Почитание древлеправославных Грузинских святых в РДЦ (Собор в мае 2025 г.)


В целях укрепления духовных связей между древлеправославными христианами России и Грузии, Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви (28 апреля/11 мая 2025 года) благословил церковное почитание святых Грузинской Древлеправославной Церкви:

1. Святителя Арсения Великаго Каталикоса Мцхетскаго (+887 г.). День памяти 25 сентября (8 октября н.ст.);

2. Св. преподобнаго отца нашего Епифания Хандзтийскаго Чудотворца (2- я пол. IX в.). День памяти 5 (18) октября;

3. Св. преподобнаго отца нашего Григория Хандзтийскаго (+861 г.). День памяти 5 (18) октября;

4. Свв. мученик 100.000, иже в Тифлисе от агарян за Христа убиенных (+1227 г.). День памяти 31 октября (13 ноября н.ст.).
______________________________________


Житие Святителя Арсения Великого, Католикоса Мцхетского (+887)


Арсений Великий жил в IX веке на территории современной Грузии. Он родился примерно в 820 году в регионе Самцхе в семье феодала Мириана.

В шестилетнем возрасте Арсений стал учеником преподобного Григория и воспитывался в Хандзойском монастыре вместе с будущим епископом и чудотворцем Ефремом Ацкурским. Сперва братия встретила молодых учеников с большим недовольством, поскольку правила обители запрещали присутствие в нем молодежи, однако святой Григорий заверил, что это исключительное обстоятельство, в котором скоро откроется воля Божья. Святой Григорий поручил воспитание юношей своим товарищам и ученикам, отшельникам Феодору и Христофору.

Около 860 года, когда Арсений достиг подходящего возраста, его отец Мириан созвал собор, на котором вынудил епископов избрать Католикосом своего сына, что было нарушением церковных канонов.

Это событие вызвало негодование большей части картлийских иерархов. Поэтому другой крупный феодал Гварам из Джавахети созвал новый собор, желая отменить незаконное решение предыдущего. Работа собора усложнялась тем, что председательствовал на нем друг святителя Арсения епископ Ефрем. Члены этого собора решили оставить в силе решение предыдущего собора, но обратиться к Католикосу с просьбой добровольно покинуть свой пост. В тот самый момент, прибывший на собор святой Григорий своим высоким авторитетом заверил епископов, что поставление Арсения было совершено волей Божией.

Вскоре внутрицерковное неустройство успокоилось, дружественные отношения между Ефремом и Арсением восстановились, и Католикос своим жизненным примером просвещал верующих до своих последних дней.

Святитель Арсений также известен как великий историк и филолог. Ему приписывают авторство исторического антимонофизитского труда «О разделении Грузинской и Армянской Церквей», в котором показал, что Грузинская Церковь шла путем истинного христианства на протяжении всей истории, в то время как Армянская церковь отклонилась от истинного пути, когда приняла лжеучение об единственной природе Исуса Христа. Его перу принадлежат многие церковные гимны и жития святых, из которых особо примечательна новая редакция рассказа о мученичестве святого Авива Некресского.

Помимо литературной деятельности Арсений Великий известен также как активный строитель церквей. В частности, он возвел собор Ткоби-Ерда в долине реки Асса на территории современной Ингушетии.

Почти три десятилетия святитель Арсений возглавлял Церковь Грузии и мирно упокоился в 887 году.

Житие прп. Григория Хандзтийского


Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети. Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786–826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы  преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: "Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу".

Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, слезах, воздержании, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, – и по всей Грузии.

Монастырь Хандзта. Фото 2010 г. Кларджети, ныне в составе Турции

В то время, как в Византии после иконоборческого собора 815 года православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православной веры, одновременно борясь с монофизитством.

В 825 году Григорий Хандзтийский "по прибытии в Константинополь поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья" и привез с собой в Грузию "мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве"

Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, созванного в Джавахети, содействовали упрочению Автокефалии Грузинской Православной Церкви. Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ацкурский Ефрем, "установил мироосвящение в Грузии по благословению Иеросалимского патриарха и его свидетельству", как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского.

Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что "не сжигающий огонь, а Дух Божий" осиял праведника, подобно Фаворскому свету. 5 (18) октября святой почил о Господе.

Житие Епифания Хандзтийского Чудотворца

Хандзтийский монастырь. 1904 г.

Прп. Епифаний [Епифане, Етвифане; груз. ეპიფანე, ეტვიფანე], чудотворец, настоятель монастыря Хандзта (IX в.), ученик и последователь прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Сведения о нем содержатся в «Жизнеописании святого Григола Ханцтели» (Hieros. Iber. 2, XI в.). 

Прп. Епифаний, один из первых учеников прп. Григория, покинув Тбилиси, пришел в опустошенную арабами Кларджети (Юж. Грузия, ныне территория Турции), где под руководством прп. Григория возрождалась монашеская жизнь. В Житии прп. Григория Епифаний назван Великим; о нем сказано, что он «своей скромностью достиг степени своего наставника», который «благословил его на место настоятеля основанного Григорием монастыря» (Мерчуле. 1963. С. 291, 293). В этом же источнике подробно описываются чудеса Епифания: исцеление умиравшего 7-летнего мальчика близ горы Хорасуни, глухонемого и слабоумного от рождения 10-летнего отрока, изгнание бесов из женщины и др. (Там же. С. 291-292).

В одном из эпизодов Жития описано, как прп. Григорий продемонстрировал гостям из монастыря Недзви, основанного учеником прп. Григория прп. Феодором, чрезмерную скромность Епифания и его полное послушание учителю: святой благословил Епифания облачиться и совершить литургию. Когда литургия началась, прп. Григорий ударил жезлом Епифания по голове, приказав прекратить богослужение и разоблачиться. Епифаний безропотно исполнил все и вернулся к прп. Григорию, который повторно благословил Епифания облачиться и продолжить службу (Там же. С. 293). 

Место погребения прп. Епифания неизвестно; полагают, что он был похоронен в монастыре Хандзта. 
__________________________________________

Грузинский монастырь Хандзта (Турция)


Когда-то эта территория принадлежала Грузии. Монастырь был построен в конце VIII в. прп. Григолом Хандзтели. По преданию, место это он выбрал по воле Бога. Здесь в те далекие времена жил только один монах. который просил не начинать строительство до его смерти. Григол выполнил просьбу монаха. Два года он провел в монастыре Опиза, который находился неподалеку, а после вернулся и вместе с Опизскими монахами приступил к строительству.

Сначала была построена небольшая деревянная церковь, но вскоре с помощью влиятельного феодала Габриэла Дапанчули было начато строительство каменного храма. Камни для строительства церкви и других сооружений приносили из далекой деревни. Люди выстраивались цепочкой от деревни до строящегося монастыря и передавали их из рук в руки.

В VIII-IX веках монастырь Хандзта был центром грузинского просвещения. Здесь переписывались рукописи, создавались агиографические произведения. Просуществовал монастырь вплоть до XVI в.

Главное здание монастыря - купольная церковь во имя св. Георгия доминировала над всей местностью. Сам купол напоминал царскую корону с 12-тью гранями. Но, как и любой другой грузинский храм на территории Турции, Хандзта постепенно разрушается. Купольный свод храма рухнул чуть менее десяти лет назад под тяжестью 40-сантиметрового снежного покрова.

После завоевания Кларджети и омусульманивания местного грузинского населения храм был забыт. Длительное время не было доподлинно известно, где расположен храм и даже — сохранился ли он. Храм был заново обнаружен грузинским историком Павлом Ингороква.


Хандзтийский монастырь. Современный вид

Великий же Епифаний смирением сравнялся с своим учителем: плачем и слезами он изгонял злых духов, быстро исцелял больных и творил много других знамений, поучая непокорных страданиями, и молитвами избавлял верных от смерти. Так - однажды в летнюю пору он спускался с Хорасунских гор; с ним были братья. Увидели они удобное место и расположились покушать. Тем же путем шла какая-то женщина; с нею шел сын семи лет. Мальчик был прекрасен по наружности, остер умом. Когда они вступили в поле зрения блаженного отца Епифания, мальчика постигла смертельная болезнь, и от боли, колотья, душа стремилась расстаться с телом. Мать подхватила сына с горьким плачем и, подбегая к святому, жалко вопила: “О, Божий святой, помоги мне, беспомощной! Умирает мое дитя, и после Бога я прибегаю к тебе"

С этими словами она бросила сына к ногам Епифания. Он же встал, прослезившись, так как был по природе жалостлив и пал перед Христом со словами: “Господь Бог наш Исус Христос, зри мои слезы и слезы этой несчастной женщины, пожалей мальчика и вели его душе многие еще годы пребыть во плоти на утешение ее, убогой, и на славу Тебе, единородному Сыну, вместе с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь". Осенил он крестом и, взяв его за руку, произнес: “Господь Исус Христос исцеляют тебя, встань, мальчик, и живи!" Мгновенно покинули плоть мальчика болезнь и немощь, душу его - всякие заботы. Епифаний передал его матери и велел покормить. Женщина радостно воздала благодарение Богу и святому, с миром пустилась в путь с сыном, и мальчик жил во благе до старости и прославлял Бога.

ГЛАВА XLV.

Еще случай. У каких-то верующих людей было дитя, мальчик, от рождения искалеченный врагом: он был глух, нем и слабоумен, но по наружности казался здоровым и рос, как другие мальчики. Когда ему исполнилось десять лет, в деревню, где находился мальчик-калека, прибыл отец Епифаний; он уже слыл тогда за чудотворца. 

Мать повела мальчика к дороге, по которой проходил Епифаний, и как только увидела его, стала просить о сыне с горькими слезами и с твердою верою. Блаженный, прослезившись, испустил вздох и умиленно возгласил: “Христе Боже, вочеловечившийся по человеколюбию и перенесший страсти для исцеления страдающих, почему ныне, для обличения наших грехов, истязается диаволом это безгрешное твое, милосердый Господь, творение? Неисчислимо милосердый Бог, дай ему облегчение, освободи его от всех напастей и возрадуй его родителей!" 

Осенил он мальчика крестом и отдал его, исцеленного, матери: вмиг он, немой и глухой, разумно заговорил и стал хорошо слышать, как только молитва блаженного мужа изгнала злого диавола. Видевшие это славили Бога.

ГЛАВА XLVI.

Женщина пришла с мужем и привела в дар Епифанию двух коров, но он, подарив коров исцеленному мальчику, благословил их, и они ушли и возносили Богу благодарение.

ГЛАВА XLVII.

Однажды блаженный Епифаний пошел к великому Абуласаду во время жатвы просить провизии для Хандзы (монастыря - ред.). Он сказал ему: “даю вам столько, сколько пожнут твои братья за день". Об этом же осведомил Абуласад жену, находившуюся в Гунатлии, а сам отправился в другую страну. 

Епифаний собрал у себя хороших жнецов из братии, прибыл с ними в Гунатлию согласно договору, и они, начав жать прекрасную ниву, с большим усердием жали до полудня. Какие-то злые люди сообщили своей госпоже, что они до вечера сожнут всю прекрасную пшеницу. Она обеспокоилась и послала человека сказать, чтобы перестали жать. Епифаний находился вдали от братьев, и они не послушались посланного. Она в гневе послала других людей, и те силою прогнали их с нивы. 

Тогда отец Епифаний смутился, что они не послушались человека, присланного в первый раз, так как он воистину был раб Христа и не хотел видеть и ссоры. Потому он произнес: “Господи, прости твоей рабе такое пренебрежение к нам и на пользу ей позаботься наслать на нее немного испытаний, чтобы она выучилась не отвергать убогих ". Тотчас злой дух поверг ее, так как дух благодати покинул ее из-за дерзости. Мгновенно уведомили Епифания. 

Пошел к ней он с братией, и молились о ней от всего сердца: она, крайне жалкая, вмиг исцелилась, так как дух благодати снова поселился в ней хранителем во веки, и перестала страдать. С тех пор она переменилась ко благу и, припав к Епифанию и его братии, отпустила их в радости, наделив большими богатствами.

ГЛАВА XLVIII.

Христос украсил знамениями и кротостью как отца Григория, так его учеников по слову апостола: «кротость ваша да будет известна всему миру» (Фил. 4, 5). Потому-то так ярко проявилась кротость Епифания, переходившая всякие границы. Случилось некогда, что пришли из Недзуя какие-то духовные братья, добрые монахи. Беседуя с ними наедине, блаженный отец Григорий сказал им : “существует ли в вашем монастыре в среде братии совершенная кротость на деле, а не на словах ?" “Существует", сказали они, "твоими молитвами, как тебе известно". При этих словах ударили (в било) для службы. 

Когда блаженный Григорий начал службу, декан спросил, кто будет служить народно, и он велел служить Епифанию, так как он был поставлен игуменом в Хандзте. Епифаний облачился для службы, а с ним и другие священники, так как день был воскресный. Когда они поднялись на жертвенник, и Епифаний стал произносить возглас перед Трисвятою песнью (букв.; “Святыи Боже"), отец Григорий взошел на жертвенник и, ударив его посохом по голове, сказал: “замолкни!" Он замолк без признаков волнения. Григорий велел ему отправиться в диаконник и разоблачиться. Тогда весь народ охватило удивление и ужас. Он пошел, снял с себя облачение, вернулся к учителю и долго стоял перед ним. Учитель снова велел облачиться и служить литургию. Он с радостью облачился и припал к блаженному Григорию: тот осенил его крестом, и он взошел на жертвенник, поборов немощь гордости, и начал приносить бескровную жертву. 

Никто не осмелился спросить святого о причине такого поступка, пока он сам не изволил сообщить братьям из Недзуя. “Посмотрите-ка, возлюбленные братья, на совершенную в делах кротость Епифания. Верьте мне, говорю истину перед Богом. Ни в чем не провинился он, так что благодать святого Духа пребывает всегда с ним из-за богобоязненности его, святости и кротости. В вину ставится, конечно, и кротость низменного, но какое может быть сравнение между светом и тьмою? Эти многочисленные братья, украшенные подлинною кротостью, одеты в облачения истинного света, и я поступил так, чтобы видели вы, так как вы своей братии присвоили совершенную божественную кротость". 

Они, припав к нему, сказали: “братия нашего монастыря, конечно, отличается добродетелями, но ей не по силам такая кротость". Когда преподобный Епифаний совершил литургию, все приобщились святых Таин, плоти и крови Христа, и единодушно воздали благодарение Святой Троице, сотворившей все.

_____________________________________


100 000 мучеников, хорезмийцами в Тифлисе (Тбилиси) убиенных (1227)


В 1226 году хорезмшах Джелал ад-Дин Мангуберди вёл войну против монголов и хотел объединить все народы Средней Азии и Кавказа для борьбы с ними. Получив отказ от грузинской царицы Русудан, он ввёл свою туркменскую армию в Грузию. В первый день битвы грузины доблестно отразили захватчиков, приближавшихся к Тифлису (ныне Тбилиси). Город был укреплённым, и взять его было непросто - его обороняли храбрые защитники. Однако в ту же ночь персы, жившие в Тифлисе, тайно открыли городские ворота и впустили армию противника.

Старинная рукопись содержит описание этой одной из самых страшных трагедий грузинского народа. Армия завоевателей с особой жестокостью расправлялась с жителями города, не жалея женщин и детей. Реки крови текли через город, который содрогался от плача, крика и слез.

Джелал ад-Дин приказал, чтобы купол Сионского Успенского собора снесли и на его место установили площадку с троном. По его повелению из соборного храма были принесены все иконы и помещены в центре моста через реку Мтквари (Кура). Захватчики приводили людей к мосту, приказывая им попирать ногами разложенные по мосту святые образа и плевать на них. Тем, кто предал христианскую веру и оскорблял иконы, были сохранены жизни, в то время как православные исповедники были обезглавлены.

Сто тысяч грузин, поклонившиеся святым иконам, отдали свои жизни. Их отрубленные головы и обезглавленные тела бросали с моста в реку, и их относило вниз по течению. Тифлис вместе со всеми его храмами был разграблен и практически уничтожен.

Моста через Куру, который стал местом страшной казни верных христиан, сегодня не существует - от него остались лишь части конструкции. Уровень реки за прошедшие столетия поднялся на несколько метров. Рядом с этим местом в 1951 году был построен новый мост Метехи, во времена независимости Грузии получивший имя 100 тысяч тбилисских мучеников. Ежегодно 13 ноября он становится местом мемориальных торжеств. В память о мучениках по водам реки пускают цветочные букеты с изображением креста, а в небо выпускаются белые голуби.

В честь 100 тысяч мучеников в Тбилиси построено три храма.

Мост Метехи в Старом Тбилиси, который традиционно считается местом убийства христиан в 1226 году. Слева виден собор Сиони.


Источник

Комментарии