Мария Бочкарева - участница Первой мировой войны


Боевая женщина - участница Первой мировой войны

Мария Бочкарева (1889-1920). Осенью 1914 года к командиру 24-го запасного батальона города Томска обратилась молодая женщина Мария Бочкарева с требованием записать ее в действующую армию добровольцем. Чтобы избавиться от настойчивой просительницы, командир насмешливо посоветовал ей отправить прошение на высочайшее имя. Мария так и сделала. На последние восемь рублей она отправила телеграмму в Петербург и неожиданно получила от императора Николая II положительный ответ.

Марии тогда было 23 года, но она успела многое повидать. Она родилась в деревне Никольское Кирилловского уезда Новгородской губернии в семье нищего крестьянина Леонтия Фролкова. В 15 лет, переехав в Томск, она была выдана замуж за пьяницу Афанасия Бочкарева, от которого вскоре сбежала к мяснику Якову Буку, промышлявшему разбойничьими нападениями. В 1912 году Бук был арестован и сослан вначале в Якутск, а потом в таежный поселок Амгу. Бочкарева последовала за ним. Однако семейная жизнь и с ним не заладилась — Бук пил и колотил Марию. Есть мнение, что в 1914 году, узнав о начале Первой мировой, она решила уйти на фронт, чтобы избавиться от жестокого любовника.

В начале 1915 года Бочкарева была зачислена в 28-й Полоцкий полк. Уже в первых боях Мария получила медаль «За храбрость» — за то, что во время газовой атаки вынесла с поля боя несколько раненых солдат. Через два года службы после двух ранений и множества боев Бочкарева стала полным Георгиевским кавалером и была произведена в унтер-офицеры. Впрочем, сослуживцы звали ее запросто — Яшка, такое прозвище она взяла себе в память о прежнем любовнике.

Взлет военной карьеры Марии Бочкаревой пришелся на первую половину 1917 года. Весной глава Временного правительства Александр Керенский, узнав о зажигательных речах Бочкаревой на митингах, предложил ей сформировать женский боевой батальон. Поначалу в батальоне числились 2000 бойцов, набранных в основном из петроградских институток. Одной из первых в него записалась жена самого Керенского — Ольга. Однако после месяца строевой подготовки институтки разбежались. По их воспоминаниям, за нарушение дисциплины Бочкарева «била в морду, как заправский вахмистр старого режима». Осталось около 300 человек. В начале лета батальон Бочкаревой был торжественно отправлен на фронт — на площади перед Исаакиевским собором генерал Корнилов лично вручил Марии, произведенной теперь в поручики, офицерскую саблю и знамя — золотистое полотнище с черным крестом и надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой».

Мария Бочкарева

Батальон Бочкаревой вошел в состав 525-го Кюрюк-Дарьинского пехотного полка, который стоял у Сморгони под Гродно. 8 июля 1917 года в местечке Крево женщины пошли в бой.

Вот как вспоминал об этом сражении генерал Антон Деникин: «Когда разразился кромешный ад неприятельского артиллерийского огня, бедные женщины, забыв технику рассыпного строя, сжались в кучку — беспомощные, одинокие на своем участке поля, взрыхленного немецкими бомбами. Понесли потери. А "русские богатыри" (солдаты полкаприм. «Ленты.ру») частью вернулись обратно в окопы, частью совсем из них не выходили». Как результат: в бою батальон смерти Бочкаревой потерял 30 человек убитыми и 70 ранеными. Больше женщины в атаку не ходили.

Сама Мария Бочкарева в бою при Сморгони была тяжело контужена. До октября 1917 года она находилась на излечении в одном из госпиталей Петрограда. А когда выписалась, произошла Октябрьская революция, фронт развалился и батальон пришлось распустить. Ленин и Троцкий предлагали Марии вступить в ряды Красной армии, но она поддержала белогвардейцев.

В 1919 году, собирая деньги в поддержку Белого движения, она побывала в США и Великобритании, где получила финансовую поддержку американского президента Вудро Вильсона и английского короля Георга V. Кроме того, адмирал Колчак предложил ей сформировать женский военно-санитарный отряд, но когда Бочкарева прибыла в Сибирь в октябре 1919 года, белогвардейцы уже были разгромлены. В январе 1920 года Мария Бочкарева была арестована как «злейший враг рабоче-крестьянской республики», а 16 мая расстреляна в Красноярске.

Комментарии