Собор старообрядцев-беглопоповцев в Невьянске (январь 1778 г.)


В январе 1778 г. в Невьянске состоялся «судьбоносный» Собор старообрядцев-беглопоповцев, на котором присутствовало более 200 человек («делегатов» и зрителей). В 2004 г. археографам из Новосибирска удалось получить копию «Постановления Собора» – официальный документ, лишенный всех «лирических» отступлений. В нем 5 пунктов – «правил», отразивших основные вопросы, обсужденные руководителями уральских беглоповцев с их зауральскими оппонентами.

Первым был рассмотрен вопрос о «раздорниках» – небольшой группе невьянских староверов, фактически, ставших беспоповцами, которых отлучили от общественного моления и общения, «аще не обратятся и не раскаются от своего заблуждения»...

Вслед за этим рассмотрели вопрос о священстве. Хотя тема вызвала оживленную дискуссию, решение было принято довольно быстро: «Священство правленное принимати со испытанием: 1-е о крещении; 2-е о рукоположении. А что еже видится за ними недостаток, о том зазирати не должно». Примечательно, но ничего нового в этом «правиле» не было. Примерно о том же говорилось и на Ирюмском соборе 1723 г, и на соборах 1750-х – 1760-х гг.

Третьим стал вопрос, ради которого инок-схимник Максим и созывал Собор. Это проблема венчания, возникшая у беглопоповцев Урала в гонительные времена, связанная с нехваткой, а в иные годы и полным отсутствием беглых попов. Решено: «Браки да совершаемы бывают священниками правленными, а некоторые, хотя и повенчаются в церквах нынешних, но таковых вовсе не отгонять, принимать их через епитимию».

Еще один вопрос, который рассматривался на Соборе 1778 г., касался… книг. Ознакомившись с материалами многих старообрядческих совещаний, отмечу, что, похоже, это единственный случай в истории урало-сибирского староверия. Принятое решение, зафиксированное в соборном Постановлении, разделено на два «правила»:
«Вси единомысленнии наши христяне православнии заповедаем держати книги Священного Писания, изданные до лет патриарха Никона…»;
«Книги никоновския христианом не имети: Скрижаль, Пращицу, Увет и прочая. Аще у кого таковыя обрящутся, таковых отлучать».

«Скрижаль» – сборник полемических произведений греческой и древнерусской литературы, которые объясняли и утверждали нововведения патриарха Никона в церковную жизнь России. Книга, составленная греческим иеромонахом Иоанном Нафанаилом, была переведена на русский язык и напечатана в октябре 1655 г.

«Пращица духовная» – сочинение нижегородского епископа Питирима, направленное против старообрядцев. Книга с одной стороны составлена в форме вопросов и ответов, но в ней обосновывается возможность смертной казни для еретиков, из-за чего «Пращицу» иногда называли главной книгой русской инквизиции. Издавалась в 1721, в 1726 и в 1752 гг.

Комментарии