Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О женатых епископах


Новообрядец: Читаю пятое правило святых апостол: Епископ, или презвитер, или диакон, да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковнаго: а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина. Вот видите, это правило гласит, что если епископ изгонит жену свою, то подлежит отлучению, следовательно, он (т. е. епископ), должен быть женатый. А Шестой вселенский собор в 12 правиле пишет как раз
наоборот: Аще же кто (из епископов) усмотрен будет сие творящий (т. е. продолжающий и по рукоположении жить со своею женою), да будет извержен (полный перевод). Если бы Церковь не имела права отменять предания апостольские, то и Шестой вселенский собор не отменил бы пятое правило святых апостол. Этот пример как нельзя лучше оправдывает нашу церковь в
отмене некоторых преданий и обрядов.

Древлеправославный: Прежде всего я должен вам заметить, что вы несправедливо говорите, что будто св. Шестой вселенский собор отменил пятое правило святых апостол. Это неправда; в 12 правиле Шестого собора прямо сказано: Сие же глаголем не ко отложению или превращению апостольского законоположения.

Новообрядец: Виноват, я выразился неосмотрительно, но все же от этого положение дела не  изменяется. Факт отмены если не правила, то самого предания (а это еще важнее) о епископских женах все же остается фактом.

Древлеправославный: Чтобы беспристрастно разобраться в этом вопросе, нам необходимо  установить следующее: предание ли апостольское жить епископам вместе со своими женами? Не потрудитесь ли дать ответ на этот очень важный вопрос, но только на основании учения апостольского.

Новообрядец: О, с удовольствием. Апостол Павел пишет к Тимофею: Верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу (1Тим 3,1,2). Вот и ответ на ваш вопрос.

Древлеправославный: Действительно, это изречение апостола было бы ответом на мой вопрос, если бы не было здесь слова единыя, но при наличии этого слова нельзя признать его  удовлетворительным ответом на поставленный вам вопрос.

Новообрядец: Какое же значение и какой смысл имеет у апостола слово единыя?

Древлеправославный: Отвечаю вам словами блаженного Феодорита, епископа Кирского:  Хорошо, по моему мнению, сказано: единыя жены мужу. Ибо в древности иные, и язычники, и иудеи, имели обычай по закону брака жить вместе с двумя, тремя и более женами (ч. VII, стр. 685 и 686). Соблюдающих же плотскую чистоту в то время без труда невозможно было и найти. Отсюда видно, что словом единыя апостол указал на то, чтобы не могли пройти в епископы двоеженцы или даже троеженцы.

Новообрядец: Я с этим согласен, что слово единыя так и нужно понимать, но одну-то жену, все-таки, апостол здесь повелевает обязательно иметь епископу, на чем я именно и стою.

Древлеправославный: Нужно быть очень осторожным в толковании Священного Писания и самое лучшее самим его не толковать, а следовать толкованию учителей Церкви, как об этом постановлено св. Шестым вселенским собором: Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются (19 правило полного перевода). Руководствуясь сим мудрым
определением святого собора, я в опровержение ваших последних слов прочитаю слова св.  Иоанна Златоуста, толкование его на те же приведенные вами слова апостола Павла к Тимофею:

"Апостол сказал: подобает епископу быти единыя жены мужу, - сказал не по отношению к настоящему времени: ибо это ныне в Церкви уже не соблюдается, так как епископу прилично украшаться совершенною святостию и чистотою; но сказал так потому, что у иудеев и еллинов, преданных невоздержанию, самым великим делом почиталось и то, чтобы иметь только одну жену. Итак, апостол не закон положил, а только оказал снисхождение к браку и понятиям людей своего времени".

То же самое говорит и Матфей Властарь: "Божественные отцы Шестого собора в 12-м правиле совершенно воспрещают архиереям сожительствовать после рукоположения с женами, которые с ними сочетались законами брака прежде рукоположения, и говорят: не ко отложению того, что законоположено священными апостолами в пятом правиле, сие определяем, но  прилагая попечение о преуспеянии Церкви на лучшее. Ибо божественные апостолы вначале, когда Церковь при коснении иудеев и еллинском суеверии, оставляла желать лучшего, позволили пользоваться некоторыми отцовскими обычаями. Ибо иудейские и еллинские архиереи не разлучались со своими женами, а иные говорят, и  архиереям, проводящим свою жизнь в строгом целомудрии, должно воздерживаться от общения не только с чужими, но и со своими женами, чтобы сие не оставляло подручным их какого-либо повода к соблазну, и приводят апостольское (изречение): Безпреткновенни бывайте иудеем и еллином, и Церкви Божии, и прочее (1Кор 10,31-33); потом не уважающим постановления сего правила в наказание полагают извержение («Синтагма» Матфея Властаря, т. 17, стр. 135). 

Итак, согласны ли вы с толкованием св. Златоуста на приведенные вами слова апостола и  Матфеем Властарем?

Новообрядец: Да, согласен, и беру назад свои слова, что апостол повелевает обязательно иметь епископу жену.

Древлеправославный: Благодарение Господу Богу, что мы с вами установили, что жить  епископам со своими женами не есть предание апостольское, а терпимо было апостолами такое сожительство по снисхождению к людям того времени. Теперь я считаю необходимым вместо того, чтобы говорить своими словами, прочитать относительно согласования пятого  апостольского правила с двенадцатым Шестого вселенского собора по книге «Пидалион» (греческая Кормчая) следующее: Правило о безженстве епископов действовало, только не как вселенское, и прежде Шестого собора. Это видно: а) из Златоуста, который, объясняя слова апостола: единыя жены муж, говорит: это сказано апостолом не как закон на будущее время, но по снисхождению к тогдашнему положению церкви... Тогда у блудных язычников за великое почиталось и то, чтобы иметь одну жену; но архиерей должен быть украшен совершенною чистотою и святостию; б) Из карфагенского собора 4 и 33 правил, повелевающих епископам, презвитерам и диаконам воздерживаться от жен. 

Частное  постановление карфагенской церкви Трульский собор возвел относительно епископов в закон для всей Церкви и не встал этим в противоречие ни с пятым апостольским правилом, ни со  словами апостола Павла (единыя жены)... а) потому что апостолы позволяли епископам быть женатыми, но не предписывали. Трульский собор ввиду процветания жизни христиан узаконил безбрачие епископов как средство для возвышения жизни их самих; б) апостольское правило воспрещает епископам отлучать от себя жен против (лишь) желания их, но не препятствует разлучаться с ними по общему согласию (с. 193). Для согласования указанных вами правил казалось бы достаточно прочитанного, но чтобы для вас было более убедительно, я вынуждаюсь еще прочитать из книги богослова и канониста вашей церкви об этих же правилах следующее: На
Трульском соборе в первый раз находим положительное правило, чтобы епископы разлучались со своими супругами, которых имели прежде, или чтобы были безбрачны. Но внимательное  разсмотрение правила в том самом виде, как оно изложено на соборе, с дополнением других несомненных свидетельств, дает видеть здесь не столько новое установление VII века (когда был Трульский собор), сколько утверждение одного из древнейших и преимущественно уважаемых в Церкви преданий. Поводом к изложению правила на соборе по словам самих отцов собора было то, что в Африке, в Ливии и в других местах некоторые из епископов по совершившемся над  ними рукоположении не оставляли жить со своими супругами. Это замечание собора показывает, что безженство епископов составляло уже общий обычай, или предание, Церкви, от которого отступление было только частное, в некоторых местах, и притом производило соблазн в Церкви.

Обращаясь к первоначальным правилам церковным, мы видим, что апостольские правила  запрещали всем священнослужителям (не исключая и епископов) изгонять от себя жен под видом благочестия (апост. 5). Но такие правила объясняются обстоятельствами времени, когда духовное сословие недостаточно еще отделялось от других и не вполне образовалось, так что в клир  допускаемы были лица из всех званий и состояний; а особенно трудно было в первые века из новообращенных язычников и иудеев находить людей, соблюдавших девство в зрелом возрасте
или безбрачных. Притом, с одной стороны, иудейские и языческие обычаи допускали свободный развод между супругами, что противно было духу христианства, а с другой стороны, в самом христианстве были секты, как, например, секты енкратитов и маркионитов, которые именно под предлогом чистоты и благочестия гнушались браком и требовали разводов. Между тем, другое апостольское правило (51) говорит: Аще кто епископ или презвитер удаляется от брака, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения браком, как злом, или да исправится, или да будет извержен. Следовательно, правило, осуждая только гнушение браком, допускает удаление от брака ради подвига истинного воздержания. Равным образом и церковная история, и правила Церкви положительно свидетельствуют, что как подвиги девства и воздержания вообще, так и соблюдение их в священном сане, особенно епископом, заимствованы от апостольского предания.

Так говорит собор Карфагенский (419 г.) в одном из своих правил: За благо разсуждено, чтобы
епископы чрез самое посвящение обязанные узами чистоты, как прилично святым и  священникам Божиим, воздержны были во всем, дабы от апостолов преданное и от самыя древности содержимое и мы соблюдали; и потому разсуждено, чтобы епископы хранили  целомудрие и воздерживались от жен (правила 3 и 4). Хотя также нет сомнения, что в первые века некоторые епископы посвящены были из женатых презвитеров, но после рукоположения
большая часть из них уже прерывала брачный союз с женами; а несомненно и то, что в этот сан (епископский) преимущественно были избираемы лица, не связанные браком и отличные подвигами девства и воздержания. Примеры - все великие святители древней христианской Церкви. Это подтверждается и тем, что лицам, вступившим в клир безбрачными (исключая только чтецов и певцов), совершенно запрещалось после рукоположения вступать в брак (26 правило святых апостол), и тем еще, что таким лицам также строго воспрещалось иметь у себя в доме лиц женского пола под каким бы то ни было предлогом, кроме только матери, сестры и других ближайших родственниц (Первого вселенского собора правило 3). На соборе Никейском уже была мысль об утверждении постоянного правила, чтобы епископы были безбрачны, а  прежде сочетавшиеся браком разлучались со своими супругами; только как некоторые  предлагали распространить это правило на всех клириков, собор, по совету святого Пафнутия, одного из египетских епископов, (который сам был девственником и пустынножителем), не решился возлагать на всех это бремя, не для всех удобоносимое. Потому собор ограничился только общим правилом, чтобы священные лица, остающиеся вне брака, оставались вне его навсегда и не держали у себя в доме женского пола, кроме вышеуказанных лиц. Но обычай имел силу правила, и епископы преимущественно были избираемы из безбрачных, или, если имели супруг прежде своего рукоположения, то оставляли их по принятии сана. Император Юстиниан Великий (VI в.), утверждая правила церковного благочиния, дает силу закона, касательно  избрания епископов, и тому правилу, которое он называет древним и отеческим, чтобы в  епископы избираемы были лица монашествующие, или если из белого духовенства, то  не имеющие жен, или, по крайней мере, детей, чтобы после рукоположения беспрепятственно могли оставлять своих прежних супруг. Это установление было подтверждено несколько раз (см. сего же собора правило 48). 

Итак, Трульскому собору принадлежит собственно (только) то, что древнее предание и обычай Церкви, равно и частные повременные постановления о безбрачии епископов, он обратил в общее, постоянное правило для всех мест и времен православной Церкви. Вследствие сего, так как при поставлении женатых презвитеров в епископский сан необходимое разлучение их с
супругами не могло быть без многих затруднений, не могло быть и без собственного их  взаимного согласия, чтобы иначе не противоречить правилам апостольским (5 правилу святых апостол) и общим законам христианского супружества, то принято Церковью за правило, чтобы в епископский сан возводить монашествующих («Опыт курса церковного законоведения» Иоанна
Смоленского, стр. 359-364). Итак, из прочитанных свидетельств ясно усматривается, что хотя в древности и были случаи сожительства епископов с женами, но это делалось не по преданию апостольскому. Да и могло ли быть такое предание от святых апостолов, когда сами они оставили все и пошли вслед своего Учителя, как это видно из самого св. Евангелия: Тогда отвещав Петр, рече Ему: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам; Исус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в паки бытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома  Израилевома (Мф.19,27-28). 

Таким образом, положительно выяснилось, что Шестой вселенский собор 12 правилом не  предание апостольское отменил, но запретил усмотренное им отступление от всеобщей практики св. Церкви, имеющей свое начало от святых апостолов. Ваша же господствующая церковь запретила на соборах не отступление, а соблюдение предания святых апостолов, и потому и
этот пример только осуждает вашу церковь, но ничуть не оправдывает.

Новообрядец: Как ни убедительно вы доказываете, что епископы в древнее время жили со своими женами не по преданию апостольскому и, пожалуй, с вашими доводами можно  согласиться, но я вам докажу, что даже сами апостолы, будучи на проповеди, продолжали сожительство со своими женами.

Древлеправославный: Вот как! Где же это вы такое свидетельство отыскали?

Новообрядец: Я вижу, что вы начинаете уже насмехаться надо мной, когда с таким как бы удивлением спрашиваете: где я такое свидетельство нашел, что апостолы, будучи на проповеди, продолжали жить со своими женами, а сами, будто, этого свидетельства и не знаете!

Древлеправославный: Простите Бога ради, но я говорю вам серьезно, а не в насмешку.
Прошу указать: где написано такое свидетельство? Новообрядец: Слушайте, что апостол Павел к коринфянам пишет: Мой ответ востязующим мене сей есть: еда не имамы власти ясти и пита; еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии апостоли, и братия Господня, и Кифа (глав. 9, ст. 4 и 5). Вот вам ясное свидетельство, что апостолы, хотя и не все, и во время проповеди жили со своими женами. Я никоим образом не могу допустить, чтобы вы не знали этого свидетельства.
Старообрядец: Справедливо вы сказали, что это свидетельство мне известно, но несправедливо утверждаете, что отсюда видно, что апостолы и во время проповеди жили вместе со своими  женами. Я уже имел случай сделать вам предостережение относительно исследования св.  Писания, что толковать его только так должно, как протолковали святые отцы и учители Церкви (см. 19 правило Шестого вселенского собора); это же самое я повторяю вам и теперь.

Итак, посмотрим, как это место объясняют святые отцы. Блаженный Иероним пишет против Иоавиниана следующее: В силу этого положения Петр и прочие апостолы, - говорю это, излишне уступая ему (Иоавиниану), - хотя имели жен, но тех, которых пояли в то время, когда не знали Евангелия. Взятые впоследствии на апостольство, они оставляют брачную обязанность. Ибо
когда Петр от лица апостолов сказал Господу: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом. Господь отвечал ему: "Аминь, глаголю вам: всякий, кто оставит дом, или родителей, или братьев, или жену, или детей царствия ради Божия, получит гораздо больше в веке сем, и в веке будущем жизнь вечную" (Мф 19,27). А если в доказательство того, что все апостолы имели жен, он противопоставит нам: еда не имамы власти "женщин или жен "водити, яко и прочие апостоли и
Кифа, и братия Господни, - то пусть он прибавит и то, что стоит в греческих кодексах: еда не имамы власти сестер, женщин или жен водити; - из чего видно, что он сказал о других святых женщинах, которые по иудейскому обычаю служили учителям из своего имения; как мы знаем, это часто делалось и самому Господу. Это показывает и порядок речи: еда не имамы власти ясти и пити или сестер жен водити (1Кор 9,5). Когда прежде говорится о ядении и питии и о распоряжении расходами, и здесь же упоминается о женщинах-сестрах, то, очевидно, должно разуметь не жен, а тех, как мы сказали, которые служили от своего имения. Это и в Ветхом Законе пишется о той сунамитянке, которая имела обыкновенно принимать Елисея и давать ему стол и хлеб, и светильник, и прочее. И, конечно, если мы в γυναικες разумеем жен, а не женщин, то прибавление сестер уничтожает жен и показывает, что это были сестры по духу, а не супруги (ч. 4, стр. 168-169).

Преподобный Иосиф Волоколамский пишет: Видиши ли, како святии апостоли девство и чистоту любляху и до смерти о сем пострадаша. И аще царем и князем, и вельможам, и не токмо мужем, но и женам повелеваху чисто и целомудренно житие жити, и мужем совещеваху от своих жен отлучатися, и женам от своих мужей отступати, чистаго ради целомудреннаго жития: то
кольми паче сами чисто и целомудренно и безженно житие живяху. И аще бы сами с женами жили, то како инем совещеваху от жен отлучатися, и чистое и целомудренное житие жити, яко же свидетельствуют прежде реченная словеса. А еже святый апостол Павел глаголет: еда не имам власти сестру жену водити (1Кор 9,5): се рече о добре верующих женах, иже последоваша апостолом и служаху им в проповеди евангельстей, яко же и Христу послужиша прежде. Того ради и апостол нарицает их сестры, глаголет бо: еда не имам власти сестру жену водити  («Просветитель», слово 11). В согласие с этим пишет в толковании на эти же слова апостола и блаженный Феодорит Кирский: Сие же сестру жену водити, иные толковали так, что как за Господом следовали верные жены, снабжавшия учеников необходимою пищею (Лк 8,3), так и за
некоторыми апостолами следовали жены, которые показывали в себе горячую веру, привязаны были к их учению и содействовали божественной проповеди (ч. VII, стр. 228-229). То же самое свидетельствуется и в книге «Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета»: Еда не имамы власти сестру жену водити. Это место разными толкователями понимается различно.
Обыкновенно представляют так, что апостол говорит здесь о власти иметь жену, быть женатым на сестре - христианке, как другие апостолы, как братья Господни и как Кифа, о котором  действительно известно, что он был женат (Мф.8,14). На греческом ----- не то же значит, что латинское ducere uxorem - жениться, но водить жену в качестве спутницы. За апостолами, как за Исусом Христом, ходили женщины, которые помогали им от имений своих и разделяли с ними труды проповеди; но апостолы Павел и Варнава отказывались от вспомоществования таких женщин, хотя, подобно другим апостолам, могли бы иметь их при себе. Апостол спрашивает: разве он один и Варнава не имеют права иметь спутницами женщин из сестер, т. е. из  христианок? (стр. 210 и 211).

Это последнее свидетельство хотя принадлежит не святому отцу, но ввиду полного его согласия с вышеприведенными святоотеческими свидетельствами, оно не представляется излишним, тем более, что книга эта издана с разрешения духовной цензуры вашей господствующей церкви. Из приведенных святоотеческих и других свидетельств следует, что сестер жен у апостола Павла
должно разуметь не супруг, а спутниц, содействующих апостольской проповеди.

Новообрядец: Да, действительно, теперь я вижу, что св. Писание по своему разуму толковать нельзя, а должно следовать толкованию святых отец; в противном случае можно впасть в заблуждение. Но как бы то ни было, а я опять пойду дальше и буду приводить еще примеры из быта древней Христовой Церкви и во что бы то ни стало докажу, что наша церковь  господствующая не лишилась православия чрез отмену некоторых преданий и обрядов, бывших в
употреблении до патриарха Никона.

Древлеправославный: Хорошо, пожалуйста, приводите все, что вы знаете. Не торопясь,
разберемся.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии