Жизнеописание древлеправославного архимандрита Серафима (Третьякова), жившего в Беларуси в нач. XX века

Портрет священноинока Серафима (ГМИР, Д–72) с дарственной надписью духовной дочери - Феодосье Симеоновне в день ее Ангела и праздник св. Троицы (29 мая 1916 г.).

Эта статья – попытка составить жизнеописание древлеправославного архимандрита Серафима (Ивановича Третьякова). К сожалению, сведения о его жизни затерялись под спудом минувшего столетия, и весьма скудны.

Когда и где родился о. Серафим – неизвестно. Мы знаем, что изначально он принадлежал к новообрядческой церкви. Можно предположить, когда он присоединился к беглопоповцам, и когда прибыл служить в местечко Ветку – некогда значимый староверческий центр на юго-востоке Беларуси.

В этнографическом очерке Ивана Абрамова «Старообрядцы на Ветке», изданном в 1907 г., указано, что в Ветке подавляющее большинство староверов относилось к беглопоповцам, т.е. поповцам, приемлющим священство от новообрядческой церкви. Абрамов отмечает, что беглопоповцы «имеют недавно выстроенную отличную молельню в честь Покрова Пресвятыя Богородицы». Прежняя беглопоповская церковь сгорела при большом пожаре, случившемся в Ветке в 1846 г., однако ее иконостас сохранился. Автор также сообщает, что «в настоящее время» священника у беглопоповцев нет, и они его себе подыскивают, что «не мешает им устраивать продолжительные богослужения, петь и читать священное писание» [1, с. 121]. В статье исследователя Светланы Леонтьевой «Стараверскія цэрквы Веткаўшчыны», напечатанной во втором томе историко-документальной хроники городов и районов Беларуси «Памяць», посвященной Ветковскому району, сообщается, что Покровская церковь была деревянной, обложенная снаружи кирпичом, и имевшая колокольню на семь колоколов. Храм стоял на улице Монастырской (ныне Первомайская). Четырехъярусный иконостас (по-видимому, из прежней церкви) имел 64 образа [12, с. 383].

В периодическом издании Белокриницких старообрядцев «Церковь» за 1910 г. № 13 сообщается, что к этому времени о. Серафим уже был настоятелем Покровской церкви в Ветке [3, с. 348]. Им также окормлялась община гомельских беглопоповцев, имевшая небольшую Покровско-Димитриевскую деревянную церквушку [7, с. 29]. В 1910 г. о. Серафим ездил с миссионерской поездкой в Витебск по приглашению местных староверов часовенного согласия, где участвовал в религиозном диспуте с белокриницкими и синодальными миссионерами [3, с. 348]. В том же году батюшка принимал участие в III Всероссийском съезде староверов-беглопоповцев в Нижнем Новгороде, где стоял вопрос о приеме епископа. Ввиду крайней нужды, о. Серафим предлагал принять епископа третьим чином – через отречение от заблуждений и покаяние, но без миропомазания. Однако правильно крещенное (в три погружения) новообрядческое духовенство беглопоповцы принимали к себе вторым чином – не только через отречение и покаяние, но и через миропомазание. Его предложение было поставлено на голосование и отклонено подавляющим большинством голосов [20, с 21]. О. Серафим Третьяков присутствовал на соборе уже как староверческий священник; отсюда можно предположить, что он присоединился к беглопоповцам где-то между 1907 и 1910 гг.

В 1917 г., на V всероссийском съезде староверов-беглопоповцев, о. Серафим поддержал курс Временного правительства о продолжении войны и участия в ней. Он также предложил, чтобы дети староверов изучали крюковую нотацию и церковнославянский язык, что позволило бы им в дальнейшем свободно пользоваться певческими и богослужебными книгами, дабы не утратить отеческую традицию духовной жизни [16].

Далее есть сообщение из устных источников, повествующих о том, что произошло с о. Серафимом в годы гражданской войны. Вот что рассказывает настоятель древлеправославной Спасо-Преображенской церкви г. Гомеля о. Сергий Зиновьев: «Эту историю я слышал от отца Андрея Марченко, а он от Анны Николаевны. Она была поваром в новозыбковской древлеправославной семинарии. Сама Анна Николаевна из гомельского прихода. Ей об этом рассказали родители. Кто-то из них был очевидцем этих событий. Когда Гомель заняли красные, то они повесили отца Серафима, но так как веревка оборвалась, красные его второй раз вешать не стали, а так и оставили умирать лежащим на земле с петлей на шее. Батюшку подобрал местный еврейский цадик, служитель синагоги, который и выходил его» [8].

Конкретная дата, когда повесили о. Серафима, неизвестна. В Гомеле советская власть была установлена дважды: в 1917 и 1919 гг. Вначале она установилась 30 октября 1917 г., но 1 марта 1918 г. город заняли войска кайзеровской Германии. Гомель был включен в состав созданной немцами так называемой Украинской Державы во главе с гетманом Скоропадским. После поражения германских войск в Первой Мировой оккупационные войска начали отход с территории Беларуси, за ними двигались части Красной Армии. В соответствии с соглашением между советской делегацией и командованием немецкого гарнизона советские войска должны были вступить в Гомель 20 декабря 1918 г. Однако город захватили части УНР (Украинской Народной Республики), после чего была образована Гомельская директория. Лишь 14 января 1919 г. город был снова занят красными уже окончательно. Гомель стал губернским городом в составе РСФСР [4]. Вероятнее всего в начале 1919 г. это и случилось.

За что красные решили повесить о. Серафима, остается неизвестным. Немного проливают свет на его биографию гомельские архивы. Эти сведения связаны с голодом в Поволжье, вызванным засухой и неурожаем в регионе в 1921 г. В стране сразу же развернулась массовая компания помощи голодающим. 27 июля Ветковский волсовет принял решение о присоединении к всесоюзной компании по борьбе с голодом. Начался сбор средств, в котором приняло участие и волостное духовенство [2, с. 126].

28 февраля 1922 г. Центральной комиссией помощи голодающим при ВЦИКе и Народным комиссариатом юстиции была опубликована «Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей», оговаривавшая допустимость изъятия дорогостоящих предметов церковного обихода, имеющих литургическое употребление. Инструкция также предусматривала возможность замены конфискованных литургических предметов другими, менее дорогостоящими, предметами сакрального значения. 1 апреля 1922 г. в Гомельской губернии началась кампании по изъятию церковных ценностей. Председатель Гомельского губисполкома Иван Нейбах объявил начинавшуюся антицерковную акцию вынужденной мерой, необходимой для спасения голодающих Поволжья. Это было доведено всем уездным комитетам (укомам) РКП(б) и всем уездным исполнительным комитетам (уисполкомам) специальным циркуляром председателя Гомельского губисполкома. Священнослужители Гомельского уезда нередко относились с сочувствием к передаче дорогостоящих предметов церковного обихода в фонд помощи голодающим [18].

Весной 1922 г. представитель Всероссийского старообрядческого комитета священник Серафим Третьяков начал сбор средств в Гомеле и уезде для голодающих Поволжья, а конкретно для своих единоверцев в Саратове [9, с. 30]. Была ли для этого использована церковная утварь древлеправославных храмов Покровского в Ветке и Покровско-Димитриевского в Гомеле, неизвестно.

В списке зарегистрированных религиозных объединений в Гомельском уезде (апрель 1925 г.) сообщается, что на момент 1923 г. о. Серафим все еще являлся настоятелем Покровского храма в Ветке [10, с. 42]. Светлана Леонтьева в своей статье сообщает, что по данным 1923 г. прихожанами Покровской церкви являлось 450 женщин и 350 мужчин. Согласно описи 1925 г. в храме имелось 124 образа и 42 старопечатные книги [12, с. 383].

В 1924 г. о. Серафим участвовал в освященном Соборе Древлеправославной Церкви [5]. После присоединения к беглопоповцам архиепископа Саратовского (РПЦ МП) Николы Позднева в 1923 г. беглопоповское согласие получило своего предстоятеля – архиепископа Московского, Саратовского и всея России древлеправославных христиан Николу [13]. Присоединение архиепископа Николы к Древлеправославной Церкви осуществлялось вторым чином. Изначально о. Серафим высказывал свое мнение о приеме Владыки третьим чином. Однако приняв участие в Соборе, где рассматривался этот вопрос, о. Серафим счел свое мнение безосновательным. Затем, положив Архиепископу земной поклон, просил у него прощения и благословения, после чего Владыка Никола его простил и благословил [5].
 
Священноинок Серафим на Соборе в Москве в 1924 г. 
(справа в  третьем ряду, самый крайний в камилавке)

На Соборе 1926 г. о. Серафим (Третьяков) присутствует уже в сане архимандрита и гомельского благочинного. В Гомельское благочиние тогда входили губернии: Гомельская, Черниговская, Полтавская, Херсонская и Новозыбковский уезд Брянской губернии [14].

Архимандрит Серафим во время мироварения в Москве в 1926 г. 
Стоит в митре с опушкой одесную Владыки Николы

Последний раз архимандрит Серафим упоминается на Соборе в 1928 г., где он озвучил вопрос от имени двенадцати приходов Гомельского благочиния о возможности единоличной хиротонии епископа. На что Собор ответил, что сам рассмотрит кандидатуру епископа и впоследствии вынесет свое решение [15].

На этом вести об архимандрите Серафиме обрываются. На Соборе 1930 г. он не упоминается. Поднятый о. Серафимом на прошлом Соборе вопрос о единоличной хиротонии епископа на этом соборе не обсуждался. Следующий Собор был только в 1955 г. [6]. В статье Светланы Леонтьевой сообщается, что архимандрит Серафим (Третьяков) был последним настоятелем Покровской церкви [12, с. 383]. Что было дальше, остается невыясненным.

15 февраля 1930 г. вышло постановление советского правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений», местным органам власти было предписано усилить контроль за руководителями религиозных общин, выявлять в этих общинах лиц, «враждебных советскому строю». По всей стране прокатилась очередная волна арестов духовенства. Многих приговаривали к двум-трем годам лишения свободы или высылки в «места отдаленные», в частности, в Казахстан [11].

В августе 1934 г. СНК БССР принял постановление об использовании церковных зданий в качестве зернохранилищ, амбаров и складских помещений. Все это происходило на фоне продолжавшихся репрессий против духовенства и верующих [17, с. 232]. В своей статье белорусский историк Павел Терешкович, исходя из данных устных источников, сообщает, что в середине 1930 гг. за одну ночь были арестованы все иконописцы Ветки. Было конфисковано около 250 икон, которыми потом две недели топили общественную баню [19. с. 169]. А в период 1936 – 1937 гг., по распоряжению органов власти местного уровня, Покровская церковь была снесена [13, с. 383].

Мог ли в водовороте этих событий оказаться архимандрит Серафим? Был ли он репрессирован в первой половине 1930-х гг., или умер своей смертью до этих событий? На эти вопросы пока нет ответа. Исследование его дальнейшей судьбы продолжается.

Таким образом, из всех найденных сведений об архимандрите Серафиме (Третьякове) становится ясно, что он был весьма активным служителем Древлеправославной Церкви. Его жизнь проходила на фоне значимых исторических событий, как для Церкви, так и для страны.





Литература:

1. Абрамовъ И.С. Старообрядцы на Вѣткѣ : (Этногр. очеркъ). // «Живая старина». Вып. III, СпБ, 1907. С. 121.

2. В помощь Поволжью // Памяць. Веткаўскi раён : гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі : у 2-х кнігах / [уклад. : У. Я. Райскі]. - Мiнск : Белта, 1997-1998. Кн. 1. – Мн., 1997. – С. 126.

3. Витебскъ (от нашего корреспондента) // Церковь. Старообрядческїй церковно-общественный журналъ. 1910. №13. С. 348.

4. Гомель в период оккупации кайзеровской Германией [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wfi.lomasm.ru/русский.история_гомеля/гомель_в_период_оккупации_кайзеровской_германией Дата доступа: 29. 08. 2023.

5. Деяния освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 25-30 мая 1924 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: Официальный сайт Русской Древлеправославной Церкви. Режим доступа: https://raoc.info/307-dejanija-osvjaschennogo-sobora-russkoi-drevlepravoslavnoi-cerkvi-sostojavshegosja-25-30-maja-192.html Дата доступа 29. 08. 2023.

6. Документы Соборов 1923-1944 годов https://raoc.info/sobornye-dokumenty/dokumenty-soborov-1923-1944-godov Дата доступа: 29. 08. 2023.

7. Жудро С.А., Сербовъ К.А., Довiялло Д.К. Городъ Гомель (Могилевской губ.). Вильна, 1911. С. 29.

8. Зиновьев Сергий, настоятель Спасо-Преображенской церкви (РДЦ), ул. Пролетарская 18 А, Гомель.

9. Из отчета Гомельского губернского комитета помощи голодающим об участии религиозных объединений в сборе средств (не ранее октября 1922 года). Документ №8 // Старообрядцы на Гомельщине (1918 - 1991): документы и материалы (сост. З.А. Александрович [и др.]; под ред. П.В. Пичукова). 2017. Минск. С. 30.

10. Из списка зарегистрированных религиозных объединений в Гомельском уезде (апрель 1925). Документ №22 // Старообрядцы на Гомельщине (1918 - 1991): документы и материалы (сост. З.А. Александрович [и др.]; под ред. П.В. Пичукова). 2017. Минск. С.42.

11. Иларион (Алфеев) Митрополит Волоколамский. Репрессии против Церкви в 1920-е и 30-е годы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: Православный портал «Иисус» https://jesus-portal.ru/life/expert/repressii-protiv-cerkvi-v-1920-e-i-30-e-gody/ Дата доступа: 28.03. 2024.

12. Леонтьева С.И. «Стараверскя цэрквы Веткашчыны» // Памяць. Веткаўскi раён : гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі : у 2-х кнігах / [уклад. : У. Я. Райскі]. - Мiнск : Белта, 1997-1998. Кн. 2. - 1998. – С. 383.

13. Никола (Позднев) [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Никола_(Позднев) Дата доступа: 29. 08. 2023.

14. Постановление Собора Древлеправославной Церви Христовой в Нижнем Новгороде, с 1/14 по 5/18 октября 1926 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Древлеправославной Церкви. Режим доступа: https://raoc.info/141-postanovlenie-sobora-drevlepravoslavnoi-cerkvi-hristovoi-v-n-novgorode-s-114-po-518-oktjabrja-19.html Дата доступа: 29. 08. 2023.

15. Постановления Освященного Собора древлеправославных христиан старообрядцев, приемлющих священство от Грекороссийской церкви, бывшего с 25-го по 29-е мая ст/ст., с 7-го по 11-е июня н/ст. 7436 лета, 1928 г. в Богоспасаемом граде Саратове. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Древлеправославной Церкви. Режим доступа: https://raoc.info/217-sobor-1928g.html Дата доступа: 29. 08. 2023.

16. Протоколы V всероссийского съезда древлеправославных христиан, заседавшего в г. Москве 16-18 июля 1917 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Древлеправославной Церкви. Режим доступа: https://raoc.info/137-protokoly-v-vserossiiskogo-sezda-drevlepravoslavnyh-hristian-zasedavshego-v-g-moskve-16-18-iyulj.html Дата доступа: 29. 08. 2023.

17. Рогинский Р.М. Старообрядчество Гомельщины и советская власть в 1920-1930 гг. (по архивным данным и устным источникам). [Текст] / Р. М. Рогинский // «Старообрядчество: история, культура, современность», посвящённая 390-летию со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума. X Международная научно-практическая конференция (2011 ; Москва). X Международная научно-практическая конференция 2011 г. : [материалы]: в 2 ч. Т 1, с. 229–236.

18. Слесарев А.В. Кампания по изъятию церковных ценностей на территории Гомельского уезда (апрель - август 1922 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: Научный богословский портал «Богослов. Ru» https://bogoslov.ru/article/3217384#_edn12. Дата доступа: 28.03. 2024.

19. Терешкович П.В. Русские в Беларуси: постинтернациональная рефлексия // Нёман. - 1992. - № 6. - С. 169 - 172.

20. Труды III-го Всероссийскаго старообрядческаго съѣзда христiан, приемлющiхъ священство, переходящее отъ господствующей церкви, состоявшагося в Нижнем Новгородѣ 12-15 мая 1910 года. - Нижiй Новгородъ, 1910 г. С. 21.


Свящ. Сергий Зиновьев (РДЦ) и Лука Рогинский

Комментарии