Одесские православные святыни: История Успенского мужского монастыря


Обитель стоит на высоком берегу моря. Основание монастыря связано с именем митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони) (†1821). В 1799-1803 гг. владыка управлял Киевской епархией, а затем, по состоянию здоровья, ушел на покой и проживал в Одессе. В 1804 г. в южном одесском предместье Большой Фонтан, названном так за свои водные источники, переехавший из Молдавии дворянин Александр Теутул стал насаждать виноградник с фруктовым садом и не раз говорил владыке Гавриилу, что хочет построить там храм и маяк. В 1806 г. Турция объявила войну Российской империи; в ответ Россия ввела войска в Молдавию и Валахию, которые находились под гнетом Турции. 

В 1808 г. Святейший Синод Русской Церкви назначил владыку Гавриила Экзархом Молдо-Влахийским; в 1811 г. митрополит Гавриил приезжал в Одессу для погребения главнокомандующего Дунайской армии графа Николая Каменского, и в это время Теутул попросил архипастыря, чтобы тот принял в свое ведение имение на Большом Фонтане и возвел там храм и маяк. Владыка возразил, что Теутулу, ради семьи, стоило бы сохранить имение за собой; Теутул ответил, что, предусмотрев необходимое для семьи, верует в помощь Божию, но тверд в желании пожертвовать имение. Все еще надеясь, что время изменит мысли Теутула, владыка вежливо отказался от дара, сославшись на то, что Одесса не входит в ведение Экзарха Молдо-Влахийского. 

В 1812 г. война окончилась, к Российской империи отошла восточная часть Молдавии; в 1813 г. там учредили Кишиневскую епархию, которую поручили владыке Гавриилу, причислив к ней земли между рр. Южный Буг и Днестр, в т.ч. Одессу. Пользуясь этим, Теутул оформил в 1814 г. акт о передаче своего имения Кишиневской епархии с просьбой воздвигнуть на жертвуемой земле храм и маяк. Причиной настойчивости Теутула явилось одно трагическое событие: как-то вечером он затеял в своем имении пикник с приятелями и развел на берегу моря костер, а шедшее в Одессу греческое судно приняло костер за огонь портового маяка, взяло неверный курс и разбилось о прибрежные скалы; Теутул с гостями бросился на помощь морякам, но спаслись не все; тех, кто остался жив, Теутул щедро одарил, а имение решил передать Церкви.

В 1814 г. владыка Гавриил основал в бывшем имении Теутула подворье для пребывания правящего Кишиневского архиерея во время визитов в Одессу. На подворье начали строить храм и маяк. Из-за нехватки средств, в 1820 г.епархия возбудила ходатайство о преобразовании подворья в мужской монастырь, а достройку маяка передала морскому ведомству. В 1824 г.правительство Российской империи утвердило за бывшим подворьем статус монастыря, в 1827 г. морское ведомство достроило маяк, который позднее, из-за угрозы обвала, несколько раз перестраивали и перенесли на другое место.

С 1834 г. обителью управлял архимандрит Порфирий (Успенский). Со времени учреждения в 1837 г. Херсонской епархии с центром в Одессе, ее первый правящий архиерей архиеп. Гавриил (Розанов) жил поначалу в Успенском монастыре, лишь впоследствии переехав в другое место. В 1838 г. учреждается Одесская Духовная Семинария (действовала до 1920 г. и была возрождена в 1945 г.), и ее первым ректором назначают о. Порфирия (Успенского), оставшегося при этом настоятелем Успенской обители. В 1840 г. о. Порфирия назначили настоятелем храма при российском посольстве в Вене, в 1842 г. – командировали в Иерусалим для изучения обстановки, в которой живут православные на Ближнем Востоке (в окружении мусульман). Командировка стала прологом к созданию в 1847 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1-м настоятелем Миссии был до 1854 г. о. Порфирий. Находясь на Ближнем Востоке, он путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, посетил Синай и Афон, обработал большой массив сведений о древностях и святынях этих мест, написал о них много научных трудов, собрал и привез на родину ценную коллекцию предметов. Именно он обнаружил в монастыре св. вмц. Екатерины на г. Синай один из важнейших греческих списков Библии, датируемый IV в. и известный как Синайский кодекс. В 1865 г. о. Порфирий был возведен в сан епископа с титулом «Чигиринский» и назначен викарием Киевской епархии, в 1877-1878 гг. трудился в Московской Синодальной конторе, затем пребывал на покое (†1885).

В 1880 г. в Херсонской епархии учредили должность викарного епископа с титулом «Елисаветградский». Это было уже 2-е в епархии викариатство: 1-е открыли в 1853 г. и его архиереев титуловали «епископ Одесский». Резиденцией епископов Елисаветградских назначили Успенский монастырь. Владыки Елисаветградские отныне были настоятелями обители, некоторые из них в ней почили и погребены. В 1914-1917 гг. епископом Елисаветградским был сщмч. Прокопий (Титов). В последующие годы, с титулом епископа Николаевского, он оставался викарием епархии, в 1921 г. стал ее правящим архиереем, в 1925 г. был возведен в сан архиепископа, но тогда же арестован органами советской власти и после многих лет ссылок в 1937 г. расстрелян.

В 1922 г. монастырь упразднили. В числе других иноков, обитель вынужденно покинул тогда иеромонах Владимир (Товстик), будущий преподобномученик: он ушел на родную Черкасщину, где служил, пока в 1937 г. не был арестован и расстрелян.

С 1942 г. обитель заняла Московская патриархия.

Комментарии