Память 222 китайских мучеников, пострадавших во время Боксерского восстания в Китае


КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

 Святитель Николай (Велимирович)


Предисловие от переводчика:

В 1930-е годы святитель Николай (Велимирович) служил на Охридской кафедре; в это же время в пределах его епархии – в городе Битола, – служил и преподавал святитель Иоанн (Максимович), тогда иеромонах. Знакомство и дружба этих двух святых продолжилась и после избрания иеромонаха Иоанна епископом на Шанхайскую кафедру и отъезда в Китай. Свидетельством этому служит цикл статей о Православии в Китае, опубликованная святителем Николаем в журнале «Мали мисионар», издающемся в его епархии. В значительной степени он опирался на тексты, которые выслал ему святитель Иоанн. Этот цикл статей позволяет узнать взгляды святителя Николая на Китай и китайцев, взаимоотношения Европы с Китаем, узнать о его делах по распространению почитания святых мучеников китайских в пределах Сербской Православной Церкви, наконец, составленная им трогательная «молитва о китайском народе» выражает его взгляды на необходимость и будущий успех православной миссии среди этого народа. Перевод публикуется в сокращении и с примечаниями, сделанными протоиереем Дионисием Поздняевым.


1. Злодеяние Европы в Китае

Было время, когда Европа считала себя самой культурной частью мира. Это было недавно, в конце девятнадцатого века. В то время Европа держала под своей властью все народы на земном шаре, за исключением некоторых. Между этими свободными неевропейскими народами имелся и китайский народ. Но как некогда премудрый царь Соломон не смог удержаться на высоте, на которую его вознесла милость Божия, но пал в прах и поклонился идолам, так и Европа. На головокружительной высоте, на которую она была возведена Божиим смотрением, чтобы быть светом и защитой всем прочим народам, малым и слабым, Европа покачнулась от ветра гордости, и пала. Пала в прах, обагрённый пролитой ею кровью прочих Божиих народов, братьев её. И ещё не восстала. И Бог знает, восстанет ли когда-нибудь.

В 1897 году взбудоражил Европу немецкий император Вильгельм (который сейчас живёт как изгнаник и осуждённый в чужой земле), он воскликнул: “Жёлтая угроза!” То есть: Китайцы представляют угрозу европейским народом; следовательно, Китай нужно притеснить, поработить и таким образом обезопасить! И на это восклицание тогдашнего могущественного государя отозвалась вся Европа [1].

И случилось страшное притеснение, порабощение и разграбление китайской земли и китайского народа. Руки белых людей стали красны от крови их жёлтых братьев. И безвинная кровь Китая возопила ко Творцу всех людей, как было и в первие дни человеческой истории, когда кровь Авеля вопияла к Богу против братоубийцы Каина. И сказал Бог Каину: “что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли” (Быт. 4:10).


2. Боксёрское восстание

Но и китайцы – люди из плоти и крови. Притом и некрещёные, живущие без благого учения Спасителя. В 1900 году группа китайцев подняла восстание против европейцев на их земле, которых они называли “белые дьяволы”. Эти восставшие назывались “боксёры”, отсюда и их восстание называется боксёрским [2]. Боксёры начали убивать европейцев, как злоумышленников, грабителей и тиранов. Для них было ненавистным всё европейское, а значит и вера, которую им принесли европейские апостолы. Ненависть к белым людям в то же время была и ненавистью к христианам. Отсюда гнев боксёров обратился и против своих христиан, то есть, против крещёных китайцев. И в том кровавом боксёрском бунте погибло несколько сотен православных китайцев [3], которые считаются как христианские мученики за веру, или, – как сказали бы сербы, – “за крест честный”. Страдание и смерть этих китайских мучеников мы и решили здесь описать.


3. Что рассказал очевидец

В то время существовала, да и сейчас существует, Русская Духовная Миссия в Пекине, столице Китайского государства. Начальником Русской Миссии был архимандрит Иннокентий, ныне митрополит. Как очевидец он так описал те кровавые события:

Главным днём мученической смерти правосланых китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Ещё в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее боксёры появились с зажжёнными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христииан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отрееклись от христианской веры и поклонились идолам.

Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы; другим отсекали головы; третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжалось и в остальные дни, пока продолжалось восстание.

Сжигая многие христианские дома, боксёры выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьём.


4. Герои на страданиях

- По свидетельству самих безбожников, которые видели это своими глазами, некоторые из православных китайцев шли на смерть с изумительным мужеством. Таковы:

ПАВЕЛ ВАН, катехизатор, умер под пытками с молитвою на устах.

ИЯ ВЭНЬ, учительница в миссийской школе, была дважды пытаема. Первый раз боксёры изранили её мечами по всему телу и как мёртвую засыпали землёй. Но она очнулась и пришла в себя. Услышав её стоны, некий сторож взял её и перенёс в свою комнату. Но когда боксеры услышали и увидели, что она жива, то зарубили так, чтобы умерла. Оба раза во время мучения Ия Вэнь отважно, чётко и радостно исповедала свою веру во Христа Спасителя перед своими мучителями.

ИВАН ЦЗИ, мальчик восьми лет, сын убитого китайского священника. Его боксёры беспощадно изранили. Уши его были отсечены, и на груди у него виднелись раны. Когда мучители спросили, больно ли ему, маленький герой Христов Иван ответил с улыбкой: “За Христа страдать не больно!” Тогда злодеи схватили его, отсекли голову, а тело сожгли.


5. Житие мученика Цзи-Чуна [4]

Этот православный мученик родился в 1855 году. Крещён был ещё в детстве, а в десятилетнем возрасте поставлен катехизатором. В двадцать пять лет рукоположен в сан иерея епископом Японским Николаем. Русские звали его Митрофаном. Ещё в детстве Цзи-Чун лишился своего доброго отца, который его очень любил, и который передал сына на воспитание его бабке Екатерине. Мать его звали Мариной, она была учительница в некой женской школе. Тогдашний начальник русской миссии архимандрит Палладий обратил особое внимание на юного Цзи-Чуна и определил его к одному видному учителю Лун Юаню с тем, чтобы он был подготовлен к священному сану.

Цзи-Чун был смирного нрава, очень внимателен, осмотрителен и чуток; был отзывчив и миролюбив. Если приходилось ему быть за что-то наказанным или обвинённым, он не пытался оправдаться. Никак не желал принять священный сан, отказывался от него, говоря: “я малоспособный и малодушный человек – как посмею дерзать принять такой великий сан?”

Но, будучи принуждаем со стороны начальника Миссии и убеждаем своим учителем, Цзи-Чун ради святого послушания, которое должно царствовать во святой Церкви Христовой, подчинился воле своих наставников, хотя предчувствовал, что ему, как священнику, предстоит тяжёлая судьба и мученическая кончина.

Как священник Цзи Чун был главным помощником архимандриту Флавиану при переводе богослужбеных и духовных книг на китайский язык. Пятнадцать лет служил он так Богу и народу своему. Притом терпел много вреда от своего окружения, но не оглядывался на это.

Во время боксёрского восстания 1 июня 1900 года [5] здания Русской миссии были сожжены восставшими. Многие христиане, спасаясь от пожара, собрались в доме отца Цзи-Чуна. Среди них были даже такие, кто не любил этого человека Божия, но милостивый Цзи-Чун принял и их, и не отогнал от своего дома. Видя, что некоторые устрашились и поколебали, Цзи-Чун укреплял и ободрял их именем Христовым. Всякий день он выходил из дома и ходил посмотреть на сгоревшую церковь и молился Богу на её пепелище.

10 июня около десяти часов пришли боксёры к дому Цзи-Чуна и окружили его. В доме тогда было около семидесяти христиан. Некоторые из них смогли пробиться и сбежаться, а те которые были слабы, вместе с женщинами и детьми остались. Также остался и отец Цзи-Чун. Он совсем не прятался. Сидел во дворе своего дома, и здесь ожидал боксёров. Эти безбожники, зная, что он священник, были озобено обозлены на него. Поэтому сразу набросились с обнажёнными мечами и пронзили его грудь.

Смертельно раненый священник упал под деревом и здесь предал Богу душу. Потом безбожники бросились в дом и перебили всех прочих христиан, которые тут скрывались.

В 1903 году, уже в мирное время в Китайской империи, был воздвигнут в Пекине Храм Мучеников [6]. В тот храм перенесено и тело священномученика Цзи-Чуна и вместе с телами остальных китайских мучеников погребено под алтарём. А на месте, где погиб Цзи-Чун, поставлен большой крест.

Каждый год в день памяти китайских мучеников, который приходится на 10 июня (по правильному календарю), после службы в храме, совершается лития возле этого креста и там ставятся поминальные свечи.

Так славно окончил свой земной век этот непоколебимый воин Христов и переселился в Царство небесное. С того света являлся Цзи-Чун другим его единоплеменникам, когда они были мучимы, и как их ангел-утешитель, ободрял их и утешал, указуя на венцы славы.


6. Мученичество одной семьи

Священник Цзи-Чун имел жену Татьяну, происходящую из семьи Ли, и три сына: Исайю, Сергия и Иоанна. У Исайи была жена Мария. Все они пострадали в то време за Христа; остался в живых только средний сын Сергий, который сейчас протоиерей.

ТАТЬЯНЕ было сорок четыре года. В ту страшную ночь 10 июня она как-то спаслась, но на другой день была схвачена боксёрами. Они схватили Татьяну и ещё восемнадцать китайских христиан, всего девятнадцать душ, затем вывели их из города через ворота, называемые Ан-Дин-Мин [7] и довели до боксёрского лагеря, называемого Сяо Инь Фан. Здесь отсекли голову и Татьяне и остальным. На этом месте сейчас находится православная богадельня.

ИСАИЕ было двадцать три года. Ог служил в артиллерии. 7 июня боксёры схватили его, ещё прежде зная его как христианина. Они отсекли ему голову на главной улице у ворот Пин-Це-Мин [8].

ИОАННУ было всего восемь лет. В ту же ночь, когда был убит его отец, священник Цзи-Чун, боксёры схватили и маленького Иоанна, ему разрубили плечи и отрубили пальцы на ногах; отрезали нос и уши. Его тетя Мария спасла как-то его от смерти и спрятала в туалете. На следующий день его нашли сидящим без обуви и одежды у ворот, и спросили, больно ли ему. Малыш ответил: “мне совсем не больно”. Сила Христова утоляла боль. Уличная детвора смеялась над ним и кричала: “Ер-мао-цза!” [9] Это китайское слово значит: “слуга диавола”. Так китайцы-безбожники называли христиан. На эту издёвку отвечал маленький Иоанн: “Я верю в истинного Бога, и не являюсь Ер-мао-цза”. Когда он прочил пить, ему не дали. Протасий Чан и Иродион Сю, тогда ещё некрещёные, свидетельствовали, что видели это дитя с ужасными ранами на плечах и ногах. Раны его были глубоки, но он не ощущал боли. Когда боксёры снова схватили его, Иоанн спокойно и без страха пошёл туда, куда они его повели, “как агнец на заклание”. Видя это, какой-то старик сжалился и сказал: “В чём виновато дитя? Это его родители провинились, что сделали его слугой диавола”. Другие же ругали его. Но Иоанн на все это не обращал внимания, как и убийцы боксёры, которые вели его на место казни.

МАРИЯ, супруга Исайи и сноха священника Цзи-Чуна, была девятнадцати лет от роду. За два дня до погрома она пришла в дом своего свёкра, желая умереть рядом с ним. Когда 10 июня боксёры окружили дом священника, Мария всё сделала для того, чтобы мужественно помочь другим спастись. Она выводила их из дома и поддерживала, чтобы залезть на стену и перебраться на ту сторону. Наконец боксёры и солдаты разбили ворота и вошли внутрь. Тогда Мария храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следствия. Нападающие стояли как окаменевшие и не решились убить Марию. Но затем ранили её руку и порезали ногу. Её деверь Сергий трижды пытался убедить её уйти и избегнуть смерти, но мужественная Мария отвечала ему: “Я родилась здесь у церкви Пресвятой Богородицы, здесь хочу и умереть!” И осталась. Наконец снова пришли сюда боксёры и умертвили блаженную Марию.

Вот как пострадали и приняли мученический венец эти китайские православные христиани. Их мужество в исповедании Христа Богом и Господом перед безбожниками и их смерть за Христа, без страха и колебания, подсеќа нас на древних христианских исповедников и мучеников в землях, которые расположены ближе к нам.


7. Албазинцы [10]

Среди мучеников, пострадавших за Господа Иисуса Христа, были в большом количестве албазинцы. Это потомки тех славных албазинцев, которые ещё в 1685 году принесли свет Христовой православной веры в Пекин, столицу Китая. Не всякий может стать мучеником Христовым. Это даётся лишь тем, которые имеют особую любовь к своему живому Господу. Это сугубая награда от Христа, чтобы некто умер мученической смертью, как и Сам Он умер.

Ради великой любви и преданности старых албазинцев Господь наградил их потомков мученическим венцом. Албазинцы – это одно монгольское племя на юге русской Сибири, которое ещё в XVII веке приняло православную веру.

Албазинцы КУЙ ЛИНГ и ХАЙ ЦИХУАН с братом своим ВИТОМ, и албазинка АНА ЖУЙ, со многими другими албазинцами, храбро пошли на смерть, не боясь тех, которые убивают тело, а душу не могу убить (см. Мф. 10:28). Сначала они претерпевали пытки, а потом разными способами были убиты безбожниками. Необычайно впечатляющие сцены были, когда эти дивные мученики на коленях просили Бога простить их мучителей, до тех пор, пока те точили мечи, чтобы порубить их. Эти примеры, случившиеся в начале ХХ столетия среди безбожного Китая, подобны тем, которые мы знаем с первых дней после Христова вознесения произошедших в Иерусалиме.


8. Упокой, Господи

В кровавом 1900 году православная церковная община в Пекине была небольшой. Она состояла всего из тысячи православных китайцев. По причине гонения и мучений со стороны боксёров некоторые из них убоялись и отпали от истинной веры, и принесли жертвы идолам. Но триста из них пострадало.

Поистине, это была огромная потерял для такой малой общины. Почти треть. Но эта потеря была благословенной. Это была не потеря, а приобретение. Ибо те, кто пострадали за Христа, стали сильнее на небе, чем были на земле. Они имеют великое дерзновение просить у Бога всё, что хотят для своих сродников и соплеменников в земной Церкви. И Бог исполняет их прошения и мольбы. Молитвам китайских мучеников можно свободно приписать возрастание и распространиние Православной Церкви в Китае после 1900 года. Вместо одного храма сейчас в Китае есть много православных храмов. И вместо одного архимандрита как началника Миссии в Пекине, сегодня есть три православных архиерея на китайской земле.

Есть китайцы – православные священники, диаконы, катехизаторы и миссионеры. Есть и несколько церковных больниц, школ и сиротских домов. И так благодаря крови китайских мучеников Христова вера распространяется и укрепляется в стране жёлтых людей. И в Китае, как и во всех других странах явилась истинность этих слов: “Кровь мучеников – семя Церкви”. А мы да помолимся Всевышнему о наших единоверных братиях китайских мучениках: Упокой, Господи, слуг Твоих! И воскликнем: Слава тем, которых Христос прославил! Слава православным китайским мученикам во веки веков! Аминь.


9. Что мы знаем о китайцах

Мало что знаем.

Знаем, что их около четырёхсот миллионов. Это больше, чем все европейские народы с Россией вместе взятые.

Китайцы по большей части земледельцы. Известны как наиболее трудолюбивые в мире. Будучи многолюдны и весьма стеснены в своей земле, они были вынуждены употребить великий труд и находчивость, чтобы с малого надела земли получить как можно больший плод. После Первой мировой войны приехала из Америки в Китай одна земледельческая делегация, чтобы научить китайцев “рациональному” обрабатыванью земли. Во главе делегации был один известный профессор аграрных наук. Когда они вернулись в Америку, этот профессор заявил, что им “нечему было учить китайцев, напротив, они сами многому научились от китайцев “.

Кроме того, китайцы преуспели в торговле и разного рода занятиях. Самые большие города у них: Пекин, Нанкин, Шанхай и Кантон [11].

Китайское государство весьма древнее. По словам самих китайцев их царство существовало ещё за две тысячи лет до Рождества Христова. С северной стороны Китай ограждён одной необычайно толстой и высокой стеной, с башнями и помещениями для воинов. По преданию эту стену воздвиг Цинь-Ши-Хуан, в 200-м году до Рождества Христова [12]. Хотя и до него существовало царство и были цари, его китайцы называют своим первым царем, потому что он сумел соединить раздробленные племена и править объединённым Китаем. Великую стену на севере он создал ради защиты земли от диких татар. Говорят, он построил её за десять лет. Стена имеет протяжённость около двух тысяч километаров. И действительно она весьма хорошо послужила китайцам, так что многие века они жили в мире. Также эта стена помогла им сохранить свой характер и свои обычаи от иностранных примесей вплоть до новейшего времени.


10. Что открыли китайцы?

Если бы не истинная вера, которую мы, как христиане, имеем, можно было бы сказать, что китайцы более цивилизованный народ, чем европейцы. По их преданию, цивилизация у них была развита уже за два тысячелетия до Р.Х. Их письменность датируется [по древнейшим памятникам] 1500 годом до Р.Х. За два века до рождения Господа китайская императорская библиотека содержала 2705 книг.

Раньше европейцев китайцы изобрели повозку с колёсами, гончарный круг, корабельный компас и нотную запись музыки. Все эти изобретения китайцы приписывают одному своему великому правителю, который жил за две с половиной тысячи лет до христианского времени.

Из растений и фруктов в Европу из Китая перенесли персики, мандарины и чай.

Китайцы первые создали бумагу и книгопечатание. Они первыми начали употреблять бумажные деньги. Если в Европе начал книгопечатание Йохан Гутенберг (+1468), то китайцы имели печатные книги на пятьсот лет раньше. Первый сейсмоскоп создан китайским астрономом Чанг-Хенгом [13] в 132 году по Рождестве Христовом.

Керамика у китайцев дошла до такого совершенства, как нигде в мире.

Китай ещё и родина шёлка. По преданию, первая китаянка, которая начала разводить шелковичных червей и получать от них шёлковую нить, была царица Схи-Линг [14], в 2000 году до Р.Х. Она придумала и первый станок для ткания шёлка.


11. Китайская мудрость

У китайцев было много своих мудрецов, из которых наибольшими считаются Конфуций, Лао-Цзы и Мен-Цзы. Их мудрость не содержит никакой божественной истины, но вся относится к людской власти, управлению государством и сохранением традиций. При этом существует и обширная, устная народная мудрость. Приведём здесь несколько китайских изречений:

“Войско готовят тысячу дней, чтобы употребить для одного дня.

Человек никогда не плутает так долго, как тогда, когда совершенно уверен, что знает путь.

Человеку, у которого нет улыбки на лице, лучше не открывать лавку.

Если опасаешься быть обманутым [при покупке], спрашивай о цене в трёх лавках.

Увидеть что-либо лучше, чем тысячу раз читать об этом.

Счастье и несчастье стоит перед воротами каждого, и от человека зависит, что он позовёт внутрь.

Легче найти тысячу солдат, чем одного полководца.

В семнадцать лет человек – как свеча на ветру.

Легко открыть лавку, трудно держать её открытой.

Если сомневаешься в человеке, не бери его на работу; а если взял, то не сомневайся в нём.

Потерять уважение – большее несчастье, чем умереть от голода.

Можно до старости учиться и остаться неучем.

Если у тебя есть два хлеба, продай один и купи лилию (настолько китайцы любят цветы).

Лучше дать милостыню ближнему, чем идти далеко на поклонение идолу”.


12. Китайские верования

Человека охватывает скорбь, когда он понимает, что китайский народ не знает Бога и поклоняется идолам. Столь одарённый народ с такой великой культурой и великой жизненной мудростью ничего не знает о едином живом Боге. Этот случай с китайцами совершенно убедительно доказывает, что сам по себе народ, даже с наивысшей культурой не может дойти до познания подлинной истины, если истина не явится с неба. Всё, чему можно было научиться от земли, китайцы научились отлично, но от земли не могли они научиться небесным тайнам. Их мудреци познали почти до совершенства многие тайны природы, но не могли скинуть завесу с неба и познать небесные тайны.

Вера китайцев состоит из магии, идолов и спиритизма. Среди различных легендарных божеств, мужских и женских, человеческих и звериных, они обожествляют и многих своих предков. Каждый китаец держит у себя в доме или во дворе фигурки из дерева или камня, своих умерших предков. Перед ними он кадит и зажигает свечи (из бумаги). Китайцы верят, что дух каждого человека живёт и после его смерти. Конечно, в сравнении с тупым европейским материализмом, который отрицает существование духа и души, такая вера китайцев могла бы рассматриваться правильной. Но её правильность простирается лишь на очень небольшую часть, после которой идёт заблуждение.

По их верованиям духи умерших людей вечно живут здесь на земле, и нет другого места вне земли, где бы они жили. Они обитают повсюду: в домах, в воздухе, в растениях и деревьях, в реках и полях. Эти духи обычно неспокойные и злобные, поэтому их нужно непрестанно умилостивлять жертвами. Очевидно, что китайцы считают духами своих предков ничто другое как замаскированных демонов. То же самое касается и спиритизма.

Как есть у китайцев различные верования, так есть у них и разные учения о власти. Три самых известных учения о власти это во-первых, Конфуция, во-вторых, Лао-Цзы, и в-третьих Будды [15]. Но есть и бесчисленное количество вариантов. Главные же конфуцианство, даосизм и буддизм. Но кроме того в Китае живёт и великое число мусульман.


13. Христианство в Китае

Согласно преданию, первыми Благую Весть о Сыне Божием принесли в Китай так называемые “фомисты”, то есть, христиане из Индии, где проповедал апостол Фома. Но проповедь фомистов не явилась успешной. Несколько успешнее, но не намного, прошли с проповедью несториане, – еретики, которые как изгнанники из Византийской империи, пошли далеко на Восток, и достигли жёлтого царства.

Римокатолическая церковь позднее послала некоторых своих миссионеров в Китай, между ними и иезуитовв. Самым известным их миссионером стал Ксавье [16]. Но своими междоусобными беспорядками иезуиты соблазнили китайцев, и те одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров пришли в Китай протестантские миссионеры из Англии и Америки. Наконец, появилась и православная миссия, – русская, – с которой мы уже познакомили читателей.


14. Продавец белградских газет китайский владыка

В Китае сейчас насчитывается от двадцати до тридцати тысяч православных китайцев [17]. Если бы все православные китайцы жили в одном городе, этот город был бы подобен нашему Прилепу. Русская миссия там имеет сейчас трёх епископов: преосвященного Виктора в Пекине, Ювеналия в Тянцзине [18] и Иоанна в Шанхае.

Сегодняшний владыка Шанхайский Иоанн, изучал юриспруденцию в России. Во время безбожной революции он со своими родителями бежал в Сербию. Его отец Борис, некогда председатель дворянства, поначалу оказался в Београде без средств к существованию и работы. Мать о. Иоанна, Глафира Стефанович, – сербского происхождения, от сербов, некогда переселившихся в Россию. Чтобы обеспечить себя и своих родителей, Иоанн устроился продавцом белградских газет. И при этой работе закончил богословский факультет в Белграде в 1925 году. После этого был назначен наставником гимназии в Великой Кикинде. Затем принял монашество в Мильковом монастыре. Постриг он принял от знаменитого духовника архимандрита Амвросия. Рукоположил его архиепископ Челябинский Гавриил.

После этого, в 1927 году он стал учителем семинарии в Битоле. Здесь он служил до 1934 года, когда был избран епископом Шанхайским, и вскоре был посвящен в русской церкви Святой Троицы в Белграде. Память об отце Иоанне осталась неизгладимой в сердцах всех православных битольчан, а особенно семинаристов. Пока он был в Битоле, он светил как звезда своим примером, и даже такая удалённость от Битолы не смогла умалить сияния этой звезды. В Благовещенской церкви, где отец Иоанн служил изо дня в день два года, его имя поминается и на богослужениях, и в разговорах. Его молитва помогала, его любовь восхищала, его аскетизм вызывал удивление.

И вот, такового мужа избрал Господь и отправил в китайскую страну, да будет там Его евангелист и лученосец. Все мы желаем ему здравия и долголетия.


15. Китайское православное братство в Шанхае

Это братство состоит из многих членов, китайцев и русских. Под мудрым руководством своего Архиерея, Его Преосвященства владыки Иоанна, это братство хорошо развивается.

Мы хотим привести здесь имена нескольких китайских членов и их род занятий, чтобы наши читатели видели, какие люди в Китае принимают Православие, и чтобы молитвенно поминали их имена: Николай Ли, священник; Андрей Юй, адвокат; Илия Чан, адвокат; Илия Вэнь, священник; Петр Чан, государственный чиновник; доктор Виктор Чиен, врач; Мелетий Ши, торговец; Амвросий Юй, драгоман; Иван Ло, преводчик с иностранных языков; Тока Ма, учитель иностранных языков.


МОЛИТВА О КИТАЙСКОМ НАРОДЕ

Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает всё сотворённое на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьёв в песке, птиц в воздухе и рыб в воде – молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.

Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своём доме и любить во всём порядок.

Но эта мудрость ведёт человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного. Недостаёт народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоём Единородном Сыне, которая ведёт душу за гробом и вводит её в Царствие Небесное.

Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным промыслом определил время, в которое китайский народ придёт и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.

Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам креста и воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля жёлтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: “Рождество Твое, Христе Боже наш” и “Христос воскресе из мертвых”! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов. Да будет так. Аминь.


Примечания

[1] После начала антииностранных выступлений, организованных в 1898 году китайской вооруженной группировкой «Дадао», в нескольких деревнях на севере Цинской империи поднялось восстание, на подавление которого были отправлены официальные китайские и иностранные войска. Со временем восстали жители соседних уездов. Ситуация усугублялась произволом германских солдат, которые опустошали отдельные провинции, что раздражало местных жителей. В начале 1898 года выступления в отдельных регионах севера Китая переросли во всеобщее народное восстание в провинции Шаньдун. К началу лета столкновения с войсками становились всё масштабнее, появились первые жертвы среди мирного населения.

[2] В 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань»(«Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из провинции Шаньдун и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространёнными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань (отряды) и цюань (кулаки). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами».

[3] В ходе восстания пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике святых мучеников были прославлены 222 человека.

[4] Китайское имя священномученика Митрофана – Ян Цзи. Встречающаяся в русских публикациях форма его имени «Чун» не соответствует китайским иероглифам его имени. Здесь и далее написание его имени оставлено в соответствии с текстом свт. Николая Сербского без изменений.

[5] Дата приведена по старому календарному стилю.

[6] Храм во имя Всех святых мучеников на территории Российской Духовной Миссии в Китае («Бэйгуань») был освящен в 1903 году.

[7] Городские ворота Аньдинмэнь в северной части крепостной стены старого Пекина.

[8] По-видимому, ворота Хэпинмэнь.

[9] Неверный перевод распространенного именования иностранцев («волосатый ребенок»).

[10] Албази?нцы (кит. ? ???? , пиньинь ??rb?j?nren) — потомки русских казаков — поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин, основанного Е. П. Хабаровым в 1651 году на Амуре (ныне с. Албазино Амурской области).

[11] Гуанчжоу.

[12] Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров.

[13] Чжан Хэн.

[14] Си Лин Ши.

[15] Конечно, перечисленные учения – и даосизм, и буддизм, и даже конфуцианство некорректно низводить до «учения о власти». Такой взгляд объясняется тем, что в 1930-е годы (время составления статей) святитель Николай ещё не был серьёзно ознакомлен с ними и доверялся, вероятно, популярным тогда представлениям. Позднее, познакомившись с восточными религиями, он относился к ним уже иначе, что видно из его книг «Индийские письма» и «Феодул или раб Божий» – прим. пер.

[16] Среди других известнейших католических миссионеров в Китае – Маттео Риччи.

[17] Во время написания этой работы число православных китайцев превышало 6000 человек.

[18] Владыка Ювеналий (Килин) с титулом епископа Цицикарского был викарием Харбинской епархии и проживал в Харбине.


Перевел с сербского Юрий Максимов

Примечания составил прот. Дионисий Поздняев



Память святых китайских мучеников Русская Православная Церковь Заграницей празднует 11/24 июня


Комментарии