СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЪ КИПРІАН: О крещеніи еретиковъ


Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.
ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.
ПИСЬМА.

57. Письмо къ Януарію и прочимъ епископамъ нумидійскимъ о крещеніи еретиковъ.


Кипріанъ, Либералъ, Калдоній, Юній, Примъ, Цецилій, Поликарпъ, Никомедъ, Феликсъ, Марруцій, Сукцессъ, Лукіанъ, Гоноратъ, Фортунатъ, Викторъ, Донатъ, Луцій, Геркуланъ, Помпоній, Димитрій, Квинтъ, Сатурнинъ, Маркъ, другой Сатурнинъ, другой Донатъ, Рогаціанъ, Седатъ, Тертуллъ, Гортенсіанъ, еще иный Сатурнииъ и Сацій — Януарію, Сатурнину, Максиму, Виктору, другому Виктору, Кассію, Прокулу, Модіану, Циттану, Гаргилію, Евтихіану, другому Гаргилію, другому Сатурнину, Немезіану, Нампулу, Антоніану, Рогаціану и Гонорату — братьямъ желаютъ здоровья.
/с. 275/ Всѣ мы вмѣстѣ, на соборѣ, прочли, возлюбленнѣйшіе братья, ваше письмо. Въ немъ вы спрашиваете: слѣдуетъ ли крестить тѣхъ, которые, по видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ, — когда они обращаются къ единой истинной каѳолической Церкви? Хотя относительно этого предмета вы и сами тамъ придерживаетесь вѣрно и твердо каѳолическаго правила, однако, такъ какъ вы почли нужнымъ, по общей любви, спросить о томъ и насъ, то мы изложимъ вамъ наше мнѣніе, мнѣніе не новое, но давно уже постановленное нашими предшественниками, которое мы соблюдаемъ совершенно согласно съ вами. Именно, мы думаемъ и принимаемъ за вѣрное, что никто не можетъ быть крещенъ на сторонѣ, внѣ Церкви, потому что въ святой Церкви установлено одно крещеніе и Господь говоритъ въ Писаніи: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). И опять божественное писаніе даетъ слѣдующее наставленіе: отъ воды чуждія ошайся, и отъ источника чуждаго не пій (Прит. 9, 19). Итакъ вода должна быть прежде очищена и освящена священникомъ, чтобы при крещеніи она могла омыть грѣхи человѣка крещаемаго. Господь такъ говоритъ чрезъ пророка Іезекіиля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ, и отъ всѣхъ кумировъ вашихъ; и очищу васъ, и дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ (Іезек. 36, 25). Какимъ же образомъ можетъ очистить и освятить воду, кто самъ нечистъ, — въ комъ нѣтъ Святаго Духа и къ кому относятся слѣдующія слова Господа: и всякое, ему же прикоснется нечистый, нечисто будетъ (Числ. 19, 22)? Или какимъ образомъ крещающій можетъ даровать отпущеніе грѣховъ, самъ не имѣя возможности внѣ Церкви оставить ихъ? Эту истину подтверждаетъ и самый вопросъ, предлагаемый при крещеніи. Когда мы говоримъ: «вѣришь ли въ жизнь вѣчную /с. 276/ и въ оставленіе грѣховъ чрезъ святую Церковь?» то разумѣемъ, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даровано только въ Церкви и что грѣхи не могутъ быть оставляемы у еретиковъ, у которыхъ нѣтъ Церкви. Итакъ утверждающіе, что еретики могутъ крестить, должны или измѣнить вопросъ, или признать истину, — если только они не приписываютъ и Церкви тѣмъ, у коихъ, по увѣренію ихъ, есть крещеніе.
Необходимо также тому, кто крещенъ, быть и помазану, чтобы, принявъ помазаніе, онъ могъ содѣлаться помазанникомъ Божіимъ и имѣть въ себѣ благодать Христову. Крещенные же помазываются елеемъ, освященнымъ на алтарѣ, гдѣ совершается евхаристія; но кто не имѣлъ ни алтаря, ни церкви, тотъ не могъ освятить и вещества елея. А если, какъ извѣстно, у еретиковъ не возможно ни освященіе елея, ни совершеніе евхаристіи, то не можетъ у нихъ быть и духовнаго помазанія. Мы должны помнить сказанное въ Писаніи: елей грѣшнато да не намаститъ главы моея (Псал. 140, 5). Духъ Святый прежде далъ таковое предостереженіе для того, чтобы никто, вышедшій изъ границъ и заблуждающій отъ истиннаго пути, не принималъ помазанія у еретиковъ, противниковъ Христовыхъ, да и какую молитву можетъ принесть за крещеннаго святотатственный и грѣшный священникъ, когда написано: грѣшники Богъ не послушаетъ; но аще кто Богочтецъ есть и волю Его творитъ, того послушаетъ (Іоан. 9, 31)? Кто можетъ дать то, чего самъ не имѣетъ? Или какъ можетъ совершать духовное самъ потерявшій Духа Святаго? Поэтому долженъ быть крещенъ и обновленъ тотъ, кто приходитъ къ Церкви не очищеннымъ, чтобы внутри освятиться ему чрезъ святыхъ, по писанію: святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2); чтобы ему, впадшему въ заблужденіе и принявшему погруженіе на сторонѣ, въ истинномъ и церковномъ крещеніи отложить и /с. 277/ тотъ грѣхъ, что онъ, приходя къ Богу и ища для того священника, по заблужденію, обратился къ святотатцу.
Наконецъ соглашаться на то, что у еретиковъ и раскольниковъ есть крещеніе, значитъ одобрять ихъ крещеніе, такъ что здѣсь не можетъ быть одна часть ничтожна, а другая сильна. Кто могъ крестить, тотъ могъ дать и Святаго Духа. Если же не можетъ дать Святаго Духа, потому-что находясь внѣ Церкви не пребываетъ съ Духомъ Святымъ; то не можетъ и крестить приходящаго; такъ какъ и крещеніе одно и Духъ Святый одинъ и Церковь, по началу и требованію единства (origine et ratione unitatis) основанная Христомъ Господомъ на Петрѣ, одна. Отсюда слѣдуетъ, что такъ какъ у нихъ все ничтожно и лживо, то мы и не должны одобрять ничего, совершеннаго ими; ибо можетъ ли быть точнымъ и вѣрнымъ предъ Богомъ что-либо совершаемое тѣми, коихъ Господь въ Евангеліи выставляетъ, какъ Своихъ враговъ и противниковъ, говоря: иже нѣсть со Мною, на Мя есть; и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Лук. 11, 23)? И блаженный Апостолъ Іоаннъ, охраняя повелѣнія и заповѣди Господни, въ посланіи своемъ замѣтилъ: слышасте, яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристи мнози быша; отъ сего разумѣемъ, яко послѣдній часъ есть. Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ; аще бы отъ насъ были, пребыли убо быша съ нами (1 Іоан. 2, 18. 19). Изъ этого мы должны заключить и понять, — могутъ ли дать благодать Христову тѣ, которые суть противниками Господа и названы антихристами. Такимъ образомъ мы, пребывающіе съ Господомъ, соблюдающіе Его единство и, по удостоенію Его, проходящіе священническое служеніе Его въ Церкви, должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивымъ все, совершаемое противниками Его и антихристами; — должны тѣмъ, которые обращаясь отъ заблужденія и нечестія познаютъ истинную вѣру одной Церкви, преподать /с. 278/ вполнѣ таинства божественной благодати и истину единства и вѣры. Желаемъ вамъ, возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать.

58. Письмо къ Квинту о крещеніи еретиковъ.

Кипріанъ брату Квинту желаетъ здоровья.

Сопресвитеръ нашъ Лукіанъ сообщилъ мнѣ, возлюбленнѣйшій братъ, о твоемъ желаніи, чтобы мы изложили тебѣ наше мнѣніе о тѣхъ, которые, по видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ. Посылаю тебѣ, для свѣдѣнія, списокъ съ письма, въ которомъ изложено то, чтó недавно на соборѣ постановили объ этомъ предметѣ мы, весьма многіе соепископы, съ присутствовавшими сопресвитерами. Я не знаю, какимъ предубѣжденіемъ руководствуются нѣкоторые изъ товарищей нашихъ, думающіе, что тѣхъ, которые приняли погруженіе у еретиковъ, когда они къ намъ приходятъ, не должно крестить, потому что, какъ они говорятъ, крещеніе одно. Оно одно потому, что Церковь одна и внѣ Церкви крещеніе не возможно. А такъ какъ не можетъ быть двухъ крещеній, то если еретики крестятъ истинно, — они имѣютъ крещеніе. Кто своимъ удостовѣреніемъ предоставляетъ имъ это право, тотъ уступаетъ и соглашается, что врагъ и противникъ Христовъ имѣетъ, по видимому, власть омывать, очищать и освящать человѣка. Мы же утверждаемъ, что приходящихъ оттуда мы у себя не перекрещиваемъ, но крестимъ. Ибо они ничего не получаютъ тамъ, гдѣ нѣтъ ничего; а приходятъ къ намъ, чтобы получить здѣсь, гдѣ есть благодать и всякая истина, потому-что благодать и истина одна. Но нѣкоторые изъ товарищей нашихъ лучше хотятъ оказать честь еретикамъ, чѣмъ согласиться съ нами; и когда, утверждая что крещеніе одно, не хотятъ крестить приходящихъ; то такимъ /с. 279/ образомъ или дѣлаютъ два крещенія, потому-что признаютъ крещеніе и у еретиковъ, или, что еще хуже, скверное и нечестивое погруженіе еретиковъ стараются предпоставить и предпочесть истинному, единственному и законному крещенію каѳолической Церкви, не размышляя о томъ, что сказано въ Писаніи: омываяйся отъ мертвеца, кая польза ему отъ бани (Сир. 34, 85)? Явно, что между мертвецами считаются тѣ, кои не суть въ Церкви Христовой и что не можетъ оживотворить другаго тотъ, кто самъ не живетъ: одна только Церковь, получившая благодать жизни вѣчной, и живетъ во вѣки и животворитъ народъ Божій.
Они говорятъ, что слѣдуютъ въ этомъ древнему обычаю. Но у древнихъ были только еще первые начатки ересей и расколовъ, къ которымъ уклонялись отступавшіе отъ Церкви и получившіе прежде здѣсь крещеніе: ихъ-то и не было надобности крестить, когда они потомъ возвращались къ Церкви и приносили покаяніе. Это теперь соблюдаемъ и мы: если извѣстно, что крестившіеся здѣсь и отъ насъ перешедшіе къ еретикамъ, познавши потомъ свой грѣхъ и отвергши заблужденіе, возвращаются къ истинѣ и на лоно матери, то достаточно, въ знакъ раскаянія, возложить на нихъ руку, чтобы бывшую уже овцу, отчуждившуюся впослѣдствіи и заблуждшую, пастырь снова принялъ въ свою овчарню. Но если кто, приходящій отъ еретиковъ не былъ прежде крещенъ въ Церкви, и приходитъ какъ совершенно чужой и непросвѣщенный; то чтобы сдѣлать его овцею, его нужно крестить, потому что одна есть вода въ Церкви святой, содѣлывающая овецъ. Итакъ какъ не могутъ имѣть ничего общаго ложь и истина, тьма и свѣтъ, смерть и безсмертіе, антихристъ и Христосъ; то мы во всемъ должны держаться единства каѳолической Церкви и ни въ чемъ не уступать врагамъ вѣры и истины. Не должно предписывать на основаніи обычая тамъ, гдѣ слѣдуетъ доказать разсужденіемъ. /с. 280/ Ибо и Петръ, котораго перваго избралъ Господь и на которомъ основалъ Свою Церковь, когда въ послѣдствіи Павелъ вступилъ съ нимъ въ споръ объ обрѣзаніи, ничего не присвоивалъ себѣ нагло и не говорилъ съ высокомѣріемъ, что ему, какъ первоизбранному, должны повиноваться новички и послѣдующіе: онъ не пренебрегъ Павла, не смотря на то, что тотъ прежде былъ гонителемъ Церкви, но принялъ совѣтъ истины и легко согласился на законное разсужденіе, отстаиваемое Павломъ, представляя намъ примѣръ согласія и терпѣнія, чтобы мы не держались упорно своего мнѣнія, но если когда предлагается что-либо полезное и спасительное братьями и товарищами нашими, то считали бы это своимъ, если только оно истинно и законно. И Павелъ, промышляя о томъ и вѣрно заботясь о согласіи и мирѣ, такъ выразился въ своемъ посланіи: пророцы же два или тріе да глаголютъ, и друзіи да разсуждаютъ; аще ли иному открыется сѣдящу, первый да молчитъ (1 Кор. 14, 29. 30). Этимъ онъ научалъ и показывалъ, что каждому порознь можетъ быть многое открыто къ лучшему и что никто не долженъ отстаивать упорно то, что онъ однажды задумалъ и чего держится, но если что предложится лучшаго и полезнѣйшаго, всякъ долженъ охотно принимать это. Ибо мы не побѣждаемся, когда намъ предлагаютъ лучшее, но вразумляемся, особенно относительно того, что принадлежитъ къ единству Церкви, къ истинѣ надежды и вѣры нашей. И мы, священники Бога, по Его удостоенію поставленные начальниками въ Его Церкви, должны знать, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даруемо только въ Церкви и что противники Христа ни сколько не могутъ присвоивать себѣ Его благодати. Тоже постановилъ и съ общаго совѣта, по здравомъ разсужденіи, утвердилъ мужъ блаженной памяти Агрипинъ, съ другим своими соепископами, которые управляли въ то время Господнею Церковію въ области африканской и нумидійской. Ихъ-то /с. 281/ благочестивому, законному и спасительному мнѣнію, согласному съ вѣрою и каѳолическою церковію, и мы послѣдовали. А чтобы ты зналъ какое мы написали письмо объ этомъ предметѣ, посылаемъ тебѣ, по общей любви, списокъ съ него, для свѣдѣнія какъ твоего, такъ и находящихся тамъ, нашихъ соепископовъ. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 274-278. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.

Комментарии