"Старообрядчество борского Заволжья": Малиновский скит
Малиновский скит. Фото Ю. Харитонова. 1997 г.
Откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, никому неведомо. Может, здесь на возвышенности среди окрестной равнины когда-то были непроходимые заросли малинника, а, может земля эта обильно полита кровью ее непокорных обитателей. Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей.
Из-за отсутствия правдивой информации и столетий гонения на приверженцев «старой веры» скиты представлялись многим жилищем отшельников-фанатиков. Однако такое понятие не только упрощено, но и неверно. Не за пресловутую «букву» поднимались стояльцы «двоеперстия», а за самый Дух Святой Руси. Многие заволжские оплоты «древлего благочестия» являлись центрами самобытной русской культуры. Именно к таким и относится «именитый Малиновский скит», став на долгие времена приютом и духовным центром страрообрядцев беглопоповского согласия.
Можно лишь предполагать, какую поддержку Малиновскому скиту оказывал в середине XIX века П.Е. Бугров. Но то, что в 1856 г. местом упокоения своей любимой жены Анастасии Петр Егорович выбрал кладбище в Малиновой, а сам завещал положить себя рядом, говорит о многом. Сейчас фамильная могила Бугровых разграблена и перерыта, но есть еще люди, помнящие «бугровские могилы».
Кто таков Ф.А. Блинов, что покоится на кладбище Малиновского скита? — этот вопрос задают все после первого посещения его могилы. На мраморном надгробии ее начертаны слова: «Под сим камнем погребено тело раба Божиего Феодора Андреевича Блинова, Почетного гражданина, нижегородского первой гильдии купца, скончавшегося 5 сентября 1882 г. Жития ему было 71 год. Господи, прими душу его с миром».
Понятно, что власти не могли не считаться с его именем, когда решался вопрос о судьбе Малиновского скита. Точной даты возрождения скита нет. Скорее всего, он был возобновлен в 80~х годах XIX в. Причем неизвестно произошло ли это на новом или старом месте. В 1894 г. здесь строится временное здание богадельни, официальное разрешение на существование которой было получено лишь в 1900 г. Кроме нее, к этому времени также без всякого дозволения возводится «часовня в виде особенного каменного и обширного здания» и молитвенный дом.
Все ходатайства, прошения о судьбе Малиновского скита, а также материальную поддержку на рубеже веков берет на себя Н.А. Бугров. По свидетельству А.П. Мельникова, в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком и устройством. Из доклада нижегородскому епископу «... Обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений». Если учесть, что в 1889 г. Н.А. Бугров добивается у губернских властей открытия в д. Попово школы для детей старообрядцев, то понятно, что в начале XX века Малиновский скит начинает играть роль центра беглопоповского согласия Нижегородского края.
Все ходатайства, прошения о судьбе Малиновского скита, а также материальную поддержку на рубеже веков берет на себя Н.А. Бугров. По свидетельству А.П. Мельникова, в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком и устройством. Из доклада нижегородскому епископу «... Обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений». Если учесть, что в 1889 г. Н.А. Бугров добивается у губернских властей открытия в д. Попово школы для детей старообрядцев, то понятно, что в начале XX века Малиновский скит начинает играть роль центра беглопоповского согласия Нижегородского края.
Популярность его росла, привлекая охотников до чужого добра. Только в 1906 г. совершены две попытки его ограбления, о чем писала газета «Волгарь» и о чем до сих пор рассказывают местные старожилы. В ночь на 17 декабря 1906 года неизвестные подъехали на двух подводах. Воры быстро перелезли через высокую каменную ограду и оказались в монастыре. Караульщикам справиться с группой вооруженных преступников было не по силам. В них летели зловещие пули. Истекающего кровью стражника бандиты безжалостно докололи кинжалами. Начался грабеж. Одни снимали с образов ризы, другие — каменья и драгоценности. Третьи устремились к старушке-казначейше, чтобы изъять деньги.
Грабители много стреляли, хотели сильно запугать женщин, вдов, девиц. Но некоторые из них догадались бежать за помощью в д. Филипповскую. Жители ее услышали пальбу, вооружившись топорами, вилами, охотничьими ружьями, устремились в погоню за убегавшими. Крестьяне Кантаурова с урядником во главе также начали преследование, ранив лошадей, везущих краденое. Воры бросили тройку коней и, спасаясь бегством, устремились к толоконцевскому лесу. Крестьяне не только оцепили лесной массив, но и стали прочесывать его. Урядник в этой суматохе успел убить трех грабителей, а у воров к тому времени кончились патроны. Деревенские жители стреляли в них дробью из охотничьих ружей, уничтожив троих злоумышленников и, наконец, перейдя в рукопашную схватку. Тревожная весть мгновенно облетела округу. К месту расправы подоспел становой пристав села Бор. Ему удалось вырвать похитителей из рук разъяренной толпы. Случай этот — яркий пример единства православных христиан и старообрядцев в борьбе со злом.
Воры суровую кару понесли и со стороны государства. Уголовное дело рассматривал московский военно-окружной суд. Пятеро подсудимых, признанные виновными, были приговорены к 15-ти и 12-ти годам каторги.
По этому делу за недонесение осуждены еще два человека (одному дали 4 года каторги, другому – год тюремного заключения). Общественность живо интересовалась ходом судебного расследования. После объявления приговора подсудимых, закованных в кандалы, под двойным конвоем отправили в места лишения свободы. Так наказали виновных в ограблении Малиновского скита.
Грабители много стреляли, хотели сильно запугать женщин, вдов, девиц. Но некоторые из них догадались бежать за помощью в д. Филипповскую. Жители ее услышали пальбу, вооружившись топорами, вилами, охотничьими ружьями, устремились в погоню за убегавшими. Крестьяне Кантаурова с урядником во главе также начали преследование, ранив лошадей, везущих краденое. Воры бросили тройку коней и, спасаясь бегством, устремились к толоконцевскому лесу. Крестьяне не только оцепили лесной массив, но и стали прочесывать его. Урядник в этой суматохе успел убить трех грабителей, а у воров к тому времени кончились патроны. Деревенские жители стреляли в них дробью из охотничьих ружей, уничтожив троих злоумышленников и, наконец, перейдя в рукопашную схватку. Тревожная весть мгновенно облетела округу. К месту расправы подоспел становой пристав села Бор. Ему удалось вырвать похитителей из рук разъяренной толпы. Случай этот — яркий пример единства православных христиан и старообрядцев в борьбе со злом.
Воры суровую кару понесли и со стороны государства. Уголовное дело рассматривал московский военно-окружной суд. Пятеро подсудимых, признанные виновными, были приговорены к 15-ти и 12-ти годам каторги.
По этому делу за недонесение осуждены еще два человека (одному дали 4 года каторги, другому – год тюремного заключения). Общественность живо интересовалась ходом судебного расследования. После объявления приговора подсудимых, закованных в кандалы, под двойным конвоем отправили в места лишения свободы. Так наказали виновных в ограблении Малиновского скита.
Обустройство его продолжалось еще интенсивнее. Чтобы подчеркнуть его роль как духовного центра, решено было возвести каменную Владимирскую церковь. Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древнейших традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси. Церковь стала последним крупным сооружением на территории скита. Ее возведение, начавшееся в 1908 г. по проекту архитектора Н.М. Вешнякова, стало возможным благодаря капиталам и неутомимой энергии Н.А. Бугрова.
Недалеко от церкви изготовлялся в огромных количествах и кирпич для ее строительства. Здесь он и обжигался, а дрова заготовлялись в соседних лесах, принадлежащих все тому же Бугрову. Не раз, останавливаясь или в д. Попово, родине своих предков, или в д. Филипповской, он пешком приходил в Малиновский скит, чтобы посмотреть, как идут строительные работы. Церковь была освящена 13 июля 1912 г. На освящение приезжала из Н. Новгорода его сестра Зинаида Александровна, так как Николай Александрович так и не дожил до этого дня, он скончался в 1911 г.
Недалеко от церкви изготовлялся в огромных количествах и кирпич для ее строительства. Здесь он и обжигался, а дрова заготовлялись в соседних лесах, принадлежащих все тому же Бугрову. Не раз, останавливаясь или в д. Попово, родине своих предков, или в д. Филипповской, он пешком приходил в Малиновский скит, чтобы посмотреть, как идут строительные работы. Церковь была освящена 13 июля 1912 г. На освящение приезжала из Н. Новгорода его сестра Зинаида Александровна, так как Николай Александрович так и не дожил до этого дня, он скончался в 1911 г.
Малиновский скит просуществовал до 1925-26 гг., когда он был ликвидирован, а постройки проданы частным лицам или учреждениям.
В самой церкви богослужение прекратилось в 1933 г. Решением Комиссии по вопросам религиозного культа при Президиуме Горьковского облисполкома от 27.12.1937 г. предполагалось переоборудование ее под клуб. Однако церковь осталась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад.
Еще долго не прекращал биться пульс церковной жизни: в разграбленном храме тайком при закрытых дверях и ставнях собирались люди для молитвы. Только в 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвящена в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Исследование ее как архитектурного памятника начато летом 1992 г. сотрудниками научно-исследовательского центра «Этнос» под руководством И.С. Агафоновой, ими же были проведены консервационно-реставрационные работы по выведению церкви из аварийного состояния.
Краснокирпичная церковь, стоящая на возвышении, выполненная в русском стиле, неповторима по роскоши убранства и архитектурной фантазии. Ее фасады изысканно нарядны, будучи разукрашенными цветными изразцами и штукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи, красивая чугунная винтовая лестница вела на хоры. Отапливалась церковь калориферами, располагавшимися в подвале. Издалека были видны ее трехъярусная шатровая колокольня, крытая паперть, напоминавшая крыльцо древнерусского узорчато-замысловатого терема, и пять голубых глав ее купола. В интерьерах церкви сохранились фрагменты росписей на темы религиозных праздников и растительные орнаменты.
В самой церкви богослужение прекратилось в 1933 г. Решением Комиссии по вопросам религиозного культа при Президиуме Горьковского облисполкома от 27.12.1937 г. предполагалось переоборудование ее под клуб. Однако церковь осталась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад.
Еще долго не прекращал биться пульс церковной жизни: в разграбленном храме тайком при закрытых дверях и ставнях собирались люди для молитвы. Только в 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвящена в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Исследование ее как архитектурного памятника начато летом 1992 г. сотрудниками научно-исследовательского центра «Этнос» под руководством И.С. Агафоновой, ими же были проведены консервационно-реставрационные работы по выведению церкви из аварийного состояния.
Краснокирпичная церковь, стоящая на возвышении, выполненная в русском стиле, неповторима по роскоши убранства и архитектурной фантазии. Ее фасады изысканно нарядны, будучи разукрашенными цветными изразцами и штукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи, красивая чугунная винтовая лестница вела на хоры. Отапливалась церковь калориферами, располагавшимися в подвале. Издалека были видны ее трехъярусная шатровая колокольня, крытая паперть, напоминавшая крыльцо древнерусского узорчато-замысловатого терема, и пять голубых глав ее купола. В интерьерах церкви сохранились фрагменты росписей на темы религиозных праздников и растительные орнаменты.
Многие очевидцы и поныне показывают то место, где находился красочный портрет Н.А. Бугрова, держащего в одной руке Владимирскую церковь, а в другой церковь в с. Попово, также построенную его стараниями. Роспись эта символизировала дар Господу Богу. Говорят, что Никола Александрович, узнав о своем изображении, «дюже рассердился». Различить фрески уже сейчас невозможно. Они чуть-чуть заметны лишь в самой святой части церкви — в алтаре.
Никола Александрович Бугров, изображенный справа от иконостаса, как бы дарящий миру эту каменную церковь и жилой дом для богомольцев. Современная картина.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года
Обо всем этом рассказывали нам Михаил Лукич Свешников и его супруга Евдокия Михайловна, прихожане церкви и ее добровольные хранители.
* * *
Тишина покоя, вечности и еще чего-то надземного, когда всякая суета слетает шелухою, — вот чувства, которые испытываешь, чувства, которые переплавляются в думы, тяжелые и безответные. Тайны, сокрытые завесой запрета и незнания, мы пытаемся разгадать вместе. С нами — дети. Их нельзя оставлять без надежды. С душевным облегчением узнаем, что в Казанской церкви с лета 1993 г. начались богослужения. На реставрацию храма выделил деньги и нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов. Может ей суждено второе рождение.
Комплекс Малиновского скита — едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, он взят на государственную охрану постановлением Законодательного Собрания от 21 июня 1994 г. Полон уверенности в воссоздании Казанской церкви протоиерей Никола (Н.М. Субботин). Его уверенность основана на поддержке, которую храму оказывают и прихожане, и предприниматели, и художники-иконописцы из Москвы.
Текст и некоторые фотографии взяты из книги:
"Старообрядчество борского Заволжья" / под общ. ред. И.С. Гоголевой; — Нижний Новгород: Типография «Принт EС», 2008.
Комментарии
Отправить комментарий