Любимый фильм, который никогда не устареет

Бен-Гур / Ben-Hur (Уильям Уайлер)
[1959 г., историческая драма]

pic

РЕЦЕНЗИЯ на фильм "Бен-Гур"

Я смотрела этот фильм ещё когда была маленькой. Но я, наверное, была слишком мала, чтобы понять всю мощь этого фильма. И это касается не только шикарнейших съемок. В первую очередь это касается глубины и духовности в этом фильме.

Став взрослее и посмотрев этот фильм иным взглядом, я была просто поражена! Настолько глубоко поражена, что впечатление остается во мне до сих пор, на протяжении нескольких лет. И вряд ли отпустит.

Почему этот фильм возымел такую силу? Я считаю, потому, что он основан на реальных событиях, происходивших два тысячелетия назад. Это рассказ о Иуде Бен Гуре и его тяжелой судьбе, полной страданий, разочарований и борьбы. И, прежде всего, с самим собой. Лучший друг стал злейшим врагом. Мать и сестру бросили в тюрьму ни за что. А самого Бен Гура отправили на галеры в качестве раба. И здесь всё начинается…

Нам показано, что человек, даже на первый взгляд потерявший всё в жизни, может приобрести намного больше, имея смирение, силу духа и, главное, веру. Веру Богу. На протяжении своей тяжелой внутренней и внешней борьбы Господь не оставлял Бен Гура и давал сил двигаться дальше. И тут происходит эта встреча…

Встреча между Бен Гуром и Иисусом Христом. Я считаю эту сцену одну из самых цепляющих в фильме! Цепляющих душу и сердце… И как правильно она была поставлена! Когда измывающим от жажды рабам давали воду, а Бен Гуру не дали, он падает на землю и в полуобмороке произносит: «Господи… помоги мне..». И в следующий момент Кто-то дает ему живительный глоток воды. И не просто дает! Как же здесь была показана вся Нежность и Любовь Бога к людям! И реакция Бен Гура, когда он заглядывает в глаза своего Спасителя… Думаю, он уже тогда понял, что перед ним не просто человек, а Сын Божий. И это благодарное прикосновение к Руке Иисуса… Я даже не могу подобрать правильного эпитета к этой сцене! Настолько она трогательная и цепляющая.. И я здесь не могу сдержать слез.

Но то, что происходит сразу следом за ней — тоже не выразить словами. Когда соглядатай замечает, что кто-то дает Бен Гуру воду и возмущенно кричит, что давать тому воды нельзя. И тут Иисус встает и устремляет взгляд на солдата. Мы не видим в этот момент взгляда Иисуса, но видим его действие, отражающееся на лице солдата. Он просто ничего не может сказать и сделать против, и опускает взгляд. Здесь нам показано, что происходит со злом, когда оно сталкивается с Божьей Благодатью. Оно пресекается!

Почему я так подробно описываю эти сцены? Потому что мне бы очень хотелось, чтобы люди, смотрящие фильм «Бен Гур» акцентировали своё внимание на этих моментах и поняли, что именно нам хотели донести.

Очень мне понравился профессионализм постановок сцен, где есть Иисус Христос. Нам не показывают лица актера, играющего Его, но это и правильно! Потому что никто из людей не сможет стать Им, пусть даже на экране. Подобных сцен в фильме пересчитать по пальцам, но они имеют невероятную силу. Всегда нам показывают Иисуса со спины, он ничего не говорит. Но, когда вступает в силу Божественная Любовь и Благодать, слов и не требуется…

Хотя Бен Гур услышал из уст Иисуса всего несколько слов, когда Он уже был распят: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Представьте, какую силу возымели эти слова нам человеком, у которого в душе была жажда мести и злость! Люди распяли Иисуса, а Он просит Бога-Отца простить их. Это пример величайшей Любви и Смирения.. И эти слова стали для Бен Гура решающими в его борьбе.

Главной мыслью этого фильма, на мой взгляд, является то, что нам надо брать пример смирения и всепрощения с Бога. Бен Гур жаждал мести, но произошел момент, когда он доверил свою жизнь Богу, и Тот всё взял в Свои Руки.

- Господи, доверяю себя в Руки Твои. Поступай со мной так, как считаешь правильным.

В этом фильме показана не только борьба человека, но и его внутреннее изменение в этой борьбе.

Актер Чарлтон Хестон — просто шикарнейший актер! Вообще актерская игра в этом фильме достойна всех Оскаров, которые уже были получены, а я бы дала ещё больше! А вся постановка фильма, декорации, места съемок — здесь комментарии излишни.

В фильме «Бен Гур» каждый найдет что-то для себя: кто-то просто посмотрит хороший фильм, у кого-то останется приятное впечатление, а кто-то увидит глубже и больше, и внутренне изменится. Я считаю этот фильм одним из тех, что меняет сознание, если правильно понять его.

Я бы могла написать ещё много положительных слов в адрес «Бен Гура», но, думаю, того, что уже написала, достаточно, чтобы показать мою оценку этому фильму

10 из 10!!!

Источник

pic

Интересные факты:
Очень большие проблемы вызвало сооружение реально выглядящего римского корабля, который был чрезвычайно неустойчивым и первый раз даже затонул. Пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы укрепить его равновесие на воде пруда. Другой проблемой было сделать цвет воды пруда не грязно-коричневой, а голубой. Для этого пригласили химика, который высыпал в пруд огромный мешок какого-то порошка, в результате чего на поверхности воды образовалась толстенная корка, которую корабль проломил с большим трудом. В картине было использовано более 1 миллиона предметов декораций. Еще одной проблемой были съемки внутри корабля, куда не помещались большие 65-милиметровые камеры. Пришлось вытаскивать корабль на берег, разрезать его в длину напополам и так снимать. Но тогда орущие на героев медведи были слишком сильно освещены и поэтому неестественно выглядели. 78 белых лошадей привезли из Словении, где занимались разведением этой породы. Картину снимали в течение 9 месяцев на студии в Риме, а некоторые декорации были самыми большими в мире на то время. Сам Уилльям Уайлер сомневался, сможет ли он справиться с такой грандиозной постановкой, так как ему еще ни разу не приходилось иметь дело с таким масштабом. Хотя он работал помощником постановщика гонок на колесницах в грандиозной немой версии фильма «Бен-Гур: история Христа» (1925), ремейком которого эта картина является. Было обработано 381 тысяча метров пленки «Eastman Color» стоимостью 3 доллара за 1 метр. Один из каскадеров предложил научить всех актеров управлять колесницей, но откликнулся лишь Чарльтон Хестон. Эпизод гонок на колесницах считается лучшим не только в фильме, но и одним из самых опасных и зрелищных в истории кинематографа. Особенно если учесть тот факт, что эпизод крушения колесницы был настоящим, а не запланированным, но он выглядел так зрелищно, что вошел в фильм. Всю сцену режиссировал легендарный каскадер Якима Канутт, а управлял разбившейся колесницей его сын Джо. Когда эпизод отсняли, Якима Канутт стоял бледный как смерть, ибо считал, что Джо погиб. У некоторых колесниц было по три лошади вместо положенных четырех. Это было сделано для того, чтобы машина с камерой смогла подъехать ближе. Одна из редчайших и дорогущих 65-милиметровых камер во время съемок этой сцены была разбита. Специально для пострадавших в этой опасной сцене создали лазарет, однако он практически не понадобился, так как пациентов было мало и большинство из них просто обгорели на солнце. Для этой сцены потребовалось 18 тысяч статистов, было построено 18 колесниц, стадион был построен на территории в 73 тысячи квадратных метров (размер футбольного поля в 10 раз меньше!), а съемки заняли пять недель. Монтаж этой сцены Уайлер полностью отдал на откуп Канутту и второму режиссеру Эндрю Мартону. Когда он увидел ее окончательный вариант, то пришел в полный восторг. Звук для этой сцены наложили в послесъемочный период, когда также решили, что во время нее не будет никакой закадровой музыки. Во время съемок этой сцены использовали три очень реалистичных манекена, которые попадают под колеса колесниц, что шокировало тогдашнюю публику и породило легенды, что во время съемок этой сцены погибли каскадеры.

pic

Сцены в пустыне снимали в Ливии, пока власти не узнали, что фильм прославляет христианство, после чего съемочную группу выгнали из страны (Ливия исповедует ислам). Пришлось перебираться в Израиль.

pic

Картина получила 11 «Оскаров»: за лучшие костюмы, режиссуру, художественное оформление, спецэффекты, монтаж, музыку, актера (Хестон), актера второго плана (Хью Гриффит), звук и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший сценарий. Английская и итальянская киноакадемии вручили фильму свои призы «BAFTA» и «David di Donatello» как лучшему иностранному фильму года. Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера второго плана (Стивен Бойд) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшего актера (Хестон). Музыка Миклоша Россы номинировалась на премию «Грэмми». В 2004 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 15, 9 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 90 миллионов и еще 37 миллионов выручила за право использования на территории США.

Комментарии