О староверах в дневнике финского студента
Мне посчастливилось работать с оригинальными рукописями, хранящимися в Городском архиве Хельсинки. Благодаря этому удалось описать рукописную карту Нижнего Новгорода 1812 года с указанием храмов города, в том числе и старообрядческого. В дневниковых записях 1813 года есть некоторые любопытные сведения о нижегородских староверах, касающиеся быта и взглядов, достойные войти в оборот старообрядческих исследований.
Э.Г. Эрстрем был вдумчивым и непредвзятым человеком, образованным ученым, поэтому его наблюдения живы, интересны и точны. Эрик Густав Эрстрем (1791–1835) был одним из первых финляндских студентов, приехавших учиться в Московский университет вскоре после присоединения к Российской империи Великого Княжества Финляндского. Выросший в образованной пасторской семье из Эстерботтнии, Эрик Густав всю жизнь вел дневники: во время русско-шведской войны 1808–1809 гг., в которой участвовал, во время своего пребывания в Москве и Нижнем Новгороде в 1812–1813 гг, во время службы в Абоском университете в 1824–1825 гг., перед переездом в Санкт-Петербург, где он служил пастором шведской церкви до 1835 года. Дневники Э.Г. Эрстрема были частично и с серьезными сокращениями опубликованы, в том числе его потомками; одна из этих публикаций издана и в русском переводе. Мне посчастливилось работать с оригинальными рукописями, хранящимися в Городском архиве Хельсинки. Создатель дневников известен и как автор многочисленных пособий по русскому языку, издававшихся в Великом Княжестве Финляндском в XIX веке, статей о финском и русском языках в Финляндии, истории шведского лютеранского прихода в Санкт-Петербурге.
Дневники представляют собой объемные разноформатные рукописные тетради на шведском языке, где все записи имеют дату (по юлианскому и григорианскому календарям), указание на место и сквозную нумерацию. Дневники 1812–1813 годов по содержанию являются путевыми заметками ученого (этнографа, лингвиста, историка). Путешествовал молодой Э.Г. Эрстрем в эти годы из Москвы в Нижний Новгород – Московский университет, студентом которого он был, эвакуировался из Первопрестольной перед наступлением французской армии.«1798-го года Марта 15-го дня по имянному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Синоду сего Марта в 12-й день за собственноручным Его Величества подписанием, в котором написано: “рассмотрев доклад, поднесенный Нам от Синода по представлению в оный Епископа Нижегородского, повелеваем жительствующим в тамошней Епархии старообрядцам позволить иметь у себя церковь и особенных священников, рукоположенных от Епархиального Архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам”. «При чем слушано и прошение, присланное чрез почту Нижнего Новгорода и других городов и селений от старообрядцев из купцов, мещан и крестьян, в котором, объявляя желание свое к бытию при учрежденной в прошлом 1798-м году по Высочайшему благоволению и благословению Святейшего Синода в Нижнем Новгороде старообрядческой во имя Сошествия Святого Духа церкви, и что хотя они просили на сие позволения от Нижегородского епископа Вениамина, однако оного не получили единственно потому, что они прежде сего не были записаны в раскол, просят о причислении их к той Духовской церкви, с получением от священно и церковнослужителей оныя треб и содержанием древлецерковных обрядов».
Вот что пишет Эрстрем о своем посещении этого храма (цитируем по изданию 2013 года):
"Староверы получили разрешение иметь собственные церкви и не пускают на богослужение тех, кто не принадлежит к их вере. В церкви у них есть сторож, следящий за тем, чтобы никто из посторонних не вошел. Такой устав действует в старообрядческой церкви и здесь, в Нижнем Новгороде.
Однажды в воскресенье я пошел туда, правда, были опасения, что меня оттуда выгонят. Однако сторож в это время спал. По прошествии времени он подошел ко мне и строго спросил:
– Зачем вы пришли сюда?
"В богослужении староверов молитв больше, чем в православном, и молитвы эти более длинные. Прихожане выказывают свое благочестие многочисленными поклонами и частым падением ниц. То, что в остальных русских церквах читается во время службы, у староверов чаще поется. При крещении, венчании и на похоронах у них свои традиции. Они держатся настолько обособленно от остальных русских, что у них даже есть свое кладбище.
О точности и достоверности приводимых в дневниках Э.Г. Эрстрема сведений можем судить по прекрасному отрывку, связанному со старообрядцами. Запись № 168 от 21 января (2 февраля) 1813 года, в Нижнем Новгороде (рис. 2). Эрстрем описывает свою вчерашнюю прогулку по городу и наблюдаемое им солнечное затмение. Пересказывает яркие разговоры с новгородцами, которым он показал затмение и попытался разъяснить суть происходящего.
"Вчера около полудня я по обыкновению прогуливался по Покровке. Погода была хорошая, хотя и холодная, солнце редко скрывалось за прозрачными облаками. Сквозь тонкую облачную пелену проглядывал слепящий диск солнца, который вскоре засиял во всем своем блеске. Когда раз я случайно бросил взгляд на этот благодатный свет, то увидел, что край солнечного диска скрылся, не оставив и следа. Удивительно, но четкая его граница дугообразной формы как бы перерезала солнечную окружность. Пока пятно не исчезло, я догадался, что являюсь свидетелем солнечного затмения.
Последние, посвященные староверам записи в дневнике Эрстрема грустные, финский студент вскоре покидает Нижний Новгород, начиная новый жизненный этап:
"В прошлое воскресенье я ходил на службу в кафедральный собор, чтобы присутствовать на особой церемонии во время поста, которая проводится только в первое воскресенье <…> Предали анафеме и староверов, соблюдавших старые церковные обряды. Я слушал это с содроганием и ужасом".
Весьма, вероятно, что в неопубликованных частях дневника Э.Г. Эрстрема есть еще сведения о нижегородских староверах. Научное издание дневников, которое мы надеемся предпринять, несомненно, откроет нам любопытный источник по истории Российской Империи.
Комментарии
Отправить комментарий