И.Н. Наговицын: Закон и вера


ЗАКОН И ВЕРА

I.

Господь наш Исус Христос однажды сравнил действие Царства Небесного с закваской в тесте: "Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Лк.13:21). Там где Царство Небесное, там все бродит, волнуется и меняется. Поэтому не удивительно, что Слово Божие, возрастая, несет с собой напряженность и порождает конфликт не только между Церковью и миром, но и внутри самой Церкви, о чем св. Павел писал христианам: "слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:18-19). 

Молодая Апостольская Церковь испытала впервые эту напряженность и этот конфликт, когда Слово Господне стало прорастать на языческой почве, и вопрос о взаимоотношениях между обращенными в Христианство язычниками и евреями-христианами встал очень остро, затронув проблему отношений между новым вселенским Евангелием и древним Моисеевым Законом. Сей конфликт, послужил поводом к первому в церковной истории Освященному Собору. Непосредственным поводом для созыва Апостольского Собора послужило прибытие в Антиохию иудео-христиан, настаивавших на том, чтобы обращенные в христианство язычники обязательно приходили в Церковь через иудаизм. Эти иудействовашие требовали обрезания для христиан из язычников "по обряду Моисееву" (Деян.15:1) и утверждали, что обрезание необходимо для спасения: "Если не обрежитесь, ... не можете спастись" (Деян. 15:1).

Как известно, в 51 году от Рождества Христова в Иерусалиме состоялся Апостольсий Собор. После долгих споров слово взял Апостол Петр и сказал, что Господь, не положил никакого различия между язычниками и иудеями и всем одинаково даровал Духа Святого, не зависимо от дел древнего Закона. "Мы веруем", - закончил свою речь Апостол, - что благодатью Господа Исуса Христа спасаемся" (Деян. 15:11). Святой Апостол Иаков одобрил мнение Апостола Петра и доказал, что это согласуется с пророчеством (Амос. 9:11-12), а следовательно и с Божественным предназначением. Он предложил не затруднять христиан из язычников исполнением обрядового закона Моисеева, ибо со времени пришествия Христа, Моисеев закон утратил всякое значение в деле спасения. Это предложение было принято всем Собором. Как видно, из всего контекста 15-ой главы книги Деяний Святых Апостолов, Апостольский Собор, не просто проявил снисхождение к христианам из язычников, так сказать, из миссионерских соображений, но еще и осудил идеологию иудействующих - их ветхозаветное обрядоверие и формально - законнический взгляд на спасение. Иудействующие христиане, недавно обращенные из фарисейской ереси, не могли еще полностью избавиться от ложных иудаистских представлений о Мессии и Его Царстве.

Немало пришлось бороться с иудействующими Святому Апостолу Павлу. По этому поводу он написал Послание к Галатам. В нем есть такие строки: "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Исуса Христа... делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал.2 :16). Эти слова особенно любят современные сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел и обрядового благочестия для спасения. Но Святой Павел, конечно же, не это имел в виду. Иначе, он не написал бы в Послании к Римлянам следующее: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31). И Собор Святых Апстолов, и лично Апостол Павел отстаивали истинное учение Господа Исуса Христа о Царстве Небесном и спасении души.

II.

Царство Небесное - это преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией. Спаситель учил, что Царство Божие посреди нас, что оно уже достигло нас. Царство Божие - это Христос, живущий в людях. Царство Божие, как изъясняют нам Евангельскую Истину Святые Отцы, - это, когда Бог бывает в единении с человеком благодатию Святого Духа. Преподобный Касиан Римлянин пишет: "Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием".

Бог был в единении с человеком от начала, от создания Адама. Когда наш праотец согрешил, Бог удалился от него, или вернее сказать - Адам отпал от Господа Бога. "Ибо невозможно, - пишет преп. Симеон Новый Богослов, - чтобы Всесвятой и Всеблагой Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтобы опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам освободиться и очиститься от грехов. Но поскольку мы не могли сделать этого сами по себе, как грязная одежда не может омыться сама по себе, то пришел Тот, Кто может омыть нас и очистить, и, очистив, открыть Богу вход в нас и вселить в нас Царствие Его".

Совершить спасение человека от вечной смерти возможно только Христу. Никакими человеческими усилиями вырваться из плена греха невозможно. Это - фундаментальная истина Христианства, и только так можно понимать смысл решения Апостольского Собора и посланий Святого Апостола Павла. Самым первым и основным условием нашего спасения является наша вера в Христа как в Господа и Спасителя: "Ибо если устами твоими будешь исповедовать Исуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10:9).
Никто не может спастись без правой веры. Будучи споспешествуема любовию и исполнением Божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу.

III.

При этом, совершенно неверно мыслить, будто одна вера, заменяя дела, дает оправдание во Христе. В таком случае не было бы ни одного неспасающегося верующего, что, очевидно, не так. Сам Спаситель сказал: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного" (Мф.7:21). Поэтому мы, православные христиане, веруем, что только сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем плодами, которые соделывают нашу веру деятельною и могут доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую. "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26). Истинная спасающая вера тесно связана с доброделанием. Вера первенствует и предшествует, как причина, а дела - ее следствие. Ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека. Это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета.

IV.

К великому нашему сожалению, как в те далекие времена земной жизни Апостолов, так и в наши дни, есть немало христиан, которые превратно понимают Христово учение о спасении. Сам Христос Спаситель предупредил своих учеников: "смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф. 16:6). Под закваской Он подразумевал фарисейское и саддукейское учения. Говоря современным языком, Господь предостерегал христиан от уклона в фундаментализм и либерализм.

К сожалению, многие православные христиане, пытаясь строго придерживаться изначального правила и древне-церковной традиции, становятся на неправильные позиции. Для них главным становится не благодать, а закон. Так, например, "епископ" Антоний Богородский в интервью газете "Вера-Эском" (Сыктывкар) № 415/ 2002 г. мотивировал свой раскольничий уход из Русской Древлеправославной Церкви такими аргументами: "Уже несколько лет идет незатихающая борьба архиепископа с теми, кто не желал мириться с обмирщением. Особенно недовольны были казаки. В Румынии они триста лет сидят. Сохранили язык, культуру, даже юмор такой русский"[1].

Таким людям, как Антоний, национальные традиции дороги до такой степени, что они забывают о Христе и Евангелии. Будь иначе, они бы понимали, что главное в Православной Традиции - это Христос, Благодать и Евангелие, а не формально - безупречная церковная организация, закон и устав, и тем более не национальная культура или юмор. Фарисеи, как раз, и представляли из себя, подобное антониевскому, религиозное течение. Само слово "фарисеи" значит "обособленные" или "отделенные", в смысле "лучшей" части иудейского народа, хранителей религиозно-национальных традиций. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона.

Мы, древлеправославные христиане, ценим национальные и духовные традиции русского народа, постольку, поскольку они являются христианскими, то есть, если они не противоречат Евангельской истине. Но в отличие от подобного рода "ревнителей", мы не имеем желания идти по пути фарисейской секты. Вслед за Святым Первоверховным Апостолом Петром мы дерзновенно повторяем: "Мы веруем что благодатью Господа Исуса Христа спасаемся" (Деян.15:11). И мы скорбим оттого, что ожесточились сердца наших братьев.

Усердие в исповедании истины спасительно только в том случае, если оно соединено с любовью, состраданием, смирением и покаянным познанием самого себя. Отделение истины от любви рождает только безрассудную ревность, ведущую к бесконечным церковным расколам. Вот что писал по этому поводу святитель Василий Великий: "В это злое время... во всех охладела любовь, исчезло единодушие братий, и неизвестно стало им единомыслие, прекратились дружеские увещания, нигде нет христианского милосердия, нигде нет сострадательной слезы".

Чтобы достойно преодолеть подобные искушения, нам надлежит с усердием молить Господа: "Помяни Церковь Твою Святую Соборную Апостольскую, юже стяжал еси Честною Ти Кровию, и утверди, укрепи, и расшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани. Раздирания церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати" (Канонник, л. 179 об.). И пусть любовь во Христе сделает нас поборниками "единства Духа в союзе мира" (Еф 4.3).

И.Н. Наговицын

На фото - Праздник св. Духа. 1984 г. РДЦ

Комментарии