О постоянном ношении священнического одеяния
О постоянном ношении священнического одеяния
В № 6 «Русского пастыря» была напечатана статья протоиерея Бориса Киценко «И не сообразуйтесь с веком сим» в которой он затронул вопрос ношения подрясника и рясы священнослужителями. Я хотел бы поделиться с читателями журнала некоторыми соображениями на эту тему.
Очень часто в сфере церковных законов и традиций, мы, по той или иной причине, разрешаем себе послабления. В настоящее время поводом для послаблении могут послужить весьма уважительные причины и обстоятельства, но опасность всегда заключается в том, что любое послабление может стать привычным, и тогда послабленное поведение становится нормой и открывается путь к другим послаблениям. Отец Борис очень метко подметил этот процесс. Посколько мне кажется, что нам грозит полная утрата идеала в отношении священнического одеяния, считаю своевременным рассмотреть, что об этом говорят церковные законы и постановления, а также привести несколько примеров из жизни.
1) Правило 27-е VI Вселенского Собора гласит: «Никто из числяшихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенвыя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие: на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения».
Здесь все ясно – не хочешь носить облик священнический, не смей тогда и становиться перед престолом Божиим.
2) Великий толкователь церковных канонов Вальсамон, в своем толковании 14-го правила VII Вселенского Собора, которое гласит о постановлении чтецов, замечает: «Кто облекся в черную одежду с целью вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу и потому не может нарушить своего обета Богу и насмеяться над святым образом, подобно позорящым».
Если непрестанное ношение «черной одежды» требуется от первой степени священства, от чтеца, то тем более от тех достигших полного священнического звания.
3) В допросе [Русской Православной Церкви Заграницей] ставленнику перед рукоположением, кандидат в священство, в присутствии духовника дает следующее обещание: «Обязуюсь носить одежду, присвоенную духовному званию, волос и бороды не стричь. опасаясь как бы не уронить своего высокого звания или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением» (Обещание 5-е). Важно помнить, что в удостоверение своих обещаний ставленник целует Евангелие и Крест и ставил свою подпись.
4) 16-е руководственное правило для священнослужителей Русской Православной Церкви Заграницей гласит: «Священник, обезпеченный от прихода содержанием, дающим ему возможностъ жить и не заниматься посторонним заработком, должен иметь внешний облик православного священника, т.е. должен носить длинные волосы, бороду, рясу, носить на рясе крест обязательно установленного образца, а не произвольной выделки, и внешним своим обликом являть собою образ истинного пастыря».
Мы должны помнить, что если церковные каноны и законы не были бы важными, Церковь их бы не писала.
Врачу исцелися сам. Должен признаться, что я молодой священник, часто нахожу очень трудным для себя выполнение вышеприведенных указаний. Бывают времена когда нервы потрепаны, хочется поехать куда-нибудь с матушкой и детьми и не выделяться из среды, «сливаться с толпой». Бывает жарко, а я грузный, трудно переносить жару в подряснике. Но ведь в этом проявляется мое малодушие, мое нежелание непрестанно быть исповедником своей веры, мое нежелание хоть в микроскопической мере пострадать за Христа. В борьбе с этими моими немощами, мне лично помогли и помогают некоторые жизненные примеры, с которыми хочу с читателями поделиться.
Матушка одного священника служащего в одном из главных городов США, в городе отличающемся изобилием различных языческих и сатанинских культов, рассказала мне следующий случай:
Батюшка всегда носил подрясник или рясу с крестом. После своего приезда в город, он скоро привык к тому, что, ходя по улицам или по магазинам, на него некоторые люди либо смотрели с злостью, либо шипели на него проходя мимо. Доходило даже до плевания. Все это батюшка понимал как нападки служителей сатаны, озлобленных на пресвитера Христова. Случилось раз, что он с матушкой шел по тротуару в главном коммерческом районе города. Вдруг, к нему подскочила женщина, весьма похожая на ведьму, прямо в лицо ему зарычала каким-то страшным больным голосом кота, а руками как бы грозила выцарапать ему глаза. Но потом сразу же отбежала и скрылась в толпе. Батюшка с матушкой перекрестились, и продолжали идти дальше, это для них уже было привычным явлением. Но вдруг матушка опомнилась. Ведь этот раз, почему-то, батюшка был в светской одежде. Ничего в его внешнем облике не выдавало, что он православный священник. Даже длинные волосы и бороду ведь теперь теперь очень многие носят. Ясно, что священник в духовном плане всегда священник, даже если он не одет подобающе. Темные силы это чувствует и знают и наверно радуются нашим «послаблениям».
Один священник решил сфотографироваться. Одел пальто, шапку. Почему-то ему стало стыдно фотографироваться с крестом. Он снял крест и положил его в левый карман пальто. Снимок был сделан, проявлен и напечатан. К великому удивлению и фотографа, и священника, на фотографии оказался большой луч света (по тени на лице ясно, что луч не от солнца), который исходил из кармана, в котором лежал спрятанный крест. Батюшка просил опубликовать этот случай после своей смерти.
В нашем соседнем городе есть маленький приход Зарубежной Церкви. К сожалению, из-за малочисленности прихожан, настоятелю приходиться иметь гражданскую службу. Он работает братом милосердия в местной больнице. Я был уверен, что он снимает подрясник, когда идет на работу. Но, к своему удивлению, узнал, что батюшка работает в подряснике, одевая сверх него медицинский халат – это вызывает только уважение со стороны не только врачей и медсестер, но и пациентов. Многие больные даже просят, чтобы за ними ухаживал «the priest-nurse» т.е. «священник-брат милосердия».
Озабоченный вопросом, нужно и возможно ли, священнику всегда носить подрясник, я начал спрашивать у взрослых детей более пожилых или усопших пастырей, всегда ли их отцы носили подрясник. Подавляющее большинство отвечает, что очень редко видело отца-священника без подрясника. Есть и некоторые случаи, когда дети говорят, что они никогда не видели отца без подрясника. Значит, требование церковное с Божией помощью осуществимо. Стоит только постараться.
Протоиерей Григорий НАУМЕНКО
Русский пастырь №7/1990 г.
Комментарии
Отправить комментарий