Истинно ли держала Древняя Русь православную веру от князя Владимира до патриарха Никона?


ОТВЕТЫ пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита ("Поморские ответы") 

Вопрос 1. Во первых, просим, покажите, от начала ли крещения великороссийской земли все православные християне в Киеве и в Москве со времен царя Иоанна Васильевича и до патриарха Никона имели православную веру?

Ответ 1. Православная християнская вера состоит в том, чтобы веровать во единого Бога, в Троице славимого, и исповедовать одного от Троицы воплотившегося Христа, Сына Божия, в двух естествах - божественном и человеческом, в едином же составе прославляемого. Изначально она воссияла от Христа Спасителя, как сказано Иоанном Богословом во святом Евангелии в главе 1 (зачало 2): "Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1-18), и от священных Его учеников и апостолов евангельской истиной на всю вселенную был проповедан - и благоглаголивыми отцами, святыми богословами объяснялось и разъяснялось о Нем в богодухновенных сочинениях их - и на Освященных Соборах многочисленных святых отцов рассеивалась еретическая тьма, противоборствующая православной вере, апостольская же православно-кафолическая вера прославилась всесветло в испытаниях и утвердилась. Препрославленная Освященными Соборами православно-кафолическая вера воссияла всеблагодатно в России, о которой шла тогда слава повсюду, при великом князе Владимире, от восточной старо-греческой всесвятейшей Церкви, низвергнув в небытие злотемнейший мрак идолобесия.

В то время християне всей России восприняли православную християнскую веру как драгоценнейшее сокровище, хранили ее, передавая друг другу, в святом наследовании, как священные архиереи и иереи, боголюбивые иноки, так и великие князи и цари, и светлый всероссийский синклит и воинство, и богопрославленные многочисленные святороссийские чудотворцы, весь православный российский народ, от князя Владимира до Никона патриарха - православно, единогласно, без ссор, общим собором, единою Церковью содержали православную християнскую веру - древнее святогреческое церковное предание усердно соблюдали, избегая новин, и если выявлялись при переписке и переводах какие-либо недостатки, то исправляли их, и если кто взращивал новшества или восставал против, тех изгоняли и обличали, что постараемся показать в третьем ответе.

Подлинно российская Церковь тогда во всей целости и православии своем соблюдала православную святогреческую кафолическую веру без раздоров. Свидетели этому святороссийскому православному церковному согласию - многочисленные святые российские чудотворцы, составлявшие паству во все времена святороссийского благоверия, до Никона патриарха, друг за другом, прославленные Богом в нетленных мощах, в знамениях и чудесах. Великие святые, прославленные Богом, просияли от времен князя Владимира до светлейшего царствования Иоанна Васильевича, а также и во время царствования его, и после. Свидетели этому святороссийскому православию - постоянно приезжавшие от Восточной Церкви священные мужи - от Иеросалима, от Царьграда, от Синайской горы и из Афонских монастырей - как и во время царствования Иоанна Васильевича немало их было, и во время царя Феодора Иоанновича, когда приезжал святейший патриарх Иеремия с прочими, и во время царя Михаила Феодоровича - святейший Феофан патриарх из святого града Иеросалима и прочие, и все они засвидетельствовали и хвалили содержимое в России благочестие, как свидетельствуют о том грамоты их в предисловии Кормчей на листах 15 и 26.

Свидетели святороссийскому правоверию и российские летописцы, Степенная книга и Хронограф, и прочие исторические сочинения, повествования о российских святых, являющие непременное благочестие, содержащееся тогда в Российской Церкви, и не только российские исторические сочинения, но также историки соседних государств подтверждают это. Например, Матфей Стриковский, известный как летописец словенских бытностей, бытовавший в России в годы царя Иоанна Васильевича, свидетельствует в книге 5, главе 3-й, что "от того времени" (то есть от князя Владимира) русский народ в християнской вере под властью патриарха Константинопольского и действами греческими твердо и непоколебимо пребывает. Поэтому после таких свидетельств весьма недостоверным представляется слово тех, кто утверждает, будто бы до патриарха Никона предания, чины и уставы Восточной Церкви в Русской Церкви были изменены и укоренились новшества, как то аллилуйя, печатание креста на просвирах по-новому и прочее, что Церковь содержала, а особенно - сложение перстов для крестного знамения.

Так как же можно верить этим измышлениям? Если бы изначально переняли от греков обычай креститься тремя перстами и благословлять через изображение букв *Х*, *С*, *I*, *С*, и прочие предания, изложенные в новопечатных книгах, и если бы в том утвердилась Россия и многочисленное множество людей священного и иноческого чина, а также Великие князья, синклит, и воинство, и весь народ, если бы утверждено было знаменоваться тремя перстами, и если бы греки тоже тогда так же знаменовались, а они часто приезжали в Россию, и если бы в Восточной Церкви проклинали тех, как в новопечатных книгах, которые не тремя, но двумя перстами знаменуются, и если бы столь твердое утверждение тогда в России начали бы колебать, и священный и иноческий чин, и князей, и синклит, и воинство, и простой народ стали бы переучивать - древнее и утвержденное отложить, а новое бы двоеперстие, как они полагают, принять, то какое бы было от этого в России смущение и волнение, не Россия бы одна, но и соседние государства их ощутили бы, и не попустили бы тому быть Великие князи и цари, не потерпели бы архиереи и весь священный и иноческий чин, не промолчали бы святые российские чудотворцы, не стал бы терпеть весь православный российский народ.

И если бы последовало по этому поводу принуждение от каких-либо властей, то многие бы открыто преданы были бы мучению, были бы те, кто не признал бы этакое всецерковное содержание, обличители его, этой нововводной ереси, было бы на это прямое обличение от восточных патриархов. Но этого всего в России не видится и не слышится подлинно, и все летописцы, достойные доверия, о том не повествуют, но тем более повсюду видим единогласное признание всероссийской Церковью двуперстного крестного знамения, на древних святых и чудотворных иконах, греческих и российских, в святых староцерковных книгах, и не от раздорного установления всецерковного и обычая, дошедшего даже до Никона патриарха. Поскольку древлеправославные християне исповедовали священное таинство святой единосущной Троицы и воплощение Сына Божия истинно и по святоотеческому примеру, как утверждено в богословных святых писаниях, в церковном тайнодействии и в сложении перстов для крестного знамения, а также другие древлецерковные предания соблюдали, то и веру православную исповедовали они православно.




Комментарии