Староверы Керженца
Нижегородской земле было суждено сыграть весьма заметную роль в исторической драме, известной как раскол Русской Церкви. Здесь родились и выросли идеологи противоборствующих сторон: патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон.
Надежным убежищем для русских старообрядцев в конце ХVII-начале ХVIII вв. стали керженские и ветлужские леса Нижегородского Заволжья. Людская молва возвестила по всей России: «Живут бо тамо человецы зело добры, от разных градов приходят ради душевного спасения…». В период раскола население Семеновского уезда увеличилось в пять раз. Люди приходили разные - от гнета и бесправия, от налогов и брадобреенья, селились по лесам крестьяне, купцы и старцы, образуя круговые поселения – скиты.
К мнению старцев из керженских скитов прислушивались по всей России. Благодаря дисциплинированности, трудолюбию, бережливости купцы-староверы сформировали сильные деловые союзы и добились больших успехов.
Сохранились документы и свидетельства, рассказывающие о почти 40 тысячах староверах и сотне поселений – скитов, которые просуществовали на Керженце вплоть до 40-х годов XX века. Первый тайный скит был основан в 1656 году беглым монахом из-под Смоленска Ефремом Потемкиным. Затем сразу несколько скитов основали беглые монахи из Соловецкого монастыря. Шарпанский скит (основан иноком Арсением) прославился тем, что именно здесь долгое время хранилась чудотворная икона Казанской Богородицы из Соловецкого монастыря, которая спасала верующих во времена гонений.
Одним из крупнейших стал Комаровский скит - место действия романа Мельникова-Печерского «В лесах». Поселение было основано в конце XVII века вблизи деревни Елфимово. Название, согласно преданию, скит получил по прозвищу первого поселенца крестьянина Комара. В 1826 году в скиту находилось 26 обителей, в каждую из которых входило до 100 домов. Частым гостем в этих местах был нижегородский купец Бугров, имевший пароход и торговые заведения в губернском городе. Товары от «кержаков» пользовались большим уважением на любой ярмарке.
Жители старообрядческих поселений не только увеличили численность уезда, но и сделали эти места центром духовного и культурного развития. Беглые старообрядцы привезли с собой в керженские леса рукописные и старопечатные книги, иконы, литье, золото. В скитах появились мастерские, где скитники занимались различными промыслами, среди которых – лестовочный промысел, золотошвейное дело, шитье бисером, резьба по дереву. Со старообрядчеством связывают и возникновение хохломского искусства – оригинальной техники золочения деревянных изделий.
Семеновские купцы-старообрядцы показали себя одними из лучших организаторов промышленной деятельности, торговли и благотворительности в Нижегородской области. Жертвовали деньги на благоустройство города, организовывали производство, способствовали устроению приютов и богаделен.
Среди семеновских купцов особенно выделялся Афанасий Павлович Носов (1828-1912), пользовавшийся большим уважением у горожан. Афанасий Павлович занимался ложкарным промыслом, числился купцом второй гильдии и имел на Нижегородской ярмарке три лавки. Сохранился и родовой дом купца - двухэтажное кирпичное здание с балконом. На территории усадьбы имелось четыре помещения под ложкарное заведение, два помещения под склад и одно для торговли. По инициативе и на средства купца Афанасия Носова в 1912 г. была построена и открыта Никольская старообрядческая церковь. В настоящее время она является действующей и украшает одну из площадей Семенова. По преданию у храма имелся склеп и потайной ход, соединявший его с купеческим домом. После смерти Афанасий Павлович был захоронен с боковой стороны церкви, а его жена, Анастасия Константиновна, оставив все свое состояние, ушла в Шарпанский скит, где постриглась в инокини под именем Алевтина.
Удаленность и изолированность здешних мест способствовали сохранению духовной жизни, традиций, обрядов, оставленных нам предками более 300 лет назад. Они пропитали «кержатскую» землю и плотно вошли в народный быт семеновцев. Все это впечатляло и впечатляет исследователей, писателей и журналистов. Казалось бы, глубокая провинция, но именно эти места описывали Толстой, Горький, Короленко, Пришвин... Благодаря их литературным трудам мы можем почувствовать дух того времени, характер людей, которые отстаивали свое право жить в вере отцов.
В Семенове стараются сохранить великое наследие предков, изучить его. Многочисленные купеческие дома получили статус памятников регионального и культурного наследия, также под охрану государства взяты места бывших скитских поселений и ключи. На территории г.о Семеновский с 1934 г. существует и развивается музейный комплекс МБУК «Историко-художественный музей», который ныне включает в себя Исторический музей, МТЦ «Золотая Хохлома», МНБ «Дом Семена-Ложкаря» и Музей народных ремесел. Общая численность фондов составляет более 26 000 экспонатов – редкие книги, предметы искусства, иконы, хохломская роспись, резьба, работы художников и др. Столь внушительную коллекцию удалось собрать благодаря активной деятельности сотрудников и богатому национально-культурному наследию, оставленному керженскому краю старообрядцами. Туристов поражает бисерное и золотное шитье, распространенное в скитах, уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, резьба и лестовки, которые, кстати, шли на экспорт – так, в Австрию и Турцию их отправляли тысячами.
Благодаря кропотливому сбору документов, архивных свидетельств, писем и воспоминаний в 80-е годы удалось открыть первую экспозицию, посвященную старообрядчеству и скитам, совсем недавно она была расширена и дополнена. Наряду с уникальными артефактами собираются аудио- и видеоматериалы, печатаются статьи и книги, а также проводятся научно-просветительские чтения по теме «Кержаки Нижегородского Заволжья», которые ежегодно собирают до 100 человек. Докладчиками являются научные сотрудники архивов, музейные работники, этнографы, профессора ВУЗов и исследователи-краеведы. Благодаря усердной работе нам удалось создать инициативную группу, занимающуюся сбором материала и сохранением мест бывших старообрядческих скитов.
Одним из инициаторов этого процесса является Рудаков Сергей Владимирович. Совместно с прихожанами он поновляет кресты, выкашивает траву и устанавливает таблички в памятных местах. Ведется совместная просветительская работа, регулярно публикуются малоизвестные материалы и новые исследования.
Найти наши публикации можно в Интернете по запросам «Кержаки», «Старообрядцы города Семенова» или через сайт «Музеи города Семенова». Мы приглашаем посетить Керженец и еще раз прикоснуться к удивительному миру нижегородских старообрядцев.
Комментарии
Отправить комментарий