все благодушно в Церковь, как бы ангелом позванные...» (Подвижнические наставления 13.1 // Добротолюбие 2004. Т. IV. С. 41).

Сигнал производился при помощи ударов в дерево или по металлу, а в пустынях того времени – по дереву (то ξύλον). Иоанн Мосх употребляет в этих случаях выражения: προ τον χρούσαι το ξύλον (Луг Духовный 104); το ξύλον το νυχτερινόν (Там же); έως ού εχρουσεν το ξύλον (Там же, 105), см.: Palmer 1993. P. 309. Также см. в «Сказании о мученичестве святых отцев»: «...Производились удары в било..., и мы слышали удары в дерево, как бы возвещающие присутствие смерти...» (ППС. Вып. 57. С. 8).

Прп. Иоанн Кассиан сообщает о том, что в обязанности кого-либо из братьев входило будить остальную братию на ночную службу при помощи тех же ударов по дереву, причем делал он это «по рассмотрении положения звезд» (Jean Cassien 1965. P. 88.17.1–9). Опоздавшие на ночную службу до окончания первого псалма, а на дневную – до начала второго, не допускались на богослужение и должны по выходе братии просить прощения, кланяясь до земли (Ibid., 71.7.1–72.7.30).

Так называемое «клепание», то есть «ударение в било», могло входить в обязанности канонарха, как в житии прп. Саввы, или парекклесиарха, либо «кандилапта». Со временем появляются различные била: великое – μέγα, бить в него – «ударять в тяжции», малое – μικρόν, и железное или медное – σιδερόν, χαλκόν; появляются и различные правила, регламентирующие, в каких случаях и в какие моменты службы в какое из бил ударять. С древних времен регламентировалась также внутренняя сторона данного служения. Еще устав прп. Пахомия Великого предписывает в 36-м правиле: «Кто ударяет в било перед обедом или молитвою, должен иметь назидательное размышление во время ударения (meditetur in percutiendo)» (Pachomius 1932. P. 22.3–4), а «Житие прп. Кириака Отшельника» сообщает о том, что он «не переставал бить в било в лавре к ночному псалмопению до тех пор, пока не окончит стихогласовать «Непорочны"» (Kyrillos 1929. Р. 227.4–6; рус. пер.: ПП. Вып. 7. С. 7).

(Житийные материалы, связанные с обителью Хозива)





Комментарии