Митрополит Анастасий (Грибановский): Слово о смерти


СЛОВО О СМЕРТИ

Митрополит Анастасий (Грибановский)

СЛОВА "ЧЕЛОВЕК" И "СМЕРТНЫЙ" давно уже сделались синонимами: смерть стала одною из существенных принадлежностей человеческой природы и есть для нас нечто не менее реальное, чем жизнь. Последняя неизбежно ведет его к постепенному увяданию, пока дух не оставит тела, которое потом распадется на части. Здесь вполне оправдывается парадоксальное, повидимому, изречение одного английского писателя: "mortality only is immortal and the low of change is the only constant law" т. е, только смертность бессмертна и только закон изменений есть постоянный закон.

Уже из утробы матери ребенок выходит с болезненным криком, как бы вырываясь из могилы. Но та же смерть, от которой он бежит, вырываясь на свет Божий, стережет его уже на пороге земного бытия. Это слабое существо, в котором едва теплится светильник жизни, с первого же дня должно вести борьбу за свое существование, которому угрожает тысяча опасностей.

Каждый человек всю жизнь ходит, как преступник, осужденный еще до рождения на казнь, ежеминутно ожидая исполнения последней. И однако мы никогда не можем свыкнуться с мыслью о смерти, от которой отвращается все наше существо. "Мы знаем, что должны умереть, но не верим в это" — как выразился один философ; — почти ежедневно провожая в другой мир своих знакомых или близких, мы продолжаем думать, что сами не подлежим этому закону и не пойдем в путь всей земли. И когда смерть приходит однако к нам, лицом к лицу, мы хотели бы отмахнуться от нея, как от ужаснаго призрака, пока она не наложит на нас свою неотвратимую холодную руку... Никто не сомневается, что смерть есть величайшее бедствие для всего живого. Неумолимая и беспощадная, она приходит к человеку во всякий возраст его жизни, разрушает гармонию последней, разрывает самыя дорогие и нежные привязанности, уничтожает наши лучшие земные планы и надежды и холодным мраком могилы покрывает минутную улыбку жизни. Это она внесла закон тления, под тяжестью которого стонет вся тварь, ожидая своего обновления. Но в этом величайшем зле скрывается величайшее благо для падшего человека. Смерть необходима в общей экономии вселенной после того, как в нее вторгся грех, принесший с собой этот страшный оброк. Она является благодетельной для мира прежде всего потому, что пресекает зло, имеющее стремление, как и добро, укреняться и развиваться в бесконечность. Если бы преступления злодеев не прекращались от рокового удара ее руки, они каждый день преуспевали бы на горшее и становились бы ужасом не только для других, но и для самих себя, достигая бесовского ожесточения. Жизнь на земле была бы тогда невыносимой и превращалась в ад. Особенно тяжел был бы тогда жребий людей добродетельных и праведных, вынужденных бесконечно долгое время томиться в чуждом им развращенном обществе, как некогда Лот среди жителей Содома. Смерть дает им успокоение от трудов и искушений и навсегда закрепляет за ними запас приобретенного на земле добра. С другой стороны она снимает тяготу жизни с одряхлевших от времени и истощенных болезнями людей, которые без нее страшными призраками ходили бы по земле, превращая ее в большую богадельню и служа бременем для более молодых поколений.


О смерть! говорит Сирах, отраден твой приговор для человека нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, не ишеющего надежды и потерявшего терпение (Сир. 41:8-4). Закон смерти устраняет или предупреждает все эти ненормальности мировой жизни, восстанавлпвая в ней должное равновесие. Смерть является не толко тайной, но поистине и тайнством для нас. В ней открывается нечто священное, если мы смотрим на нее, как на великое жертвоприношение за грех. Это огонь, очищающий землю, оскверненную преступлениями человека. По своей премудрости Творец после грехопадения первых людей всех заключил под смерть, чгобы всем даровать сугубую жизнь, согласно сказанному: Если зерно пшеничное, падши в землю не умрет — то останется одно, а если умрет, то пренесет много плода (Иоан. 12:24). Из тленного семени расцветет некогда нетленная жизнь еще более полная и блаженная, чем какая была до грехопадения.

Комментарии