Память Новомученика Николая Пантополиса Константинопольского


Новомученики балканские

Византийская империя пала в 1453 году. Падение могучей державы сами византийцы рассматривали как наказание Божие за умножение беззаконий. В высших слоях общества наблюдался рост интереса к языческой древности, получивший в истории название палеологовского возрождения. Происшедший за век до роковой даты спор между варлаамитами и исихастами был не только спором о богословских вопросах, но и спором о путях познания Бога и мира, спором между языческим рассудочным знанием и православным опытным, сердечным постижением природы вещей. Победило в этом споре Православие в лице святителя Григория Паламы, но развернувшаяся жесткая борьба свидетельствует о том, что и ренессансные настроения играли существенную роль в жизни империи. Византийские историки (Никифор Григора и Никита Хониат) описывают упадок нравственности, рост суеверий, религиозное лицемерие, захватившее все слои общества.

Византийский император, ища материальной поддержки Запада, пошел на предательство Православия. В 1439 году была заключена Флорентийская Уния. Православный василевс (император), который венчался патриархом на царство ради служения Богу, защиты веры и сохранения мира, из политических соображений пошел на измену Православию. Таким образом была разрушена симфония , господствовавшая в Византии столетиями, император из космократора (миродержца) превратился в деспота, узурпатора не принадлежавшей ему власти. Византия пала.

На несколько веков балканские православные народы оказались под тяжелым турецким игом, церкви превращались в мечети, христиане были обложены тяжелыми налогами, практиковалось насильственное обращение в мусульманство, для чего турки использовали два закона: по первому из них принимающий ислам освобождался от наказания, наложенного судом, по второму — смертной казни подлежал всякий отступник от ислама. Христиане были почти совершенно бесправными. Что может быть плачевнее?

Но именно в этот период в сердцах порабощенных народов появилось чувство покаяния и обращения к Богу. Поработив материальные богатства Византии, турки не смогли овладеть ее духовным достоянием, и на обломках павшей империи процвели райские цветы новых мучеников. Турецкое иго стало для балканских народов предпосылкой к духовному возрождению. В условиях притеснений Православная Церковь избавилась от религиозного фарисейства и его представителей, так что остается только дивиться промыслу Божию и вслед за церковным песнописцем воскликнуть: “Присно и во всем должни есмы, братие, благоговети, ко еже о нас человеколюбиваго Божия промышления неисследимым судьбам, не менее же и долговременному тиранскому плену, иже многих душевных благ нам виновен бе, и того ради прозябе благославный и Христу любезный и достойный небесныя житницы плод, новоявленнии мученицы, предлежащии ныне к прославлению”.


23 сентября/6 октября 1672 года принял в Константинополе мученическую кончину Николай лавочник

Сей молодой возрастом, зрелый же и совершенный разумом блаженный мученик Христов Николай происходил из благочестивой и боголюбивой семьи, имея родиной известную область, называемую Карпенисион. Хорошо воспитываемый своими родителями, он был отдан в школу и научен закону Божьему. Его отец поехал в Константинополь, чтобы стать бакалейщиком и взял с собой Николая, который тогда еще не имел 15 лет от роду. Они поселились в местечке Тахта Кале. Напротив их лавки жил друг отца Николая, мусульманин по вере, парикмахер по профессии, который был хорошо образован. Ему-то и решил отец отдать своего сына учиться турецкому языку. Таковы уж козни дьявола, чтобы из-за телесной выгоды люди отдавали детей в его сети и, таким образом, отвращали от веры Христовой. Однако со святым Николаем произошло все наоборот, поскольку, попав в ловушку дьявола, он разрушил ее, посрамив воздвигшего ее, и восшел увенчанным на небеса. Итак, учась у мусульманина турецкой грамоте, будучи смышленым, он освоил ее с такой легкостью, что мусульманин дивился и завидовал ему, и долго искал способ, как бы обратить Николая в ислам. Наконец, он придумал следующее.

Однажды, позвав других мусульман, он сказал им:
– у этого бакалейщика есть сын слишком разумный и искусный в грамоте, который сразу выучивает заданный ему урок. Итак я прошу, братья, содействовать мне обратить в ислам этого старательного ученика.
Он рассказал им о своем плане, и они дали слово помочь ему, чем смогут. Через несколько дней парикмахер написал салавати, т.е. исповедание их веры, и приготовил его. Пришел Николай, как обычно, на урок, и учитель дал ему прочесть салавати, там же находились и другие мусульмане. Взял Николай лист и прочел, не зная, что это их исповедание веры. Тут же турки, по запланированному парикмахером сценарию, закричали:
– Ты стал турком, Николай, поскольку прочитал салавати.
Николай же, пораженный таким лукавством, сказал:
— Я христианин. И никогда не буду турком, как вы говорите. Я не ожидал такого подвоха от учителя и поэтому добросовестно прочел задание, но это еще ничего не значит. Я не турок.
Тогда все собравшиеся там, поволокли юношу силой к наместнику визиря. Когда блаженный Николай был приведен туда, то одни кричали, другие лжесвидетельствовали, иные обвиняли, говоря:
— Этот человек произнес салавати перед нами, и если хочешь увериться, погляди на лист, на котором оно написано и который он читает каждый час. Но сейчас, когда мы ему говорили, чтобы он стал мусульманином, он смеется над нашей верой.
Тогда наместник визиря сказал ему:
– Николай, почему ты имеешь написанное салавати и зачем читаешь его, не принимая ислам?
Николай отвечал откровенно, без всякой робости:
– Сегодня, давая мне урок, учитель мой подал мне этот лист и попросил его прочесть. Я же, не зная, что это ваше салавати, прочел, поскольку доверяя своему учителю, подумал, что обязан прочесть данное мне задание.
Наместник ответил:
— Поскольку, Николай, ты прочел салавати, то должен стать турком, и я тебе дам большую должность, какую хочешь, я тебя обогащу, прославлю перед царем.
Святой же ответил:
– Я христианин, и верую в Христа моего как в Бога истинного, почести же и должности, какие ты мне предлагаешь, мне не нужны. От Христа моего я не отрекусь, в Христа моего верую и за имя Его умру. Турком не стану.
так святой подтвердил истинность слов Владыки Христа, говорящего: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк.13:11).
Наместник, увидев, что ничего не достиг, приказал связать сзади Николаю руки, привязать его к колонне, и сказал ему:
– Николай, ты видишь, что мы с тобой сделаем, стань же добрым турком.
Но святой отвечал:
– Ты во власти делать, что хочешь, я христианин. Не говорится ли в ваших книгах, чтобы насильно не делать никого турком?
Тогда наместник приказал его обрезать, надеясь, что этим они его убедят исповедать их религию истинной. Но блаженный возгласил еще более уверенно:
— Что меня обрезуете? Я христианин, верю в Христа моего как в Бога истинного, если и все тело мое изрежете на маленькие кусочки, Христа моего не отвергнусь, в Него верую, Ему поклоняюсь, Его имею Помощником, Который стоит невидимо и меня укрепляет.
Турки уговаривали его:
– Николай, скажи салавати, мы тебя обрезали, ты теперь турок.
Святой же отвечал:
– Ложь вы говорите, я христианин и во Христа моего верую.
О, блаженный глас блаженнейших уст, который воссиял светлее солнца! Наместник, видя, что и обрезанием он ничего не достиг, приказал отвести его в тюрьму убийц, запретив тюремщикам давать ему воду и хлеб.
В тюрьме мученик пробыл 65 дней, затем его вызвали из нее, привели к наместнику радостного и веселого, как будто он был на пиру. Его обвинители сказали:
– Или становись турком, или умрешь.
Опять наместник спросил его, не раскаялся ли он и не согласился с магометанской верой. Но мужественный воин Христов с большим дерзновением ответил:
— Христианин я и во Христа верую, Христа моего не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините.
И опять было приказано ввергнуть его в тюрьму и часто бить. Когда святой находился в тюрьме и был жестоко избиваем зверонравными палачами, к нему пришел богатый мусульманин и предлагал дать ему в жены свою дочь, огромное приданное, дорогостоящую мастерскую, почет и славу, если он станет турком. Но все это мужественный Николай вменил в сон и тлен, говоря:
— У меня есть богатое пристанище внутри моего сердца, вера Христу моему, и мне уготован на небесах прекрасный чертог, слава неувядаемая, неистощимое наслаждение и царство нескончаемое, малой части которых не достоин и весь мир. Все это обещал Пресвятой Бог даровать тем, которые Его любят и не отрицаются Его, чтобы они жили в царстве Его и соцарствовали Ему во веки.
Услышав такое, мусульманин вернулся ни с чем.
После этого, по приказу наместника, святого вывели из тюрьмы и привели к судье. Судья же, видя блаженного таким юным, а лицо его сияющим, начал ему льстить и говорить с притворной кротостью:
– Послушай меня, юноша, не губи своей жизни безвременно, вступи в нашу веру и тогда ты познаешь выгоду и благо ее, поскольку ты, будучи очень молодым, не можешь постигнуть истины.
Мученик опять то же ответил:
— Христианин я, христианином хочу умереть. Что медлите? что теряете время? Только того я от вас и хочу, чтобы вы скорее меня умертвили.
Судья, слыша это и видя непреклонность его и свое бессилие отторгнуть его от веры во Христа, дал приказание юношу обезглавить, передавая его епарху. Тот, связав Николая, привел в его лавку, в Тахта кале, которая находилась при дороге. Идя на муки без всякого страха смерти, юноша весь был объят радостью и великое чудо явилось всем присутствовавшим. Так ликовала и радовалась его душа, что ликование это отразилось у него на лице — оно просияло, как некогда у первомученика Стефана. Всем казалось, что идет он на брак, а не на смерть! И как в псалме Давидовом жаждущий олень спешил на источники водные, так и мученик Николай спешил и жаждал пострадать за Христа. И был он весь просвещен светом этого ожидания, а в сердце его пламенел огонь любви Христовой неугасимый. И, казалось, сердцем своим горящим хотел он повторить за апостолом Павлом: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?"(Рим.8:35).
И когда палач заставил его стать на колени, мученик, как только мог, вытянул свою шею, чтобы было легче и скорее его убить. Итак, с молитвой на устах, он был обезглавлен и принял мученический венец. И его святая, чистая и непорочная душа возлетела на небеса, водворившись с сонмами ангелов и мучеников и наслаждаясь лицезрением Трисолнечного сияния Божества. Божественная благодать исполнила и его святые мощи, так что три ночи повсюду был виден нисходящий с небес свет. Христиане, видя такое чудо, радовались, мусульмане же, желая утаить чудо, говорили:
– Мы его обезглавили, и Бог послал огонь, чтобы его сжечь.
Христиане, благоговея перед таким чудом, пошли к судье и, дав ему достаточно денег, забрали святые мощи и торжественно положили их в монастыре Богородицы, называемом Халки.
Вскоре, по прошествии этого, каждый, кто хотел исцелиться, усыпив бдительность мусульман, приходил на место казни. С великой верой опускал человек свой платок в кровь мученика и, о чудо, получал исцеление от болезней. Один христианин достал плат, которым были связаны глаза мученика во время его казни, и возложил его на человека, имевшего продолжительное время жар, и тотчас больной получил исцеление.
Спустя немного времени голову мученика перенесли в церковь Богородицы Кондоскали. Там же присутствовал синкел великой церкви именем Григорий, человек мудрый и благочестивый из святогорского монастыря Ксиропотамос, который был сильно любим патриархом. Этот человек испросил у христиан голову мученика, чтобы отвезти ее в свой монастырь. Пребывая при церкви, Григорий оставил мощи мученика для поклонения верующим. После кончины Григория монахи монастыря Ксиропотамос хотели перенести мощи на Святую Гору, но главный управляющий церкви их не отдал, говоря, что в монастыре итак много святых мощей, а в церкви они нужнее. Святогорцы остались опечаленными, но внезапно этот управляющий заболел чумой и позвал монахов помолиться о нем и отслужить водосвятный молебен. Тотчас он исцелился, но на прошение монахов о мощах остался непреклонным. И опять служитель заболел. Вечером святой явился во сне отцу Макарию в виде белокурого юноши и сказал:
– Завтра, отче, ты возьмешь то, что хочешь получить.
На следующее утро в третий раз заболели чумой управляющий и его жена, и опять он послал за отцами, которые перекрестили больных, и они сразу исцелились. И тогда—то наконец им отдали святую главу и другие дары пожертвовали в монастырь, получив которые отцы с радостью возвратились в свою обитель, неся с собой святые мощи, пребывающие там и доныне и являющие разные чудеса с верою к ним приступающим во славу Отца, Сына и Святаго Духа.

Комментарии