Словцо инока Максима Грека к смеющим трижды произносить «Аллилуйя», вопреки церковному преданию, а в четвертый раз «Слава Тебе Боже»
Предание апостольское и отеческое мы получили с древнейших времен, и велено было нам его блюсти неизменным наравне с письменными установлениями, запечатленными на письме апостольскими и отеческими церковными преданиями. «Изменять уставы отцов — лишаться опоры»1, — глаголет Соломон премудрый. То же у блаженного Павла: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам»2. И еще: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»3.
Много есть различных церковных преданий. Есть среди них древнее предание о том, что нужно дважды повторять «Аллилуйя» и после этого произносить: «Слава Тебе Боже» при чтении псалмов.
Такому церковному обычаю первым был научен блаженный Игнатий Богоносец от самих бесплотных ангельских сил, когда, по божественному устроению, они явились ему, разделенные на два хора и поющие божественные псалмы4. Как смеют некоторые изменять переданное ангелами старое церковное предание, произнося трижды «Аллилуйя», а четвертый раз — «Слава Тебе Боже»? Но, быть может, они это произносят, потому что в божественном Апокалипсисе именно так записано святым Иоанном Евангелистом?5 На это их возражение вот что прежде всего отвечу им: что же, знали ли явившиеся блаженному Игнатию святые ангелы, что в Апокалипсисе, по вашим словам, четырехкратная, а не троекратная аллилуйя? Конечно, знали, потому что они же тогда это и пели на небесах сидящему на престоле Богу. Почему же они так передали блаженному Игнатию, а не как в Апокалипсисе указано? Всяко требуется тут ответ, и я разрешу это недоумение.
Поразмыслите прилежно: в божественном Апокалипсисе четырежды воспета аллилуйя, потому что там присутствуют три чина, воссылающие Всевышнему хвалу за то, что Он спалил огнем и окончательно истребил великий Вавилон, город нечестивых. И первый чин поющих описан так: «На небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя!» Каково начало их пения, таков же и конец — это вторая аллилуйя в Апокалипсисе. А третью аллилуйю возглашает второй чин поющих — 24 старца и четверо животных четырех видов при Владычном престоле. А четвертую аллилуйю третий чин поющих восклицает, который именуется «голос многочисленного народа, как бы шум вод многих». И первый чин славословит Всевышнего за то, что отомстил за рабов Своих, убитых ради Него, и истребил полностью город нечестивых. Второй чин, поклоняясь Сидящему на престоле, закрепляет пропетое первым чином: «Аминь, аллилуйя». Третий чин возглашает четвертую аллилуйю, потому что были истреблены нечестивые и воцарился Господь Бог Вседержитель. К тому же усвойте прилежно, что там каждый чин единожды восклицает аллилуйя, а не дважды и не трижды, потому что един Бог и Святая Троица, и единым поклоном Ей надо поклоняться, и единой аллилуйей славословить. Но тогда говорят возражающие нам: «Почему же вы не единожды, а дважды возглашаете Вышнему аллилуйю? Да еще и третье говорите: «Слава Тебе Боже»? На этот вопрос отвечаем так.
Как в божественном Апокалипсисе три чина воспевают на небесах каждый по одному разу аллилуйя, так и в земной апостольской церкви есть три чина. Первый чин — священники, и от их лица звучит первая аллилуйя. Второй чин — преподобные иноки, и от их лица следует вторая аллилуйя. Третий же чин включает православных верных мирян, от их лица поется: «Слава Тебе Боже», что и значит «аллилуйя». Ибо что по-нашему говорится «Слава Тебе Боже», то у евреев выражается как «аллилуйя». К этому еще добавлю для вас, что мы таким образом говорим, соблюдая прилежно переданный от самих святых ангелов блаженному Игнатию обычай, когда они явились к нему, распевая божественные псалмы. Да не будем осуждены, помимо прочих наших грехов, еще и за пренебрежение и непочтение к отеческому преданию. Вы же что на это можете возразить или на какое правдивое свидетельство сослаться? Как бы вы богоугодно и основательно ни мудрствовали и ни рассуждали об этом, мы твердо знаем, что вы против отеческих преданий и самого Божественного Писания выступаете. Этим и себя самих, и других людей прельщаете. Может быть, вы заявите, что святая Божья церковь в ветхом Риме такого обычая держится и так возглашает? Если вы так говорите, то сами признаете, что больше прилежите к латинскому учению, нежели к переданному апостолами неизвращенному пониманию Бога. Судите сами, что вам полезнее и спасительнее — со зловерными латинянами петь Святой Троице или с четырьмя патриархами православными, благоверно проповедующими истинность слов евангельских? Если же вы так возглашаете аллилуйю, уважая сан римского папы, то пора вам, добрые мои, и с прочими церковными папскими обычаями соглашаться. И на протяжении всей святой четыредесятницы до Великой субботы не возглашать аллилуйю, потому что и папа ее не возглашает. Также и животворящее Спасово Воскресение вместе с папой праздновать в третий час Великой субботы и восклицать не как мы, но так: «Христос воскрес из мертвых», аллилуйя трижды. И не с квасной просфорой, а с опресноком, как папа, совершать священную литургию. И проскомидию считать ненужной, как не считает ее нужной папа. Не нужно ни ектений, ни молитвенных прошений, ни выхода с Евангелием, ни переноса честных даров от жертвенника в божественный алтарь. Все это вам надо оставить как излишнее и для папы ненужное. И теплоту не надо вливать в священный потир — потому что он не вливает, но трижды вдыхать в потир — как он. Ни в начале священной литургии не нужно возглашать «Благословенно царствие Отца и Сына и Святого Духа» — но говорить с папой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». И отпуск творить не так, как принято от божественных отцов, когда священник говорит пастве: «Христос истинный Бог наш», и прочее, а отпускать, как папа отпускает, обращаясь к людям: «Идите, свершилось». Минеи же и Октоихи, каноны, стихиры, самогласны, догматики, тропари, кондаки6 — украшение всего года и наслаждение духовное святой апостольской Божьей церкви — вы тоже отвергните, считайте ненужными, так как и папа не требует и не приемлет их.
Поскольку все это видится нам странным, неуместным и неприятным для слуха благочестивых людей, будем держаться крепко священного предания блаженных апостолов и воссиявших по всей вселенной боговдохновенных отцов наших, повинуясь божественному апостолу Павлу, сказавшему: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»7. И в другом месте он же говорит: «Учениями чуждыми и различными не увлекайтесь»8. Да не прельстит нас высокий сан папы римского, и не будем вовсе слушать ухищренного хитрословия так называемых докторов, и не похулим вместе с ними праведные догматы непорочной веры христианской! Или недостаточным кажется нам согрешение и грядущее за него осуждение, что мы дерзаем вопреки уставу и страшным запрещениям со стороны Вселенских священных соборов извращать вместе с папой исповедание православной веры и соглашаться с тем, что не только от Отца, но и от Сына происходит Святой Дух. По мнению мудрствующих так, Сын тоже является источником божественной природы Святого Духа, вопреки евангельскому богословию, явленному Самим Богом Словом, и вопреки всем в совокупности Вселенским Соборам и наставникам в богословии.
И неужели недостаточно порицают тех, кто согласно с папой мудрствует об очищении огнем чистилища тех грешников, кто жил беззаконно и богомерзко, и о переходе их потом в жизнь вечную. И это несмотря на то, что неумолимый Судия явственно в святом Евангелии сказал: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни», то есть в жизнь вечную и царство непоколебимое, «а делавшие зло», то есть те, кто всю жизнь творил беззакония и не покаялся достойно, отправятся «в воскресение суда», то есть на осуждение и нескончаемые муки9. Как глаголет божественный глас: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»10. И дальше: «И пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную»11, а не в огонь, очищающий грехи. Лучше всего нам в любом случае вспоминать всегда притчу Спаса о богатом и нищем, и с патриархом Авраамом рассуждать и говорить с дерзновением: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а нищий этот Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и между нами и вами утверждена великая пропасть»12, — и далее то, что гласит, увы, горький этот ответ.
Узнав по этим кратким заметкам немного о странных и нелепых папских учениях и обычаях, оберегайте себя от ереси папы римского и от хитрословия единомышленников его, так называемых докторов, которые прельщают многих скудных разумом. И еще прельщают они всякими светскими науками. Не слушайте их хитрых слов, держитесь переданной отцами православной веры в простоте и беззлобии сердца, и пейте истинное молоко непорочной невесты небесного жениха Исуса Христа истинного Бога, Ему же слава и держава во веки веком, аминь.
Примечания
1 У Максима Грека: «Уставы отеческыя преставляти несть твердо». Это парафраз библейского текста: «Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои», или, в синодальном переводе: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:28).
2 1 Кор. 11:2.
3 2 Фес. 2:15
4 Игнатием Богоносцем, одним из мужей апостольских, в начале II в. в Антиохии в практику богослужения было введено антифонное пение. Это было сделано после видения Игнатию двух хоров ангелов, воспевавших Троицу «попеременно звучащими гимнами» (см.: Сократ Схоластик. Церковная история. VI 8:3). В качестве припева в таких песнопениях повторялось слово «аллилуйя».
5 Ср.: Откр. 19:1-6.
6 Минеи и Октоихи — богослужебные книги; стихиры, самогласны, догматики, тропари и каноны — названия различных песнопений при православном богослужении.
7 2 Фес. 2:15.
8 Евр. 13:9.
9 Толкование стиха Ин. 5:29.
10 Мф. 25:41.
11 Ср.: Мф. 25:46.
12 Лк. 16:25-26.
Комментарии
Отправить комментарий